Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.
Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.
Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла. Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике. Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание. Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике. Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.
Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных ЗУН, способов мышления, усвоение общественно – исторического опыта, накопленным человечеством. Образование реализуется под влиянием обучения. Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: двусторонний характер, совместная деятельность учителей и учащихся, руководство со стороны учителя, специально планомерная организация и управление, целостность и единство, соответствие закономерностям возрастного развития учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся.
Определяя цели бучения мы определили к чему должны стремится педагог и учащиеся. В системе обучения и при проведении каждого урока существуют 3 группы взаимосвязанных целей: - образовательные – овладение ЗУН, формирование У и Н.
- развивающие – развитие психических процессов, способностей, а также У и Н.
- воспитательная – формирование мировоззрения, нравственности, эстетической культуры, дисциплинированности и т.д.
Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподаванием называют процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, а учением – процесс деятельности ученика.
принципы обучения – это основные исходные положения, определяющие содержания, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями: - сознательности и активности – требует глубокого осмысливания учащимися изучаемого материала, понимание его сущности, причин возникновения различных явлений, умение сознательно применять полученные знания на практике.
- принцип прочности – необходимость вооружить учащихся такими ЗУН, которые быстро и точно воспроизводятся, надолго сохраняются в памяти, и умело применяются на практике.
- принцип наглядности- заключается в том, что учитель через органы чувств создает у учащихся ясные и конкретные представления об изучаемых предметах и явлениях.
- принцип систематичности и последовательности
- принцип научности; - принцип доступности; - принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей.
Противоречия процесса обучения: 1. Противоречие между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учеником. 2. Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. 3. Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. На разных этапах обучения уровень сложности учебных заданий повышается. 4. Противоречие между наукой и школьным предметом.
Процесс обучения – совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, в ходе чего осуществляются развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда.
Поскольку процесс — это движение, продвижение, то возникает вопрос о его движущих силах. Главной движущей силой процесса обучения являются противоречия. Противоречия бывают внешние и внутренние. Противоречие располагается между требованиями учебной программы “надо” и уровнем возможности ученика “могу/не могу”; кроме того, — между его возможностью “могу / не могу” и мотивами учения “хочу/ не хочу”; чувства и эмоции. Положительно воздействуют на отношение школьника к учению переживание успеха, уверенности в своих силах, радости собственного открытия “нового”; воля, например настойчивость, сосредоточенность, самообладание, а также нравственно-волевые черты долга, обязанности, ответственности перед другими, принуждение — всевозможные устрашения, наказание, лишение удовольствий, свободы и, наоборот, поощрение за прилежание, усердие, хорошие результаты учения.
8. Закономерности и принципы обучения. Обучение как процесс.
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные(конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяются на отдельный компонент (аспект) системы, - частными(конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделают закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.
Общие закономерности: процесса обучения характеризуются:
- выделением генеральных или комплексных факторов, обуславливающих своим воздействием продуктивность обучения;
- вполне определённым, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними;
- лаконичностью и точностью формулировок.
Этим требованием отвечают следующие общие закономерности процесса обучения.
1.Закономерность цели обучения.Цель обучения зависит от 1)уровня и темпов развития общества;2)потребностей и возможностей общества;3)уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
2.Закономерность содержания обучения.Содержание обучения(образования) зависит от: 1)общественных потребностей и целей обучения;2)темпов социального и научно-технического прогресса;3)возрастных возможностей школьников;4)уровня развития теории и практики обучения;5)материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3.Закономерность качества обучения.Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:1)продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем рузультатов;2)характера и объема изучаемого материала;3) организационно-педагогического воздействия обучающих;4)обучаемости учащихся; 5)времени обучения.
4.Закономерности методов обучения.Эффективность дидактических методов зависит от: 1)знаний и навыков в применении методов;2)цели обучения;3)содержание обучения;3)возраста учащихся;4)учебных возможностей(обучаемости) учащихся;5)материально-технического обеспечения;6)организации учебного процесса.
5.Закономерность управления обучением.Продуктивность обучения зависит от: 1)интенсивности обратных связей в системе обучения;2)обоснованности корректирующих воздействий.
6.Закономерность стимулирования обучения.Продуктивность обучения зависит от:1)внутренних стимулов(мотивов)обучения; 2) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Сфера действия частных(конктерных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев.