Дифференциация и индивидуализация обучения
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
• комплектование учебных групп однородного состава;
• внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
• профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:
1. Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
2. Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
3. Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
4. Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.
Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.
Заключение
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.
Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
• в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
• личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;
• в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
• необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.
Я считаю, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской являются:
• использование субъектного опыта ребенка;
• предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
• накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
• обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.
Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Приложение
Приложение 1. Сравнительная таблица личностно-ориентированного и традиционного образования
Традиционное образование | Личностно-ориентированное образование |
1. Сущность и назначение | |
Овладение знаниями, умениями, навыками | Становление человека, обретение себя, своего образа: неповторимости индивидуальности, духовности, творческого начала |
2. Отношение педагога к учащемуся и его позиция в образовательном процессе | |
Педагог принуждает к учению строгими требованиями, императивами | Педагог относится к учащимся как к субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору Педагог создает условия для целенаправленного воспитания, социализации, обогащения знаниями и опытом и управляет этим процессом с позиции интересов учащегося |
3. Функции | |
1. Образовательная 2. Воспитательная 3. Развивающая с ориентацией на общую, единую и обязательную для всех линию психологического развития | 1. Гуманитарная - сохранение и восстановление телесного и духовного здоровья, поиск смысла жизни, обретение личной свободы, воспитание нравственности. Механизмы реализации: понимание, взаимопонимание, общение, сотрудничество 2. Культуросозидательная - обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизм реализации: культурная идентификация 3. Социализирующая - обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Механизмы: адаптация, жизне-творчество, рефлексия, выживание, сохранение своей индивидуальности |
4. Развитие | |
Интеллекта, мышления | Личностно-смысловой сферы, мышления |
5. Движущие силы образовательного процесса | |
Противоречие между знанием и незнанием | Знания приобретают характер отношений |
6. Педагогические технологии | |
Основные технологии - объяснительно-иллюстративные | Основные технологии - личностно-деятельностные, интерактивные |
Используемая литература:
1. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979
2. shkolazhizni.ru
3.nsportal.ru