Методика обучения поворотам, размыканиям и смыканиям

Повороты. Они выполняются дошкольниками направо, налево (90º), вполоборота направо, налево (45º), кругом (180º), как на месте, так и в движении. Способы поворотов используются простейшие – переступанием и прыжком. Поворот переступание – самый доступный и естественный способ действия и поэтому в формулировке команды его можно не называть, а только обозначить направление движения «Напра-во!», «Нале-во!». Если поворот совершается прыжком, надо командовать «Прыжком, напра-во!»

Поворот кругом на месте выполняется в левую сторону (через левое плечо).

Размыкания– способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания- приемы уплотнения разомкнутого строя.

Приемы варьирования строя используются при подготовке к выполнению упражнений и игровых заданий и после их окончания. Выполняются они как на месте, так и в движении в различных построениях – в колоннах, в шеренгах, в кругу.

Размыкание выполняется обычным шагом, приставными шагами, прыжками, бегом. Расстояние (интервал, дистанция) определяется шагами , зрительными ориентирами, вытянутыми вперед или разведенными в стороны руками. Подавая команду к размыканию, надо называть величину дистанции (или интервала), способ выполнения, направления действий.

В работе с дошкольниками используются самые простые способы размыканий и смыканий и для их выполнения чаще прибегают к распоряжениям, реже – к командам.

Во время всех перемещений педагог должен находиться на краю площадки, чтобы видеть всех детей и совершенствовать навыки строя.

(Задачи во возрастным группам определены в программе)

34. Методика обучения и правила записи общеразвивающих упражнений.

Цель и смысл методики руководства – обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.

Вместе с тем руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические приемы:



  1. построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;
  2. раздача пособий;
  3. способы подачи упражнений;
  4. контроль за ходом выполнения упражнений.

Контроль за дыханием. Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, так как повышается потребность работающих мышц в кислороде. Дыхание учащается также при выполнении, возбуждении, поскольку деятельность дыхательной системы (как и любой другой) управляется центральной нервной системой.

Сущность контроля за дыханием на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечивать согласование дыхательных движений с характерными двигательными действиями. Поднимание рук вверх, отведение в стороны и назад и расширяет грудную клетку, а значит, способствует выдоху. Всякая группировка тела (наклоны, приседания, подтягивание и поднимание ног и т.п.) способствует выдоху.

Правила записи общеразвивающих упражнений.Одинаковые по названию упражнения могут иметь разную структуру. Например, «поднимание рук вверх» можно выполнять одним широким махом через стороны, с промежуточной остановкой в положении руки в стороны, поднимать руки одним махом, а опускать с промежуточной остановкой, и поднимать и опускать руки с промежуточной остановкой, поднимать руки вверх через стороны, поочередно.

Одно и тоже упражнение может выполняться из разных исходных положений и в зависимости от этого по-разному влиять на мышцы.

В выполнении одного и того же упражнения может быть задействовано разное число мышечных групп, например, наклоны хорошо сочетаются с активными действиями рук.

Наконец, некоторые визуально одинаковые упражнения используются и в младшей и в старшей группах, но в младшей они выполняются слитно, а в старшей – под счет.

Вся конкретная информация об упражнении должна вытекать из записи, включающей, согласно установленным правилам, название, исходное положение. Запись упражнений должна быть краткой и рациональной.

Исходное положение конкретно обозначается только перед началом упражнения. Если упражнение выполняется в естественном для человека положении стоя, указывается положение ног. Если исходное положение основная стойка, а положение рук иное, указывается только положение рук. Всякое грамотно построенное упражнение заканчивается исходным положением.

Принято сокращенное написание термина «исходное положение» - и.п. Аналогично обозначается основная стойка – о.с. Счет отражает структуру и обозначается цифрами.

Если в выполнении упражнения одновременно участвуют разные части тела, то сначала обозначается стержневое действие, например: подтянуть ноги, обхватив колени руками

Пример записи общеразвивающего упражнения:

И.п.:ноги на ширине плеч, руки за голову. 1- наклон в правую сторону-выдох, 2- и.п.-вдох. 3-4 то же в левую сторону

Особенности проведения общеразвивающих упражнений

Наши рекомендации