Литературы по методам и методикам исследования

Общие вопросы психологического исследования и психодиагностики

Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. Пер. с англ. /Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982. Изложены основные прин­ципы построения тестов, способы их оценки и правила применения, про­анализированы многие известные тесты.

Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондента­ми: Учебн. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989. 176 с. Рассмотре­на социально-психологическая специфика процедуры опроса, даны прак­тические рекомендации.

Гайда В. К., Захаров В. 77. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982. 101с. Освещены вопросы практической разработки и стандартизации тес­товых методик.

Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического ис­следования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. 76 с. Освеще­ны основные вопросы методологии психологического исследования: поста­новка задач, организация экспериментального исследования, планирование эксперимента, формулировка выводов, интерпретация и оценка результа­тов. Целью практикума является формирование умений для проведения эк­спериментального и прикладного исследования.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебн. по­собие / Пер. с англ. М.: МГУ, 1982. 464 с. Общая методология эксперимен­тального исследования, грамота психологического эксперимента.

Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследо­ваний: Учебн. пособие. М: МГУ, 1988. 232 с. Изложены основные методы прикладного социологического исследования, включая анализ документов.

Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., Питер. 2000. Изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов. Одна из глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия ис­пытуемого и экспериментатора.

Зинченко Т. П., Фрумкин А. А. Методы эргономического обеспечения проектирования: Учебн. пособие. СПб, 1991. 124 с. Представлена методо­логия эргономического обеспечения проектирования эргатических систем, расчетные методы определения эргономических показателей.

Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педа­гогические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1988, 107 с. Рассмотрены условия и закономерности взаимосвязи разноуровне­вых индивидуальных свойств и их роль в формировании индивидуального стиля деятельности и развития индивидуальности человека в разные возраст­ные периоды.

Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. Л.: НИП-НИ им. В. М. Бехтерева, 1969.

Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.

Как провести социологическое исследование /Под ред. М. К. Горшко­ва, Ф. Э. Шереги. М.: Политиздат, 1990. Технология социологического ис­следования для начинающих.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, ЧеРо, 1997. 256 с. В учебнике представлены основные нормативы и проблемы экспериментального метода в психологическом ис­следовании.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и приклад­ных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. 392 с. Рассматриваются методоло­гические проблемы экспериментального метода в социальных науках.

Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с. Фундаментальное исследование, подводящее итоги многолет­ней работы видного отечественного психолога и руководимого им коллек­тива.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебн. посо­бие для вузов. М.: Издательская группа «ФОРУМ»-«ИНФРА-М», 1998. 296 с. Учебн. пособие представляет те виды организации психологических ис­следований, которые примыкают к экспериментальным, но в строгом смысле таковыми не являются.

Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. 175 с. Дан аналитический обзор исследовательских приемов, применяемых в социальной психологии и в смежных с ней дисциплинах.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. СПб., Речь.: 2000. 448 с. Освещены отечественные и зарубежные разработки в области психодиагностики, вопросы теории, истории и методологии пси­ходиагностики, проанализированы конкретные методики.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001.

Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учебн. посо­бие /Ред. А. А. Крылов. Л.: ЛГУ, 1987.255 с. Описаны лабораторные и прак­тические работы по основам общей и экспериментальной психологии, вы­полняемые студентами-психологами 1-го и 2-го курсов.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебн. пособие / Ред. А. А. Крылов, С. А. Маничев. СПб.: Питер, 2000.

Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981. 232 с. Анализируются наиболее распространен­ные психологические и психофизиологические диагностические методи­ки. Рассмотрены тесты интеллекта, специальных способностей, методики изучения межличностных отношений, личностных свойств, свойств нервной системы и их проявлений.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследо­вании студентов) / Под ред. А. А. Бодалева, М. Д. Дворяшиной, И. М. Па­лея. Л.: ЛГУ, 1976. 248 с. Описаны стратегия и тактика комплексных психо­логических исследований, общие методические вопросы психодиагности­ки, методическое оснащение.

Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991. 181 с. Рассмотрены вопросы применения мето­дов психологической диагностики способностей в школьной практике в условиях традиционного и развивающего обучения, а также диагностики способностей в ходе профессиональной консультации, профессионального отбора и аттестации кадров.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей /Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972. 248 с. Изложены ре­зультаты многолетних исследований по комплексному изучению психофизио­логических функций взрослых людей периода ранней взрослости (18-21 года).

Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрос­лость) / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1977. 198 с. Прослежены закономерности развития в процессе обучения психофи­зиологических функций взрослого человека во взаимосвязи его возрастных и индивидуально-психологических свойств (в возрасте от 22 до 40 лет).

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебн. посо­бие. Л.: ЛГУ, 1990. 256 с. С позиций системного подхода описаны основные закономерности психического развития, возрастные изменения психики.

Сластенин В. А., Мажор Н. Е. Диагностика профпригодности. М., 1992. Рассмотрен большой ряд диагностических методик, необходимых для оп­ределения профпригодности.

Семенов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологичес­ких исследованиях: Учебн. пособие. Л.: ЛГУ, 1983. 104 с. Изложены мето­дологические принципы и методические подходы к анализу документов.

Суслов В. И., Чумакова Н. П. Психодиагностика: Учебн. пособие. СПб.: СПбГУ, 1992. 58 с. Проанализированы основные принципы психодиагнос­тики, рассмотрены вопросы использования ряда наиболее разработанных личностных тестов.

Черны В., Колпарик Т. Компендиум психодиагностических методов. В 2-х т. Братислава, 1988. Рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с психодиагностикой, дан обзор многих диагностических методик разного назначения.

Эргономика: Учебник / Под ред. А. А. Крылова, Г. В. Суходольского. Л.: ЛГУ, 1988. 184 с. Описан ряд методов эргономических исследований и оценок, предложены способы преодоления трудных психических состоя­ний человека, возникающих в процессе работы.

Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: «Самарский университет», 1995. 331с. Детально излага­ются теоретико-методологические основания разработки программы соци­ологического исследования. Описаны методы сбора и анализа социальной информации, а также требования к организации теоретико-прикладных и прикладных социологических исследований.

Наши рекомендации