Упражнение «Красное и черное»
Участники делятся на две команды. Каждая команда получает набор из 20 карточек (10 красных и 10 черных) и рабочие листы:
1.Х | 6. X |
2. X | 7. X |
3. X | 8. X |
4. X | 9. X |
5. ХхХ | 10. ХхХ. |
Командам необходимо в течение 10 ходов совместно заработать как можно больше условных денежных единиц путем обмена карточками, учитывая следующие правила:
Мы получаем | |||
Красную | Черную | ||
Мы даем | Красную | +5 | + 10 |
Черную | -10 | -5 |
После 7-го и 9-го ходов команды имеют право провести переговоры, для которых делегируется по одному участнику от каждой команды.
Ведущий исполняет роль «почтальона». Перед каждым ходом он должен получить от каждой команды карточку-письмо и показать их командам только после того, как карточки оказались у него в руках.
Для этого упражнения необходима особая организация пространства. Желательно, чтобы команды сидели каждая вокруг своего стола, причем столы должны стоять в разных углах класса (так, чтобы было трудно подслушать обсуждение, проводимое другой командой).
Практика показывает, что даже при троекратном повторении инструкции участники всегда теряют из нее слово «совместно» и игра начинает развиваться «на победителя». Это и есть тема для обсуждения. Почему команды не сумели получить максимум очков (280 у одной и 20 у другой или по 240 у каждой команды)? Оказывается, была неверно сформулирована цель обмена карточками: набрать как можно больше очков, обыграть другую команду. Выбрав такую стратегию, команды редко набирают более 120 очков.
В ходе обсуждения формулируются и записываются на листе ватмана «Вопросы для рационального целеполагания» в ситуациях, когда взаимодействуют люди с разными на первый взгляд интересами: Что я делаю? Для кого? Каков будет результат? Каков критерий достижения этого
результата?
Вопрос про критерии достижения результата является самым непонятным, но очень важным. Пояснить его можно на примере «одного мальчика», который «не хотел, чтобы его притесняли родители». Что это значит? Может быть, «один мальчик» хочет, чтобы ему разрешали гулять до десяти вечера? Или чтобы не заставляли поддерживать собственную комнату в идеальном порядке? Или не лишали карманных денег за «двойку»? Ответ на этот вопрос и есть «критерий достижения результата».
Получается, что в конфликте очень важно не подозревать другую сторону во всех грехах, а ориентироваться на совместные интересы.
Нам часто кажется, что невозможно решить проблему так, чтобы это решение удовлетворяло интересы всех сторон в конфликте. Тем не менее определенная последовательность действий приводит именно к такому результату.
Существует следующая последовательность рассмотрения конфликта:
· сухие факты,
· самое неприятное в этой ситуации,
· мои чувства в конфликте,
· положительная сторона конфликта,
· метафора конфликта,
· какой урок принес этот конфликт
Для того, чтобы понять ,что произошло и извлечь урок необходимо сделать последовательно следующее:
· Определите интересы сторон в конфликте. Используйте вопросы : «Почему он (она) этого хочет? В чем заключается их опасение ?»
· Непредвзято определите , в чем состоит проблема. Используйте для этого вопрос : «Что именно мы обсуждаем (будем обсуждать) ?»
· Поймите, что каждый участник конфликта чувствует по-своему. Для достижения психологического удовлетворения дайте противоположной стороне возможность отразить свои чувства и покажите, что эти чувства поняты вами.
· Выясните, какие события вызвали те или иные чувства.
· Расскажите всем, чего вы хотите и что вам требуется.
· Прислушайтесь к тому, чего хотят другие люди.
· Обсудите со своими оппонентами препятствия и помехи, стоящие на пути к взаимному удовлетворению желаний и нужд.
· Найдите общую цель, не обязательно относящуюся к возникшему конфликту.
· Будьте открыты для обсуждения самых разных вариантов. Реальное решение может внезапно оказаться в самом фантастическом варианте.
· Придите к общему соглашению по поводу пути разрешения проблемы. Используйте вопросы : «Как мы это сделаем? Кто именно это сделает? В какие сроки?» и т.д. для достижения прочного соглашения и удовлетворения сторон по существу конфликта.
· Обсудите пути предотвращения такого типа конфликтов в будущем.
· Обсудите, насколько приемлемым для всех участников конфликта оказался сам способ (процедура) достижения согласия. Готовы ли стороны и в будущем именно таким образом работать в других конфликтных ситуациях?
Упражнение.
Участникам предлагается разобрать любой конфликт, который произошел недавно с ним , отвечая на вопросы.
Чувства. Какие чувства испытывает каждый из участников?
______
События. Что вызвало эти чувства?
________
Потребности. Каковы мои основные потребности, надежды, заботы и страхи?
________
Каковы основные потребности, надежды, заботы и страхи окружающих?
________
Желания. Чего именно я хочу сейчас?
________
Чего сейчас хочется остальным?
________
Препятствия и помехи. Что мешает удовлетворению моих интересов и желаний?
________
Цель. Какова общая цель обеих сторон?
______
Решения. Какие возможные варианты решения конфликта?
__________
На что согласны враждующие стороны?
имя | действия |
Как можно предотвратить появление подобной ситуации в будущем?
________
Рефлексия
В конце тренинга подводится итог, участники делятся впечатлением, вспоминают, что нового они узнали, что запомнилось больше всего. Ведущий и все участники благодарят друг друга и прощаются до новой встречи.