Физическая культура в школе есть совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых обществом и используемых в школе для физической подготовки детей к жизни

Ценности для физической подготовки детей создаются обще­ством в целом, а не только работниками народного образования, в то время как используются они только в рамках школы.

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных цен­ностей, которые создаются и используются обществом для игро­вой физической деятельности людей, направленной на интенсив­ную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего максимального проявления способ­ностей путем соревнования в заранее определяемых двигатель­ных действиях.

Следовательно, во-первых, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подгото­вительную и коммуникативную функции. (Здесь и далее речь идет о массовом и детском типах спорта. См. раздел «Спортив­ная подготовка».)

Во-вторых, спорт — это непроизводственная деятельность, т. е. он непосредственно не связан с производством материальных благ.

В «детском спорте» оба признака выражаются в том, что спортивная деятельность учеников является внеучебной, не пре­дусмотренной государственными планами и программами в каче­стве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуще­ствляется через внеклассные и внешкольные формы работы, т. е. на сугубо добровольных началах.

В-третьих, спорта без интенсивной специальной подготовки нет и не может быть. Характер ее определяется видом спортивной специализации, осуществляемой на базе общей физической подго­товки. В «детском спорте» этот признак реализуется полностью, даже с акцентом на более широкую и длительную подготовку.

В-четвертых, человек готовится к максимальному проявлению физических и духовных способностей в узко ограниченном и зара­нее определенном круге двигательных действий. Этот признак остается ведущим и для «детского спорта», ибо понятие максиму­ма относительно: уровень его зависит от индивидуальных воз­можностей. Тем не менее, чтобы предотвратить неправильное тол­кование максимума для ребенка, целесообразно говорить об опти­муме.

В-пятых, максимальные проявления сопоставляются только в форме соревнований со всеми вытекающими отсюда последствия­ми (правила, спортивная классификация, поощрения, зрелищ-ность и т. п.). Именно в соревнованиях реализуется престижная функция спорта. Этот признак остается определяющим и для «детского спорта». Изменяются только внешние черты соревно­вания, но сам дух стремления к сопоставлению своих сил сохра­няется.

Все признаки, характеризующие спорт в целом, находят отра­жение и в детском спорте. Его можно определить как разновид­ность внеучебной деятельности ребенка, состоящей из специальной подготовки и выступлений на соревнованиях для оптимального с учетом возрастных особенностей проявления способностей в зара­нее определяемых двигательных действиях. Рамки «детского спор­та» лимитируются возрастом: от момента, когда разрешается при-

ступать к специальной подготовке, до выпуска из общеобразова­тельной школы.

В понятие «юношеский спорт» заложено более узкое содер­жание. Его границы определяются лишь одной возрастной груп­пой— юношеской. Этот термин условен, так как предполагает участие в спорте и девушек.

Школьный спорт по возрастному признаку участников сходен с «детским спортом». Разница же состоит в том, что «детский спорт» организуется школами и внешкольными учреждениями, а «школьный спорт»— только школами.

Перечисленные признаки спорта могут в той или иной мере присутствовать и в играх, и в гимнастике, и в туризме. Например, узкая специализация проникла в некоторые игры, в спортивную гимнастику, превратив их в самостоятельные виды спорта. В то же время сам спорт несет в себе отдельные признаки игры (имен­но поэтому спорт рассматривается как игровая деятельность), ши­роко использует игровой метод.

Анализ физической культуры может быть дан и с точки зрения педагогики, где физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры. В советской педагогике воспитани­ем называют целеустремленный процесс воздействия на человека, направленный на развитие у него способностей, отвечающих со­циально-политическим и нравственно-эстетическим идеалам об­щества. Воспитание — это область культурной деятельности лю­дей, способ передачи, освоения и совершенствования достижений культуры.

Физическое воспитание есть педагогическая система физиче­ского совершенствования человека.

В процессе физического воспитания используются разработан­ные комплексы физических упражнений в сочетании с естествен­ными силами природы и гигиеническими факторами для формиро­вания двигательных умений, специальных знаний, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального со­вершенствования организма в соответствии с требованиями обще­ства. Другими словами, физическое воспитание как педагогиче­ский процесс призвано управлять физическим развитием и физи­ческим образованием людей (см. раздел «Оздоровительные и образовательные задачи советской системы физического воспита­ния») .

Задача физического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек освоил доступное ему содержание физической культуры. Следовательно, через физическое воспитание человек превращает общие достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического разви­тия и т. п.). В свою очередь изменения личности под воздействием физического воспитания ведут к изменениям содержания физиче­ской культуры, влияют на главные результаты физической куль­туры. Естественно, этот процесс происходит не изолированно от Других сторон воспитания.

Физическое воспитание детей есть педагогическая система фи­зического совершенствования ребенка.

Физическое воспитание в школе является той же самой педа­гогической системой, но только осуществляемой в пределах шко­лы, например, на уроках, секционных занятиях и т. д.

Физическое воспитание школьников предусматривает различ­ные формы работы с детьми школьного возраста как в пределах школы, так и вне ее.

Основные принципы организации физического воспитания в школе изложены в «Положении о физическом воспитании уча­щихся общеобразовательных школ».

Цель и задачи советской системы физического воспитания

Цель советской системы физического воспитания выражает ожидаемый результат физического совершенствования населения, ради которого обществом создана система и обеспечено ее функ­ционирование.

Ожидаемый результат обусловлен закономерностями развития советского общества. В цели отражается объективная потребность социалистического общества в людях, способных приумножать и защищать его богатства.

Целью советской системы физического воспитания является формирование физически совершенных людей, обладающих ду­ховным богатством, моральной чистотой и способных к долголет­нему творческому труду и защите Родины.

Данная цель выражает общественные и личные интересы каж­дого человека нашей страны.

Физическое совершенство отражает извечную мечту людей о человеке, наделенном всеми достоинствами, лишенном каких-ли­бо физических недостатков.

Задачи советской системы физического воспитания выражают конкретные, соответствующие условиям функционирования систе­мы задания, выполнение которых приближает к цели. Все много­образие задач, которые приходится решать в процессе физическо­го воспитания, составляет три группы: оздоровительные, воспита­тельные и образовательные задачи.

Оздоровительные задачи направлены на согласование и сораз­мерное развитие всех форм и функций организма человека, содей­ствующие укреплению здоровья и совершенствованию физиче­ских качеств. Основным результатом решения оздоровительных за­дач должно быть улучшение физического состояния человека, его физического развития.

Физическое развитие есть изменения форм и функций организ­ма человека в течение его индивидуальной жизни.

На физическое развитие человека оказывают влияние три группы факторов: биологические, климато-географические и со­циальные.

Группу биологических факторов составляют на­следственные факторы. (Например, по длине тела родителей мож­но с долей вероятности судить о возможной длине тела их детей.) В результате действия этих факторов физическое развитие под­чиняется естественным законам, постепенной и возрастной сме­няемости периодов развития.

Группа климато-географических факторов включает те факторы, которые обусловлены климатическими и метеорологическими условиями, характерными для тех или иных географических зон страны, например: короткий световой день и сильные морозы на севере страны, высокая температура воздуха и низкая влажность в некоторых отдаленных районах Средней Азии.

К группе социальных факторов относятся условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержа­ние воспитания, включая физическое, и т. п. Действие всех со^ циальных факторов полностью подчинено общественно-экономи­ческому развитию страны. В свою очередь социальные факторы оказывают существенное влияние на действия биологических и климато-географических факторов. Например: улучшение матери­альных условий жизни — на ускорение прироста длины тела, веса, окружности грудной клетки и пр.; специально подобранные физи­ческие упражнения — на ликвидацию отставания в развитии бы­строты, силы движений, вызванного неблагоприятными климати­ческими условиями. Следовательно, хотя физическое развитие может протекать и без физического воспитания, однако только с помощью рационально организованных занятий физическими упражнениями, с учетом, разумеется, биологических закономерно­стей развития организма можно достичь согласованного и сораз­мерного развития *всех форм и функций человеческого ор­ганизма.

Оценка физического развития производится путем измерения размеров тела (длины и массы тела, окружности грудной клетки, длины туловища и конечностей и пр.), оценки внешних признаков телосложения (формы грудной клетки, ног, осанки, рельефа мус­кулатуры, жироотложения, эластичности кожи и пр.), степени полового созревания по внешним признакам, а также путем изме­рения некоторых функциональных показателей, как, например, жизненной емкости легких, силы отдельных мышечных групп, уровня проявления быстроты, выносливости и подвижности в су­ставах.

Используя все эти показатели физического развития, следует иметь в виду, что их высокий уровень создает лишь предпосылки для хорошего здоровья, высокой работоспособности или высоких спортивных результатов. Можно, например, обладать высоким ростом, хорошей осанкой и не иметь достаточной сопротивляемо­сти к простудным заболеваниям или обладать большой мышечной силой и не уметь выполнять лазанье по канату в три приема. Поэтому при оценке физического развития используется комплекс

различных показателей и обязательно в сопоставлении с показа­телями здоровья, работоспособности и уровнем умений выполнять те или иные действия.

В силу того, что физическое воспитание может оказывать су­щественное влияние на многие из перечисленных признаков, фи­зическое развитие расценивается как одна из функций физическо­го воспитания, по которой судят об эффективности занятий физи­ческими упражнениями.

Воспитательные задачи нацелены на всестороннее и гармони­ческое развитие личности человека в единстве его духовных и физических сил. Физическое воспитание, будучи целостным педа­гогическим процессом, способно своими специфическими средства­ми решать общие задачи воспитания (см. «Воспитывающее назна­чение занятий физическими упражнениями»).

Образовательные задачи направлены на формирование опре­деленных систем двигательных умений и навыков, на вооружение специальными знаниями в этой области, в результате чего чело­век приобретает тот или иной уровень физического образования.

Физическим образованием называется процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями, физи­ческими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.

Под специальными понимаются те знания, которые отражают закономерности физического воспитания (см. «Формирование зна­ний в процессе физического воспитания»). Имеет принципиальное значение не вообще приобретение объема знаний и умений, а именно систематизированных. Определенное содержание системы характеризует направленность и уровень физического образова­ния. В этом смысле можно говорить об общем физическом обра­зовании, получаемом учениками общеобразовательных школ, о специализированном физическом образовании, приобретаемом в процессе спортивной подготовки. (Не путать с физкультурным образованием, которое определяет меру профессиональной педа­гогической подготовки и может быть средним или высшим, что удостоверяется соответствующим дипломом). Физическое образо­вание предусматривает не только накопление человеком знаний и двигательных умений, но и формирование умений пользоваться ими в жизни (включая умения передавать свои знания и опыт другим) и самостоятельно овладевать физическими упражне­ниями.

Физическое образование человек получает в результате обу­чения (см. «Обучение физическим упражнениям»). Впервые тер­мин «физическое образование» получил научное обоснование в трудах П. Ф. Лесгафта. Уровень физического образования опреде­ляется путем оценки в баллах объема и качества знаний и уме­ний. Объем и качество двигательных умений во многом зависят от уровня физического развития: как правило, чем лучше физиче­ское развитие, тем большими возможностями обладает человек для физического образования.

В связи с тем что физическое воспитание является единствен­ным способом получения физического образования, последнее расценивается одной из функций физического воспитания, по которой судят об эффективности занятий физическими упраж­нениями.

Перечисленные задачи советской системы физического воспи­тания должны решаться комплексно на каждом занятии физиче­скими упражнениями. Реальные педагогические обстоятельства могут временно усиливать необходимость решения тех или иных задач.

Принципы советской системы физического воспитания

Принципами советской системы физического воспитания обя­зан руководствоваться каждый учитель физкультуры, какую бы педагогическую задачу он не решал. Можно не сформулировать для конкретного урока, например, оздоровительную задачу, но недопустимо давать ученикам нагрузки, превышающие их воз­можности, т. е. нарушать один из принципов. От деятельности учителя зависит полнота реализации каждого из принципов. Реализация всех принципов осуществляется, во-первых, одновре­менно (а не последовательно), во-вторых, при работе с любыми контингентами занимающихся, в-третьих, с акцентированием од­ного из принципов — в зависимости от конкретных задач образо­вания и воспитания, в-четвертых, с опорой на основы советской системы физического воспитания (см. с. 17—21).

