Методы преодоления трудновоспитуемости
Проведенный анализ подходов к классификации отклонений поведения детей и подростков позволяет сделать вывод о том, что все ныне существующие категории детей, в работе и во взаимоотношениях с которыми педагогам, родителям, социальным и медицинским работникам приходится применять дополнительные усилия, чтобы добиться положительных результатов в обычной, повседневной деятельности, можно отнести к разряду трудных, трудновоспитуемых детей.
Как заметил П. П. Блонский, «с объективной точки зрения, трудный ученик – такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик – такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, и который требует от учителя много работы».
Трудновоспитуемость указывает на затруднение в воспитании, формировании «Я» ребенка, на его неспособность и нежелание усваивать педагогическое воздействие и активно на них реагировать.
Трудновоспитуемый ребенок – кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.
Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумение найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психологического и социального развития, а так же педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.
При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно – педагогической работы у ребенка возникает состояние запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.
Трудновоспитуемость, как термин, это понятие вошло в науку в 30 – е годы. Ныне – это проявление отрицательного в поведении человека, конфликтное состояние, рожденное из неприятия предлагаемых установок. Преодоление трудновоспитуемости предполагает усвоение личностью норм и правил общественной жизни.
Методы преодоления трудновоспитуемости:
· методы разрушения отрицательного типа характера («метод взрыва», «метод реконструкции»);
· методы перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное переосмысление своих достоинств и недостатков, переориентация сознания, переубеждение, прогнозирование последствий отрицательного поведения);
· методы перестройки жизненного опыта (предписание, ограничение, переучивание, регламентация образа жизни);
· методы предупреждения отрицательного и стимуляции положительного поведения (поощрения и наказания, соревнования, положительные перспективы).
Используя те или иные методы психологического воздействия надо учитывать, что методы исправления «Я» влияют на сознание, чувства, поведение, на развитие личности в целом. Поэтому методы преодоления трудновоспитуемости без взаимодействия друг с другом могут выступать как средство коррекции поведения, комплексное же их применение делает эти методы средством перестройки личностной системы подростка.
В комплексе приемов педагогического воздействия выделяют: - приемы задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанника и - создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения трудновоспитуемых подростков.
В зарубежной литературе по психотерапии отклоняющегося поведения широко рекомендуются игровые приемы групповой психотерапии. Процитируем остроумный прием психодрамы из книги Дж. Франка «Групповые методы в терапии» (1959).
Мальчик Дон –15 лет – центральная фигура в исправительной колонии, на счету которого было по крайней мере сотня мелких нарушений, пока он не был приговорен за кражу автомобиля к заключению в исправительную колонию. Его поведение было вызывающим. Через четыре недели после начала занятий в группе он сбежал, угнал автомобиль и был возвращен невредимым после дикой погони за ним полиции, которая стреляла в машину, пробила шину, в результате чего автомобиль столкнулся с деревом. Дон живо рассказал восхищенной аудитории подростков этот эпизод на следующем занятии группы. С его разрешения было решено разыграть этот эпизод. Его попросили покинуть комнату и быстро составили план психодрамы. Первой была сцена погони за машиной, в которой Дон, играющий самого себя, был убит пулей в голову. Последующие сцены включали полисмена, доктора, осматривающего тело, сцены между его родителями и служителями морга, похороны. Во всех сценах подчеркивались две темы: ужасный вид изуродованного тела (лицо практически исчезло), и мысль о том, что поскольку он непутевый, то его не жалко, и, пожалуй, лучше для всех, что он умер.
Вопреки обычной процедуре, после психодрамы не было дискуссии, и занятие на этом закончилось. Дон выглядел бледным и растерянным. С этого времени наступило разительное улучшение его поведения. Глава заведения, чьи высказывания совпадали с мнением других лиц администрации, говорил: «Мальчик преобразился, раньше я никогда не доверял ему, теперь я могу безотчетно верить ему, он оказывает положительное влияние на других. Он мой самый лучший и дисциплинированный мальчик».
При неустойчивом поведении можно обучать школьников приемам волевого само воздействия. В отличие от гипноза, проводимого врачом, обучение приемам волевого самовоздействия осуществляется учителем (методику разработал В.Б. Горский). Упрощенно суть волевого самовоздействия заключается в том, что формула самовнушения или образы произвольного воображения оказывают значимое и выраженное влияние на реальные обстоятельства. Похожую ситуацию можно встретить в ролевых играх детей 3 – 5 лет. Вымысел во время игры может быть значимее реальности.
Основой методики самовнушения можно считать педагогическое внушения «могу управлять собой». А поскольку дети проявляют повышенную внушаемость, то реализация этого внушения приводит к появлению способностей целенаправленного самовнушения.
В значительной степени педагогическое самовнушение должно действовать как косвенное, то есть внушение через выполнение специальных тренировочных упражнений, организация тренировочных занятий и прочее. А известно, что косвенное внушение под час оказывается более действенным (В.М. Бехтерев). Самовнушенное перевоплощение личности в желаемый образ тождественно перевоплощению актера. Однако отличается от него полным внутренним перевоплощением с забвением собственной личности с сохранением, осознанием себя. Поскольку неустойчивому типу акцентуаций как раз не хватает волевой умелости, данная методика оказалась эффективной при лабильных и не устойчивых заострениях характера подростка.
Рассмотрим диагностический лист для выявления характера отклонений в поведении (автор. Беличева С. А.), для определения тех качеств, недоразвитие которых определяется как отклонение в поведении.
Инструкция:оцените степень выраженности данных качеств по 5 – бальной системе, где 5 – высокая степень проявления, 3 – средняя степень проявления, 1 – низкая
1. Наличие положительно ориентированных планов и профессиональных намерений.
2. Степень сознательности, дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.
3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых и т. п.), разнообразие и глубина полезных интересов.
4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.
5. Коллективистические проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.
6. Способность критически, в соответствии с требованиями морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.
7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.
8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии.
9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения, преодолевать трудности при их выполнении.
10. Внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, вежливость, культура речи).
11. Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, нецензурные выражения)
Оценка результатов:подсчитывается средний арифметический балл.
1 – 2,5 балла – социально запущенные дети;
2, 6 – 3, 65 б – педагогически запущенные дети
3,6 – 5 б – благополучные учащиеся
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность девиантного поведения? Назовите любую классификацию.
2. Какие подростковые реакции Вы можете назвать? Как необходимо реагировать на них родителям?
3. Составьте программу психолого-педагогической профилактики девиантного поведения.
Литература:
1. Вайзман Н.П.Реабилитационная педагогика.- М.:Аграф,1996.
2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М.,1993.
3. Ильин Д.И. Девиантное поведение детей и подростков. С. – П., 1999.
4. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми – М., 1996.
5. Михайлова Е.Н. Основы коррекционной педагогики – Томск, 1999.
6. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений /Гонев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А. Сластенина. – М., Издательский центр «Академия», 1999.
7. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В.А. Титаренко, Т.М.Титаренко.- Киев,1989.
8. Семенюк Л.М.Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М.-Воронеж,1996.
9. Шилова Т.П. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении.- М,1995.