Тема 1.5 Методика и последовательность преподавания элементов народного танца
Процесс подготовки исполнителя, тем более педагога народного танца, является сложным по той причине, что передача хореографического материала от учителя к ученику происходит с «ноги». Педагог народного танца должен освоить большой комплекс теоретических и практических знаний по методике преподавания народного танца. Основными приемами, которыми педагог пользуется при пояснении правил выполнения, являются показ и рассказ. Показ особенно важен при пояснении техники исполнения движений, а рассказ при освоении методики исполнения какого-либо элемента или движения.
Все элементы и движения разучиваются с учащимися в определенной последовательности, с соблюдением одного из самых важных принципов народного танца – от простого к сложному. Первоначально лицом к станку, затем держась одной рукой за станок.
На первом году обучения, большинство элементов экзерсиса у станка разучиваются по I параллельной или как принято ее называть в народном танце, по V I позиции. К таким элементам относятся:
- маленькие и большие приседания;
- батман тандю носок-каблук;
- маленькие броски;
- подготовительные упражнения к маленькому каблучному, дробным выстукиваниям, мазкам ногой.
По мере их освоения в уроке народного танца, а также при достаточно уверенном исполнении некоторых элементов на уроках классического танца, можно переходить к их изучению по выворотным позициям.
Маленькие и большие приседания разучиваются вначале по I позиции, затем по II, III, V и IV позициям. Наиболее характерны музыкальные размеры 4/4 и 3/4. В отличии от классического тренажа могут исполняться не только мягко, слитно но и резко с акцентом вниз.
Различные виды батман в уроке народного танца исполняются как на вытянутой ноге, так и на смягченном колене. Наиболее характерен музыкальный размер 2/4, редко используется 3/4. В отличии от классического тренажа, могут исполняться с работой пятки опорной ноги и сокращением стопы рабочей ноги. Разучиваются по III позиции, вначале в сторону, затем вперед и назад. Далее по V позиции в той же последовательности.
Круговые движения ногой по полу разучиваются только после освоения их в классическом тренаже, но в отличии от него исполняются со скошеной стопой и с подворотом опорной стопы в завернутое положение. Круговые движения могут исполняться как носком рабочей ноги, так и ребром каблука. Наиболее характерны музыкальные размеры 4/4 и 3/4. Элемент координационно достаточно сложный и осваивается на втором году обучения.
Маленькие и большие каблучные упражнения, элементы свойственные только народному танцу. Исполняются на маленьком приседании и с работой пятки опорной ноги. Наиболее характерны музыкальные размеры 2/4 и 4/4. Обязательно предварительное усвоение элементов battements developpes и grand battements jete в классическом экзерсисе. Являясь элементами силовыми и очень сложными, разучиваются по V позиции не ранее чем на втором году обучения. Маленькое каблучное упражнение вначале лицом к станку в сторону, затем вперед и назад. Большое каблучное упражнение лицом к станку в сторону, затем спиной к станку вперед и лицом к станку назад.
Подготовка к «веревочке» и «веревочка», элементы экзерсиса у станка, исполняющиеся только в народном танце. Наиболее характерен музыкальный размер 2/4. Разучиваются после освоения passé retire и положения ноги на sure le cou-de pied в классическом танце. Первоначально лицом к станку и с фиксацией каждой точки: исходной позиции, на щиколотке спереди, спереди под коленом, сзади на щиколотке и в завершающей позиции. Затем с фиксацией только точки под коленом и исходной позиции. «Веревочка» может параллельно разучиваться у станка и на середине зала, т.к. является одним из основных элементов народного танца.
Низкие и высокие развороты, элемент, исполняющийся на основе классического battements fondu и после его освоения. В отличие от классического варианта, могут исполняться как медленно, так и быстро (с акцентом) и с заворотом и разворотом колена рабочей ноги (в положение к станку и от станка) и одновременным маленьким приседанием на опорной ноге. Чаще всего разучивается первоначально спиной к станку, чтобы почувствовать неподвижность верхней части корпуса. Наиболее характерны музыкальные размеры 4/4 и 3/4.
Дробные выстукивания - упражнение, которое готовит учащихся к исполнению дроби на середине зала. Важно освоить технику исполнения отскакивающих и фиксирующих ударов, удары всей стопой, ребром каблука или сочетание ударов полупальцами и каблуком. Наиболее характерны музыкальные размеры 2/4 и 3/4.
Упражнения с ненапряженной стопой, готовят учащихся к исполнению чечеточных движений на середине зала. Изучается вначале по I параллельной позиции, затем по III позиции. На вытянутой ноге, в сочетании с маленьким приседанием, на подскоке, с переступанием на работающую ногу. Наиболее характерны музыкальные размеры 2/4 и 3/4. По мере освоения движение может исполняться с напряженной стопой.
Зигзаги («змейка»), упражнение на развитие подвижности стопы, разучивать лучше в положении спиной к станку. Вначале по III позиции, затем по V позиции. Подготовительное упражнение на вытянутом колене, затем с маленьким приседанием. Вначале одинарные, затем двойные зигзаги. Наиболее характерны музыкальные размеры 2/4 и 3/4.
Элементы адажио у станка разучиваются по мере их освоения на уроках классического танца. К ним относятся раскрывание ноги на 90 градусов, глубокие приседания, подъем ноги на 90 градусов и выше, различные перегибы корпуса. Наиболее характерны музыкальные размеры 4/4 и 3/4.
Большие броски у станка разучиваются параллельно с их разучиванием на уроках классического танца. Вначале лицом к станку в сторону и назад, затем спиной к станку вперед и в сторону по I позиции, затем по V. Наиболее характерен музыкальный размер 2/4.
В первоначальном разучивании элементов и движений используется следующая последовательность музыкальных раскладок:
· I музыкальная раскладка
- музыкальный размер 2/4 - 8 тактов
- музыкальный размер 3/4 - 8 тактов
- музыкальный размер 4/4 - 4 такта
· II музыкальная раскладка
- музыкальный размер 2/4 - 4 такта
- музыкальный размер 3/4 - 4 такта
- музыкальный размер 4/4 - 2 такта
· III музыкальная раскладка
- музыкальный размер 2/4 - 2 такта
- музыкальный размер 3/4 - 2 такта
- музыкальный размер 4/4 - 1 такт
· IV музыкальная раскладка
- музыкальный размер 2/4 - 1 такт
- музыкальный размер 3/4 - 1 такт
- музыкальный размер 4/4 - 0,5 такта
· V музыкальная раскладка, затактовое исполнение
- музыкальный размер 2/4 - 0,5 такта