Принцип оздоровительной направленности обязывает учителя так организовать физическое воспитание, что­бы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходи­мо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активно­сти, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, со­вершенствовать функциональные возможности организма, повы­шая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

Реализуется этот принцип путем выполнения следующих ос­новных требований: 1. Средства и методы физического воспита­ния должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности. 2. Физические нагруз­ки обязаны планироваться в соответствии с возможностями уче­ников. 3. Врачебно-педагогический контроль должен быть обяза­тельным элементом любого учебно-воспитательного процесса. 4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное ис­пользование солнца, воздуха и воды — все это следует учитывать при организации каждого занятия физическими упражнениями.

Принцип всестороннего развития личности от­ражает цель системы воспитания человека в таком обществе, ко-

торое строится, как писал В. И. Ленин, «для обеспечения... свобод­ного всестороннего развития всех членов общества» (Поли. собр. соч.—Т. 6.—С. 232).

В физическом воспитании этот принцип предусматривает вы­полнение двух основных требований: 1. Решение задач физиче­ского воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием (см. «Воспитывающее назначение занятий физическими упражне­ниями»). 2. Содержание физического воспитания следует плани­ровать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооруже­ние специальными знаниями.

Принцип связи с трудовой и оборонной практи­кой выражает прикладную направленность всей системы воспи­тания, призванной, как писал В. И. Ленин, воспитывать «...всесто­ронне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать» (Поли. собр. соч.— Т. 41.— С. 33). В этих словах отражено един­ство личных и общественных интересов: получение человеком все­сторонней подготовки удовлетворяет не только его личные, по­требности, но и запросы социалистического производства и во­оруженных сил. Связь физического воспитания с жизнью отраже­на в физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР».

Реализация этого принципа осуществляется через выполнение следующих требований: 1. Содержание физического воспитания должно предусматривать формирование прежде всего жизненно важных двигательных умений в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т. п. Это требование воплощено в содержании комплекса ГТО и учебных программ по физическому воспитанию. 2. Всесторонним физическим воспитанием необходимо создавать настолько широ­кую физическую подготовленность человека, чтобы его общий уро-вень физической работоспособности позволял осваивать самые разнообразные трудовые и военные действия. 3. Максимально использовать занятия физическими упражнениями для трудового и патриотического воспитания.

Формирование и выдвижение принципов советской системы физического воспитания не означает, разумеется, их возможности автоматически претворяться в жизнь, реализовываться в педагоги­ческой практике. Необходимы условия для их реализации, соот­ветствующая экономическая, материально-техническая, социаль­ная и культурная база. Практическая деятельность по их реали­зации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы. Так, лозунг превращения массовой физической культу­ры во всенародную, имевший место в недавнем прошлом ввиду отсутствия надлежащей материальной базы, инвентаря, разви­тых физкультурных потребностей у значительной части населения, все в большей степени профанировался, толкая физкультурных работников на путь очковтирательства и приписок.

Основы советской системы физического воспитания

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Система физического воспитания тесно связана с другими социально-экономическими системами общества: экономикой, по­литикой, наукой и культурой. Будучи одной из сфер проявления общественных отношений, она развивается под влиянием изме­нений, происходящих в данных системах.

Объективной основой этих связей является включенность си­стемы физического воспитания в общественное производство. Однако воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно в созда­нии общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу опо­средованное воздействие через субъекта производственных отно­шений — человека.

Своими различными формами система физического воспитания включена во все основные виды социальной деятельности челове­ка. Она удовлетворяет не только его биологические потребности в движении, но и социальные — формирование личности, совершен­ствование общественных отношений.

Разумеется, физическое развитие человека, подчиняясь биоло­гическим законам, может осуществляться и естественным путем. Но уровень двигательной активности современного человека недо­статочен для того, чтобы можно было обеспечить его физические возможности на должном уровне. Реализуя свои специфические функции, система физического воспитания способна полностью удовлетворять потребности людей в двигательной активности, обеспечивая тем самым высокий уровень здоровья и физической дееспособности.

Реализуя свои воспитательно-педагогические функции, система физического воспитания способна решать задачи нравственного, эстетического, трудового, интеллектуального развития, достигая успеха там, где оказываются неэффективными другие воспита­тельные системы.

Вместе с тем в самой системе физического воспитания полу­чает отражение все то, что связано с социальной, экономической и духовной жизнью общества. Чем выше уровень социально-эко­номического развития общества, тем полнее представлены ценно­сти физической культуры в образе жизни его граждан, выше доля национального дохода, расходуемого на цели физического воспитания, выше уровень здоровья и долголетия людей.

ЕолгоградскиЗ 2 Заказ № 1180 | Г^л..1'С'Г.;?'С1';<Д ("иГ *,■.*, СгРа'флмоЕич ЕЯ5ЛИО1ЕКА

Признавая огромное значение физического воспитания в деле формирования всесторонне развитой личности, Коммунистическая партия и Советское государство на различных этапах развития советского общества неоднократно обращались к этим вопросам (см. соответствующие постановления 1925, 1929, 1948, 1959, 1966, 1981 гг.). Разумеется, содержание постановлений отражало теку­щую политическую ситуацию, приоритет в которой отдавался

жесткой централизации управления и контролю, что не всегда благоприятно сказывалось на развитии советского физкультурного движения.

Система физического воспитания является развитой сферой экономических отношений. Будучи сложной по своему организа­ционному строению (сочетание принципов государственного и об­щественного руководства), она сочетает в себе и различные по происхождению источники финансирования и материально-техни­ческого обеспечения: государственный бюджет, общественные фонды, средства предприятий, профсоюзов, кооперативных об­ществ.

В экономическом плане система выступает как отрасль на­родного хозяйства, включающая в себя развитую сеть производств материального и нематериального характера. В сфере материаль­ного производства труд работников отрасли имеет материальную, вещественную форму: спортивные сооружения, инвентарь, обувь, одежда. Но эта сфера носит обслуживающий характер по отно­шению к главной сфере системы физического воспитания — непро­изводственной, направленной на физическое совершенствование человека.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Советская система физического воспитания опирается на оп­ределенную совокупность нормативных актов, регулирующих ее функционирование. Эти акты имеют различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции). Особое место среди них занимает Конституция СССР (статьи 24, 25, 41, 51), в кото­рой закреплено право советских людей на физическое воспитание. Имеются и другие нормативные документы, определяющие дея­тельность организаций и учреждений, обеспечивающих физиче­ское воспитание (детские сады, школы, ПТУ, вузы и т. д.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Методические основы раскрываются в закономерностях физи­ческого воспитания и соответствующих им рекомендациях по реа­лизации принципов обучения и воспитания, а также по использо­ванию средств, методов и форм организации занятий в каждой социальной группе населения.

В методических основах выражается характерная черта совет­ской системы физического воспитания—ее научность. Исходные теоретические положения и способы их практической реализации разрабатываются с опорой на фундаментальные науки (филосо­фию, социологию, педагогику, психологию, биологию и др.) целым комплексом специализированных теоретических и спортивно-педа­гогических наук (см. «Теория и методики физического воспитания как научная и учебная дисциплина»),

ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ

Программно-нормативные основы раскрываются в трехступен­чатой системе взаимосвязанных нормативных требований к уров­ню физического развития и физического образования населения.

Единые государственные программы физиче­ского воспитания определяют обязательный минимум фи­зического воспитания, осуществляемый в яслях, детских садах, общеобразовательных школах, в средних специальных и высших учебных заведениях. В этих программах установлены основные средства физического воспитания и нормативные требования к показателям физического развития и физического образования с учетом возраста, пола и типа учебного заведения.

Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» является программно-норматив­ной основой требований к физической подготовке учащейся, сту­денческой и трудящейся молодежи, определяющей уровень физи­ческой готовности молодежи к труду и обороне Родины. Комплекс охватывает лица обоего пола в возрасте от 7 до 60 лет. Часть средств и некоторые нормативные требования комплекса ГТО входят в единые государственные программы физического воспи­тания. В этом проявляется их взаимообусловленность.

Поступательное развитие советской системы физического во­спитания сопровождалось изменением содержания, структуры и нормативных требований комплекса ГТО. В этих изменениях от­ражались прежде всего объективные условия жизни, трудовой деятельности населения страны, реальный уровень физических возможностей всех социальных групп населения. Действующий комплекс состоит из шести ступеней, включающих девять возраст­ных групп. В соответствии с возрастными возможностями челове­ка нормативные требования возрастают в каждой очередной сту­пени вплоть до возраста, когда начинает происходить естественное снижение физических возможностей человека. Нормативные тре­бования каждой ступени определяют, во-первых, количественные критерии достижений в некоторых наиболее важных для человека действиях (бег, прыжки и пр.); во-вторых, круг жизненно важных двигательных умений, необходимых человеку для полноценной жизнедеятельности; в-третьих, объем теоретических сведений об основных положениях советской системы физического воспитания, о правилах личной и общественной гигиены, о приемах защиты от оружия массового поражения. В соответствии с возрастными воз­можностями некоторые ступени комплекса требуют выполнения определенного спортивного разряда по любому виду спорта.

Единая всесоюзная спортивная классифика­ция является высшей заключительной ступенью программно-нор­мативной основы советской системы физического воспитания. Она является самобытной особенностью отечественного спорта, уста­навливающей единые для всех спортивных организаций страны принципы и правила присвоения спортивных разрядов и званий,

а также единые в каждом виде спорта нормативные требования к подготовленности спортсменов. Главное назначение спортивной классификации состоит в том, чтобы содействовать массовости спорта, всестороннему воспитанию спортсменов, повышению каче­ства их подготовки и на этой основе достижению высших спортив­ных результатов.

Состав видов спорта и нормативные требования в отдельных видах спорта пересматриваются примерно через каждые четыре года, как правило, в первый послеолимпийский год. Таким обра­зом создается требуемая перспектива развития каждого вида спорта к очередным Олимпийским играм.

Спортивные разряды и звания установлены для тех видов спорта, которые имеют официальные правила и календарь сорев­нований. В их число вошли виды, получившие международное признание, национальные виды спорта народов нашей страны, а также военно-прикладные и профессионально-прикладные виды спорта.

В спортивной классификации предусмотрены два вида норма­тивных требований: разрядные нормы для видов спорта, в кото­рых результаты оцениваются по объективным показателям (в ме­рах времени, веса, расстояния и т. п.), и разрядные требования для видов спорта, в которых достижение оценивается по факту и значению победы, одержанной в соревновании лично или в соста­ве команды (бокс, спортивные игры и т. п.). Для некоторых ви­дов спорта (лыжный, велосипедный и т. п.) введены одновремен­но и разрядные нормы и разрядные требования.

Положением о Единой всесоюзной спортивной классификации предусмотрены правила, обязывающие спортсмена повышать свою теоретическую подготовку и общую физическую подготовку. Это создает условия для всестороннего развития человека и устанав­ливает преемственность с комплексом ГТО.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

Организационные основы советской системы физического во­спитания представляют собой органическое сочетание государст­венных и общественно-самодеятельных организационных форм и органов управления. Это сочетание опирается на единую цель со­ветской системы физического воспитания, ее задачи, на единые принципы, идеологические, методические и программно-норматив­ные основы, а также на практическое взаимодействие государст­венных и общественных учреждений страны, которые осуществ­ляют, контролируют и направляют развитие физической культуры. Подобное единство государственных и общественных форм, прису­щее системе физического воспитания, обеспечивается финанси­рованием строительства и эксплуатации спортивных сооруже­ний, изготовления бесплатного или частично платного исполь­зования оборудования и инвентаря, государственной системой подготовки квалифицированных специалистов, функционированием

врачебно-физкультурной службы, а также неуклонным увеличе­нием свободного времени трудящихся как непременного условия для занятий физическими упражнениями.

