Упражнение «Красное и черное»

Участники делятся на две команды. Каждая команда получает набор из 20 карточек (10 красных и 10 черных) и рабочие листы:

1.Х 6. X
2. X 7. X
3. X 8. X
4. X 9. X
5. ХхХ 10. ХхХ.

Командам необходимо в течение 10 ходов совместно заработать как можно больше условных денежных единиц путем обмена карточками, учитывая следующие правила:

  Мы получаем
Красную Черную
Мы даем Красную +5 + 10
  Черную -10 -5

После 7-го и 9-го ходов команды имеют право провести переговоры, для которых делегируется по одному участнику от каждой команды.

Ведущий исполняет роль «почтальона». Перед каждым ходом он дол­жен получить от каждой команды карточку-письмо и показать их ко­мандам только после того, как карточки оказались у него в руках.

Для этого упражнения необходима особая организация пространства. Желательно, чтобы команды сидели каждая вокруг своего стола, при­чем столы должны стоять в разных углах класса (так, чтобы было трудно подслушать обсуждение, проводимое другой командой).

Практика показывает, что даже при троекратном повторении инст­рукции участники всегда теряют из нее слово «совместно» и игра начинает развиваться «на победителя». Это и есть тема для обсуждения. Почему команды не сумели получить максимум очков (280 у одной и 20 у другой или по 240 у каждой команды)? Оказывается, была неверно сформули­рована цель обмена карточками: набрать как можно больше очков, обыг­рать другую команду. Выбрав такую стратегию, команды редко набира­ют более 120 очков.

В ходе обсуждения формулируются и записываются на листе ватма­на «Вопросы для рационального целеполагания» в ситуациях, когда вза­имодействуют люди с разными на первый взгляд интересами: Что я де­лаю? Для кого? Каков будет результат? Каков критерий достижения этого

результата?

Вопрос про критерии достижения результата является самым непо­нятным, но очень важным. Пояснить его можно на примере «одного мальчика», который «не хотел, чтобы его притесняли родите­ли». Что это значит? Может быть, «один мальчик» хочет, чтобы ему разрешали гулять до десяти вечера? Или чтобы не заставляли поддержи­вать собственную комнату в идеальном порядке? Или не лишали кар­манных денег за «двойку»? Ответ на этот вопрос и есть «критерий дости­жения результата».

Получается, что в конфликте очень важно не подозревать другую сто­рону во всех грехах, а ориентироваться на совместные интересы.

Нам часто кажется, что невозможно решить проблему так, чтобы это решение удовлетворяло интересы всех сторон в конфликте. Тем не менее определенная последовательность действий приводит именно к такому результату.

Существует следующая последовательность рассмотрения конфликта:

· сухие факты,

· самое неприятное в этой ситуации,

· мои чувства в конфликте,

· положительная сторона конфликта,

· метафора конфликта,

· какой урок принес этот конфликт

Для того, чтобы понять ,что произошло и извлечь урок необходимо сделать последовательно следующее:

· Определите интересы сторон в конфликте. Используйте вопросы : «Почему он (она) этого хочет? В чем заключается их опасение ?»

· Непредвзято определите , в чем состоит проблема. Используйте для этого вопрос : «Что именно мы обсуждаем (будем обсуждать) ?»

· Поймите, что каждый участник конфликта чувствует по-своему. Для достижения психологического удовлетворения дайте противоположной стороне возможность отразить свои чувства и покажите, что эти чувства поняты вами.

· Выясните, какие события вызвали те или иные чувства.

· Расскажите всем, чего вы хотите и что вам требуется.

· Прислушайтесь к тому, чего хотят другие люди.

· Обсудите со своими оппонентами препятствия и помехи, стоящие на пути к взаимному удовлетворению желаний и нужд.

· Найдите общую цель, не обязательно относящуюся к возникшему конфликту.

· Будьте открыты для обсуждения самых разных вариантов. Реальное решение может внезапно оказаться в самом фантастическом варианте.

· Придите к общему соглашению по поводу пути разрешения проблемы. Используйте вопросы : «Как мы это сделаем? Кто именно это сделает? В какие сроки?» и т.д. для достижения прочного соглашения и удовлетворения сторон по существу конфликта.

· Обсудите пути предотвращения такого типа конфликтов в будущем.

· Обсудите, насколько приемлемым для всех участников конфликта оказался сам способ (процедура) достижения согласия. Готовы ли стороны и в будущем именно таким образом работать в других конфликтных ситуациях?

Упражнение.

Участникам предлагается разобрать любой конфликт, который произошел недавно с ним , отвечая на вопросы.

Чувства. Какие чувства испытывает каждый из участников?

______

События. Что вызвало эти чувства?

________

Потребности. Каковы мои основные потребности, надежды, заботы и страхи?

________

Каковы основные потребности, надежды, заботы и страхи окружающих?

________

Желания. Чего именно я хочу сейчас?

________

Чего сейчас хочется остальным?

________

Препятствия и помехи. Что мешает удовлетворению моих интересов и желаний?

________

Цель. Какова общая цель обеих сторон?

______

Решения. Какие возможные варианты решения конфликта?

__________

На что согласны враждующие стороны?

имя действия
   
   
   

Как можно предотвратить появление подобной ситуации в будущем?

________

Рефлексия

В конце тренинга подводится итог, участники делятся впечатлением, вспоминают, что нового они узнали, что запомнилось больше всего. Ведущий и все участники благодарят друг друга и прощаются до новой встречи.

Наши рекомендации