Вопрос: Дифференциация и индивидуализация обучения в современной школе.

Дифференцированный подход, дифференциация и индивидуализация обучения. Внешняя (структурно-предметная) и внутренняя (внутриклассная) дифференциация. Виды и формы дифференциации (по способностям и не способностям, по интересам и склонностям, по проектируемой профессии, по темпу обучения, по степени оказываемой помощи и т.д.). Индивидуальность – совокупность психических свойств, особенностей и опыта каждого человека, отличающих его от других; своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальный подход в образовательном процессе, ориентация на поиск индивидуальных технологий обучения, позволяющих использовать и развивать внутренние возможности конкретного учащегося, учитывая его интересы, потребности.

Вопрос: Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Цель и задачи воспитания как педагогического процесса.

Сущность образования как системы и целостного явления. Понятие целостности образовательного процесса (в содержательном, организационном плане). Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Проблема цели и задач воспитания в теории и практике гуманистического воспитания. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания, интериоризация общественных норм, идеалов и ценностей в процессе воспитания.

Вопрос: Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания.

Теории возникновения воспитания. Особенности воспитания как основной категории педагогики в ее общекультурной, социальной трактовке. Социальные функции воспитания. Современные подходы к воспитанию. Цель воспитания как социальное явление. Приоритеты современного воспитания. Диалектика цели воспитания. Уровни целеполагания: идеал воспитания, уровень воспитательных устремлений и задач воспитания, уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации. Различные подходы к определению задач воспитания.

Вопрос: Принципы целостного педагогического процесса как отражение его основных закономерностей. Единство и взаимосвязь принципов в целостном педагогическом процессе. Гуманизм как основа принципов.

Закономерности целостного педагогического процесса. Принципы педагогического процесса: гуманизация, демократизация, природосообразность, культуросообразность, единство воздействий на воспитанников, научность, доступность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность, связь теории с практикой и жизнью, единство знаний и поведения, субъектность воспитанника в педагогическом процессе. Значение комплексной реализации принципов целостного педагогического процесса для эффективного обучения и воспитания.

Вопрос: Понятие о методах воспитания. Методы воспитания и их основные классификации. Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.

Общее понятие. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, анализ воспитывающих ситуаций и др. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. Методы стимулирования деятельности и поведения: требование, поощрение, наказание, соревнование. Методы самовоспитания: рефлексия, самонаблюдение, самооценка, самоанализ и др. Методы контроля и самоконтроля в воспитании: педагогический консилиум, анализ результатов деятельности воспитанников, педагогическое наблюдение и др. Приемы воспитания. Взаимосвязь методов воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Наши рекомендации