Учреждения, организации и коллективы, осуществляющие фи­зическое воспитание тех или иных контингентов населения, при­нято называть звеньями советской системы физического воспи­тания.

Основные направления советской системы физического

воспитания

Преимущественное решение тех или иных педагогических за­дач позволяет выделить три основных направления в физическом воспитании.

ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Общее физическое воспитание направлено на укрепление здо­ровья и поддержание работоспособности в учебной или трудовой деятельности. В соответствии с этим содержание физического во­спитания ориентировано на овладение жизненно важными двига­тельными действиями, согласованное и соразмерное развитие си­лы, быстроты, выносливости, ловкости и подвижности в суставах. Общее физическое воспитание создает тот обязательный мини­мум физической подготовленности человека, который необходим для нормальной жизнедеятельности, для специализации в любом виде профессиональной или спортивной деятельности. Оно осу­ществляется в дошкольных учреждениях, на уроках физического воспитания в общеобразовательных школах, в секциях (группах) общей физической подготовки и группах ГТО, в группах здоровья и др.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Физическое воспитание с профессиональной направленностью призвано обеспечивать тот характер и уровень физической готов­ности, который необходим человеку в конкретном виде трудовой или военной деятельности (в этом значении говорят о специаль­ном физическом воспитании учителя общеобразовательной школы, о специальном физическом воспитании космонавта и т. д.). Физи­ческое воспитание, направленное на подготовку человека к изб­ранной им профессии в трудовой или военной деятельности, при­нято называть физической подготовкой, а результат по­добной подготовки, выраженный в определенном характере и уровне физической готовности осваивать избранную профессию и эффективно трудиться,— физической подготовленно­стью.

Содержание физической подготовки и физической подготов­ленности всегда обусловлено требованиями конкретного вида про­фессиональной деятельности. Поэтому и физические упражнения для занятий подбираются такие, которые в наибольшей степени содействовали бы формированию трудовых умений, соответство­вали условиям настоящей или будущей трудовой деятельности. Физическая подготовка осуществляется в специальных средних и высших учебных заведениях и в Советской Армии (см. «Плани­рование учебной работы», главы VIII, IX, X, XI).

Возможность использования физического воспитания для подготовки чело­века к труду основана на наличии значительной общности требований, которые предъявляют к человеку труд и физическое воспитание. Самым общим основа­нием такой взаимосвязи служит то, что и то и другое являются разновидно­стями человеческой деятельности и направлены на удовлетворение физических и духовных потребностей человека, имеют общую социальную направленность. Трудовая деятельность направлена на создание экономической базы социализ­ма. Физическое воспитание содействует подготовке человека к трудовой дея­тельности путем укрепления его здоровья, развития способностей, необходимых для успешного овладения избранной профессией и достижения в ней высокого мастерства, а также подготовки к службе в Советской Армии.

Общность между трудовой деятельностью и физическим воспитанием мож­но проследить по следующим моментам:

1. Как в процессе трудовой деятельности, так и в физическом воспитании овладение двигательными действиями достигается за счет активного взаимодей­ствия индивидуальных свойств личности. 2. В обоих видах деятельности чело­век действует в коллективе. В функционировании трудового и спортивного коллективов есть много общего: наличие цели, задач, прав и обязанностей членов коллектива, режима деятельности и взаимоотношений между людьми. 3. Обучение двигательным действиям и воспитание человека как в трудовой деятельности, так и в процессе физического воспитания осуществляются на основе одних и тех же закономерностей: теории познания, теории образования временных условных связей, теории информации и теории произвольных движений. 4. Овладение мастерством в трудовой деятельности и успех в физическом воспитании зависят от одних и тех же условий: созна­тельного и активного отношения к избранной деятельности, удовлетворенности результатами своей деятельности, характера общения, осознания своего места в коллективе, состояния здоровья, физической и умственной работоспособности, опыта, уровня развития способностей.

При определенных условиях результаты физического воспитания по меха­низму положительного переноса могут благоприятно сказываться на успехах в учебе. Перенос эффекта от занятий физическими упражнениями на трудовую деятельность возможен и по навыку, и по линии индивидуальных свойств лич­ности.

Наши рекомендации