Раздел П. Теория и методика спорта
44. Определение понятий: «спорт» (в узком и широком понимании), «соревновательная деятельность», «спортивная деятельность», «система подготовки спортсмена», «спортивное движение», «спортивные достижения», «спортивная тренировка». Соотношение понятий: «спорт», «физическая культура» и «культура».
45. Спортивные достижения и определяющие их факторы.
46. Побудительные начала спортивной деятельности (потребности, мотивы и т.п.).
47. Социальные функции спорта (эталонно-спортивная, эвристическая, социализирующая, эстетическая, прикладная, экономическая и др.).
48. Этические и специальные правила спортивного состязания.
49. Способы объективного выявления победителя и оценки достижений.
50. Функции спортивных соревнований.
51. Способы проведения спортивных соревнований.
52. Соревновательная нагрузка и проблемы ее нормирования.
53. Спортивная тактика. Ее особенности в различных видах спорта.
54. Тактическая подготовка спортсмена.
55. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
56. Спортивная техника как способ реализации соревновательных действий. Показатели, критерии и факторы технического мастерства спортсмена.
57. Общая характеристика подготовки спортсмена. Основные компоненты в системе подготовки спортсмена.
58. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена.
59. Внетренировочные и внесоревновательные факторы, дополняющие и оптимизирующие спортивную тренировку и соревнование.
60. Средства спортивной тренировки.
61. Методы спортивной тренировки.
62. Нагрузка и отдых как компоненты тренировочного процесса.
63. Эффекты тренировочных воздействий.
64. Специальные принципы построения подготовки спортсмена.
65. Воспитание морально-волевых качеств, специальная психическая и интеллектуальная подготовка спортсмена.
66. Техническая подготовка спортсмена.
67. Тактическая подготовка.
68. Физическая подготовка (общая и специальная).
69. Спортивная форма, ее критерии и динамика.
70. Структура тренировочного занятия.
71. Построение тренировки в микроциклах.
72. Мезоциклы спортивной тренировки.
73. Многомесячные циклы спортивной тренировки (полугодичные, годичные и др.).
74. Спортивная тренировка как многолетний процесс.
75. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
76. Отличия общедоступного спорта и спорта высших достижений.
77. Тенденции развития современного спорта.
Раздел III. Теория и методика оздоровительно-рекреативной
И реабилитационной физической культуры
78. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания.
79. Основные направления в системе оздоровительной физической культуры и их характеристика (оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое).
80. Средства оздоровительной физической культуры и их характеристика:
• оздоровительная ходьба;
• оздоровительный бег;
• оздоровительное плавание;
• передвижение (ходьба) на лыжах;
• езда на велосипеде;
• прыжки со скакалкой.
81. Современные физкультурно-оздоровительные методики и системы, их характеристика:
• аэробика;
• ритмическая гимнастика;
• шейпинг;
• калланетика;
• аквааэробика;
• дыхательная гимнастика.
82. Основы построения оздоровительной тренировки.
83. Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями с оздоровительной направленностью.
84. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. —М-, 1980.
Годик М.А. Спортивная метрология. — М., 1988.
Иванков Ч. Т. Теоретические основы методики физического воспитания. Курс лекций. — М., 2000.
Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М., 1998.
Матвеев Л. П. Введение в теорию физической культуры. — М., 1983.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1991.
Матвеев Л. П. Общая теория спорта. — М., 1997.
Матвеев Л. П. Основы общей теории и спорта и системы подготовки спортсменов. — Киев, 1999.
Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Коф-мана. - М., 1998.
Платонов В. Н. Теория спорта. — Киев, 1987.
Программа по физическому воспитанию для детского сада (последнее издание).
Решетников Я. В., Кислицын Ю.В. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000.
Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под ред. Ф.П.Суслова, Ж. К.Холодова. — М., 1997.
Теория и методика физической культуры: Учеб. для студентов училищ олимпийского резерва / Под ред. Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова, Г.З.Карнаухова. - М., 2001.
Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990.
Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вай-цеховский. — М., 1993.
Физическая культура: Учеб. для учащихся 8—9 классов / Под ред. Л.Е.Любомирского, Г.Б.Мейкона, В.И.Ляха. — М., 2001.
Физическая культура: Учеб. для учащихся 10—11 классов о бщеобразовательных учреждений / Под ред. В. И. Ляха. — М., 2001.
Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М., 1994.
Физическое воспитание учащихся 1 — 11 классов: Программы общеобразовательных учреждений. — М., 1996.
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов..........................................................................................................................................3
Часть I. Теория и методика физического воспитания.............................................................4
Тема 1. Общая характеристика теории и методики физического
воспитания...........................................................................................................................4
Тема 2. Система физического воспитания в Российской
Федерации...........................................................................................................................6
Тема 3. Направленное формирование личности в процессе
физического воспитания.....................................................................................................7
Тема 4. Средства и методы физического воспитания.......................................................9
4.1. Средства физического воспитания..............................................................................9
4.2. Методы физического воспитания..............................................................................11
Тема 5. Общеметодические и специфические принципы
физического воспитания...................................................................................................14
Тема 6. Основы теории и методики обучения двигательным
действиям......................................................................................................................................16
Тема 7. Теоретико-практические основы развития физических
качеств...............................................................................................................................22
7.1. Понятие о физических качествах..................................................................22
7.2. Сила и основы методики ее воспитания........................................................23
7.3. Скоростные способности и основы методик
их воспитания....................................................................................................................26
7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания........................................30
7.5. Гибкость и основы методики ее воспитания................................................32
7.6. Двигательно-координационные способности
и основы их воспитания....................................................................................................35
Тема 8. Формы построения занятий в физическом воспитании......................................37
Тема 9. Планирование и контроль в физическом воспитании.........................................39
Тема 10. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного
возраста .............................................................................................................................41
Тема 11. Физическое воспитание детей школьного возраста.........................................44
Тема 12. Технология разработки документов планирования
по физическому воспитанию............................................................................................60
Тема 13. Физическое воспитание студенческой молодежи..... ......................................65
Тема 14. Физическое воспитание в основной период трудовой
деятельности.....................................................................................................................66
Тема 15. Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте................................ 68
Тема 16. Профессионально-прикладная физическая подготовка ..................................70
часть II. Теория и методика спорта...........................................................................................71
Тема 17. Общая характеристика спорта...........................................................................71
Тема 18. Основы спортивной тренировки........................................................................75
Тема 19- Основы построения процесса спортивной подготовки ………………………. 82
Тема 20. Технология планирования в спорте...................................................................85
Тема 21. Комплексный контроль и учет в подготовке
спортсмена.........................................................................................................................88
Тема 22. Спортивный отбор в процессе многолетней
подготовки.........................................................................................................................91