Понятие трудновоспитуемости и ее причины

Все дети уникальны и неповторимы, ни один ребенок не бы­вает легким и беспроблемным в процессе своего становления и воспитания. Это нормально. Но есть дети, которые по самым разным причинам сложнее, чем другие. Долгое время в нашей педагогике использовался, да и сейчас широко применяется термин «трудные», под которым в основном понимались соци­ально и педагогически запущенные дети. В настоящее время более приемлемым является понятие трудновоспитуемости. Трудновоспитуемость — сознательное или бессознательное сопротивление ребенка и подростка целенаправленному пе­дагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся (воспитанников), затрудняющие социальную адапта­цию, усвоение учебных программ и социальных ролей.

По степени сопротивляемости и количеству затрачиваемых сил и времени на коррекцию возникающих проблем трудно­воспитуемых детей можно распределить на две группы:

1. Трудновоспитуемые, поведение и личность которых
поддается достаточно быстрой коррекции — дети с начальной
степенью школьной дезадаптации и дидактогениями; педагогически
запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хро­
ническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; дети с ак­
центуациями характера; нестандартные дети: неудачники и изгои,
застенчивые, левши, с характером, медлительные.

2. Трудновоспитуемые, коррекция нарушений поведения
и личности которых требуют значительных усилий и време­
ни — дети и подростки с делинквентным поведением; бродяги, бес­
призорники; одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запу­
щенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями
(ЗПР); дети из детских домов, приемные дети.

Причины трудновоспитуемости:биологические (наследст­венная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические трав­мы и инвалидность и др.); социальные (семья, школа, окружа­ющая среда); социально-биологические.

Дезадаптация — состояние невозможности приспосо­биться к изменившимся условиям или преодолеть возника­ющие трудности.

Дидактогения - возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащихся (угнетенное со­стояние, страх, фрустрация), вызванное непрофессиональ­ными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т. п., отрицательно сказывающихся на дея­тельности и межличностных отношениях.

Основные симптомы, являющиеся критериями дезадаптации: агрессия по отношению к людям, вещам; чрезмерная подвиж­ность; постоянные фантазии; чувство собственной неполноцен­ности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствитель­ность; неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость и конфликт­ность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего от­личия от других, лживость, заметная уединенность, неорга­низованность, пассивность, чрезмерная угрюмость и недо­вольство; достижения ниже норм своего возраста; завышенная самооценка, капризы, эгоизм, инфантилизм, импульсивность, фрондерство (не принципиальное, а из духа противоречия демон-

стративное недовольство всем и вся), фиглярство (шут, кривля­ка); постоянные побеги из школы или из дома; сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой. Конечно, это — перечень, а не совокупность необходимых для каждого ре­бенка признаков, чтобы считать его дезадаптированным.

Механизм адаптации и дезадаптации формируется в про­цессе взросления человека и вхождения его в среду обществен­ных отношений. Следовательно, проблема дезадаптации явля­ется особенно важной в детском возрасте, когда эти процессы только начинаются, они еще довольно динамичны, слабы и легко поддаются перестройке.

В общем подходе к трудновоспитуемым детям надо руко­водствоваться принципами:

Прогресс, а не идеал!— любое, даже самое небольшое, поло­жительное изменение в поведении трудновоспитуемого ребен­ка считается уже успехом и самого ребенка, и воспитателей.

Воспитание— работа на будущее — даже если нет видимых результатов, не надо отчаиваться, они обязательно будут, но нужно время и терпение.

Виды дезадаптации(в зависимости от природы возникно­вения, характера и степени проявления):

• Патогенная — вызывается отклонениями, патологиями
психического развития и нервно-психическими заболевания­
ми, в основе которых лежат функционально-органические по­
ражения центральной нервной системы. По степени и глубине
могут быть устойчивой, хронической формы (психозы, психопа­
тии, органические поражения головного мозга, отставание в
умственном развитии, дефекты анализаторов) и иметь погра­
ничный характер (повышенная тревожность, возбудимость,
страхи, навязчивые дурные привычки, энурез и т. п.). Среди
форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются пробле­
мы социальной адаптации умственно отсталых детей.

• Психическая— связана с половозрастными и индивиду­
ально-психологическими особенностями ребенка, подростка,
которые обусловливают их определенную нестандартность,
трудновоспитуемость, требующие индивидуального педагоги­
ческого подхода и в отдельных случаях специальных психоло­
го-педагогических коррекционных программ, которые могут
быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-
воспитательных учреждений. Бывает устойчивой формы: ак­
центуации характера, снижение порога эмпатийности (уме-





ния сочувствовать и сопереживать), индифферентность инте­ресов (безразличие, равнодушие), низкая познавательная ак­тивность, дефекты волевой сферы (импульсивность, растормо-женность, безволие, податливость чужому влиянию; способ­ные и одаренные дети — и неустойчивой формы: психофизиоло­гические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное пси­хическое развитие, состояния, вызванные психотравмирую-щими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т. п.

• Социальная — нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориента­ции, социальных установок. При этом имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной сторон социали­зации. Две стадии социальной дезадаптации:

— педагогическая запущенность — характеризуется хрониче­
ским отставанием по ряду предметов школьной програм­
мы, сопротивлением педагогическому воздействию, дер­
зостью, негативным отношением к учебе, различными со­
циальными проявлениями: сквернословие, курение, ху­
лиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные
отношения с учителями, родителями и сверстниками;

— социальная запущенность детей и подростков — такие дети
не только плохо учатся, хронически отстают по предме­
там учебной программы, оказывают противодействие пе­
дагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие ин­
тересы, нет полезных умений и навыков, не формируется
профессиональная направленность. Для них характерны
глубокая отчужденность от семьи и школы, формирова­
ние и развитие идет под влиянием асоциальных, крими­
ногенных группировок, усвоение групповых норм и
ценностей которых приводит к деформации сознания,
ценностных ориентации и социальных установок. Со­
циальные отклонения: беспризорничество, бродяжниче­
ство, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонаруше­
ния, аморальное и асоциальное поведение, проституция.

Социальная дезадаптация — процесс обратимый,т. е. при своевременном вмешательстве и коррекции поведение и раз­витие детей может вернуться в норму. Ярким подтверждением этого является опыт работы А.С. Макаренко и В.Н. Сороки-Росинского с трудновоспитуемыми детьми.

Вопросы и задания

1. Как вы поняли смысл основных рассмотренных понятий?

2. Побеседуйте со школьным психологом и социальным педагогом с
целью выяснения, как диагностируют на практике трудновоспитуемость
детей и подростков, как корректируют поведение детей, как учителя от­
носятся к проблеме трудновоспитуемости.

Наши рекомендации