Эстетическое воспитание и образование в советский период
Новой тенденцией отечественной педагогики стало привлечение детей к внеурочной деятельности для развития творческих способностей. Отечественная педагогическая наука утверждала, что педагогическая деятельность тогда отвечает принципам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка, ведет к выявлению творческих дарований каждого ученика как субъекта формирования целостной, а не частичной личности, когда свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех. Именно эти положения раскрывают в своих трудах П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др. Уделяя большое внимание художественному развитию воспитанников, А.С.Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию. Он неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность «по законам красоты», человек сам преображается.
Теоретические проблемы эстетического воспитания реализовывались на практике в опытных учреждениях Наркомпроса. Одним из них была, возглавляемая С.Т.Шацким, первая опытная станция Наркомпроса. Ее коллектив разработал систему эстетического воспитания, внес значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства.
Создание в 50-х гг. Института художественного воспитания при АПН РСФСР (в дальнейшем АПН СССР) активизировало деятельность в области эстетического воспитания учащихся, и первый руководитель института В.Н.Шацкая выдвинула идею эстетического воспитания, охватывающую все формы жизни и деятельности школьников. Она создала теорию эстетического воспитания средствами музыки, музыкального образования, считала, что эстетическое воспитание осуществляется через эстетическое отношение ко всем явлениям прошлого и настоящего.
Эту мысль утверждал во всей своей практической деятельности замечательный отечественный педагог В.А.Сухомлинский. В эстетическое воспитание В.А.Сухомлинский широко включал искусство, природу, окружающую действительность, быт. Художественное слово, музыку, самостоятельное творчество детей В.А.Сухомлинский считал важнейшими средствами воспитания чувств, они занимают центральное место в его педагогической системе. Теоретические положения В.А.Сухомлинского получили широкое распространение и применение в практике воспитания и образования.
Цель и задачи эстетического воспитания детей и юношества
Определив основную цель художественно-творческой деятельности, а именно развитие личности детей и подростков, можно очертить круг задач, с помощью которых эта цель может быть реализована в системе дополнительного образования.
Это, прежде всего: развитие способностей, общих и художественно-творческих; формирование способностей к мыслительной деятельности; воспитание творческого начала и интереса к искусству.
Одной из важнейших задач эстетического воспитания подрастающего поколения – научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности. Эту задачу решают многие типы учреждений дополнительного образования: центры и дома творчества, художественные студии, школы искусств, различные любительские клубные объединения, а также школа и семья.
Одна из основных задач эстетического воспитания – развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты. С этой целью в системе дополнительного образования используются разнообразные виды художественного творчества. Важным разделом эстетического образования подрастающего поколения является также эстетика труда и быта. Формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окружающих детей и подростков, той обстановки, в которой они находятся в школе и в учреждениях дополнительного образования.
В эстетическом образовании подрастающего поколения всех возрастов эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве.
Средства эстетического воспитания детей и юношества
Теория эстетического воспитания включает разработку процессов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства эстетического воспитания определяются в соответствии с задачами и его содержанием. Выделяются следующие средства: окружающая действительность, природа, искусство, эстетика поведения, эстетика вкуса, эстетика быта.
В отечественной педагогике сложились разнообразные формы и методы эстетического воспитания. Наибольшее значение имеют воспитание в учебном процессе, внеучебные формы эстетического воспитания.
На современном этапе идет процесс расширения предметов эстетического цикла в школе, увеличение количества часов на их преподавание. Сегодня, получившие широкое развитие внешкольные формы организации эстетического воспитания (дома творчества детей и подростков, художественные школы, центры эстетического воспитания) в 60-80 гг., вновь активизируют свою деятельность. Эстетическая деятельность детей определяется по следующим направлениям: изобразительная, художественно - речевая, музыкальная, театрально - игровая, праздники и различные виды творческой досуговой деятельности. Существенную роль оказывает эстетическое оформление интерьеров учебных заведений и их территорий. Вся деятельность учителя в процессе эстетического воспитания должна осуществляется во взаимодействии с нравственным, умственным, физическим и трудовым воспитанием школьников. В современном российском образовании в воспитании школьников происходят значительные перемены, связанные с развитием общественных явлений. Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в становлении личности выдвигает эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе.