Требования, предъявляемые к методам и методикам
Психолого-педагогического исследования
Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований.
Валидность (“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”). Характеристика метода как валидного свидетельствует о его соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого он предназначался по замыслу.
Валидность может быть теоретической и практической (эмпирической), внутренней и внешней.
- теоретическая – соответствие показателей исследуемого, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик;
- эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей и реальному поведению;
- внутренняя – означает соответствие содержащихся в методике заданий общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть заданий измеряют не то, что требуется от данной методики.
- внешняя – связь между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Точность отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения. Чем точнее методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого.
Надежностьхарактеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).
Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.
Вопросы и задания для контроля
1. Является ли мысленный эксперимент надежным и точным методом исследования?
2. Изучите характеристики эмпирических методов исследования. Определите исследовательские возможности каждого метода (подготовьте эссе на эту тему). Проведите анализ методов с точки зрения их валидности, точности и надежности.
3. Провести критический анализ методов наблюдения и эксперимента.
4. Разработайте анкету по исследуемой проблеме с учетом изученных правил и требований к ее составлению.
5. Изучите информацию о проективных и психосемантических методах психолого-педагогического исследования. Найдите в литературе или Internet проективную и психосемантическую методику. Подготовьтесь к их опробованию на лабораторном занятии. Сделайте вывод о преимуществах этих методов.
6.Дайте определение каждому методу, названному в Классификации методов психолого-педагогического исследования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Этапы подготовки и проведения экспериментального психолого-педагогического исследования.
Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования.
Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте.
Анализ результатов эксперимента и применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.
Интерпретация и апробация результатов исследования.
Оформление результатов научного труда.
Практические рекомендации и программа их внедрения.
Этапы подготовки и проведения экспериментального
Психолого-педагогического исследования
Эксперимент – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Экспериментальное исследование – это особый вид исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез – предложений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.
Этапы подготовки и проведения эксперимента:
Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.
Подбор и анализ литературы.
Уточнение определения проблемы, формулирование гипотез и задач исследования.
Подбор, разработка и опробование психодиагностических и исследовательских методик.
Выбор схемы организации и проведения эксперимента.
Проведение эксперимента.
Обработка и анализ результатов эксперимента.