Метод интерактивной игры

В отличие от ак­тивных методов интерактивные ориенти­рованы на более широкое взаимодействие до­школьников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активнос­ти дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практи­чески сводится к направлению деятельнос­ти детей на достижение поставленных це­лей и к разработке плана занятия. Специфи­ку интерактивных методов обучения лучше представить наглядно (см. схемы 1-3).

Схема 1. Пассивный метод

Воспитатель
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник

Схема 2. Активный метод

Воспитатель
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник

Схема 3. Интерактивный метод

Воспитатель
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта со­циального поведения.

Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодейст­вие дошкольников друг с другом и педаго­гом, а совместно организованную познава­тельную деятельность социальной направ­ленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и дру­гих, приобретают собственный опыт.

Существует много вариантов интерак­тивных игр, но способ их проведения до­статочно универсален и основывается на следующем алгоритме:

1. Подбор педагогом заданий и упраж­нений для группы детей. (Возможно про­ведение подготовительного занятия.)

2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель за­дания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятнос­ти и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о прави­лах игры, дают им четкие инструкции.

3. В процессе игры дети взаимодейству­ют друг с другом для достижения постав­ленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте - на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуж­дения содержательного аспекта (что понра­вилось, что вызвало затруднение, как раз­вивалась ситуация, какие действия пред­принимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситу­ации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессио­нальных навыков на основе приобретаемо­го опыта и личностных качеств.

Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов интерактивных игр для детей средней и старшей групп.

Вариант 1. Интерактивная игра по русской народной сказке «Репка»

Перед игрой проводится подготови­тельное занятие, на котором дети знако­мятся с текстом русской народной сказки, обсуждают прочитанное.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое репка? (Репка - овощ, ко­торый выращивают в огороде.)

2. Почему дед в одиночку не смог выта­щить репку из земли? (Репка выросла очень большой, и одному человеку оказалось не под силу вытащить ее из земли.)

3. Кто помогал деду? (Деду помогали баб­ка, внучка, собака Жучка, кошка и мышка.)

4. Чему учит сказка? (Только вместе можно сделать даже очень сложное дело.)

Педагог предлагает детям раскрасить иллюстрации к сказке (см. рис. 1).

Цель игры - формировать у детей навы­ки работы в команде и общения в группе, учить осознавать эффективность исполь­зования совместного творчества. Для про­ведения игры необходимо сформировать две-три команды по шесть-семь детей, заранее подготовить несколько одинаковых комплектов карточек с изображением ге­роев сказки «Репка», карандаши, фломас­теры, пластилин.

Педагог четко формулирует задание. В соседнем помещении на столе находится нарисованная (вылепленная из пластили­на или глины) или настоящая репка. Каж­дый ребенок по очереди заходит в сосед­нюю комнату и вспоминает сказку; затем все вместе работают над составлением мо­заики, располагая героев так, как они дей­ствовали в сказке. (Командам выдают по комплекту карточек с изображением геро­ев. Каждый игрок выбирает одного героя и располагает его на столе в зависимости от того, как он действовал в сказке.)

Педагог предупреждает детей о необхо­димости соблюдать следующие условия:

• работать не дольше 10 минут;

• общаться можно только мимикой и
жестами (невербально).

После выполнения задания педагог предлагает перейти к следующему этапу игры: каждый игрок должен «создать» предмет, который находится в соседней комнате (нарисовать, слепить репку).

По окончании игры дошкольники сов­местно с педагогом анализируют результа­ты работы (рассказывают о том, что полу­чилось, что нет, все ли справились с зада­нием, кому было трудно, почему).

Рис 1. Репка

метод интерактивной игры - student2.ru

Вариант 2. Интерактивная игра по русской народной сказке «Теремок» (алгоритм игры тот же).

Перед началом игры проводим подгото­вительное занятие, на котором дети вспо­минают (или знакомятся) текст русской народной сказки, обсуждают прочитанное.

Вопросы для обсуждения

1. Где находился теремок? (В поле.)

2. Кто первым стал жить в теремке? (Мышка-норушка.)

3. Кто из зверей жил в теремке? (Мыш­ка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок.)

4. Почему медведь полез на крышу? (Медведь не мог влезть в теремок, так как он очень большой.)

Затем детям предлагают раскрасить ил­люстрации к сказке (подбор иллюстраций для раскрашивания осуществляет педа­гог) (см. рис. 2).

Рис 2. Теремок

метод интерактивной игры - student2.ru

Далее переходят к следующему этапу интерактивной игры «Теремок» (см. вари­ант 1).

После выполнения задания педагог предлагает детям построить собственный теремок (материал заранее готовит сам пе­дагог или его приносят дети). По оконча­нии игры, так же как в варианте 1, анали­зируют результаты.

Используя интерактивные игры в обуче­нии дошкольников, педагог сталкивается с проблемами мотивации участников (заинте­ресованность дошкольника, «выпадение» из игры и др.), разработки и использования данного метода в обучении и воспитании до­школьников (разработка игр, методическая литература, квалификация педагога и др.).

Вариант 3. Интерактивная игра <<Домашний питомец»

Как обычно, до игры проводится подго­товительное занятие, на котором детей знакомят с выбранным животным (в на­шем случае с курицей) через обращение к различным видам искусства, предлагают отгадать загадки, назвать русские народ­ные сказки, вспомнить мультфильмы, сти­хотворения, частушки, скороговорки, главным героем которых является курица.

Явился в желтой шубке.

Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)

Белое круглое долго лежало,

Вдруг затрещало... (Яйцо и цыпленок.)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое пушистое

И золотое. (Яйцо и цыпленок.)

Всех я вовремя бужу

Хоть часов не завожу. (Петух.)

Раньше всех встает,

«Ку-ка-ре-ку!» - поет. (Петух.)

Педагог читает стихотворение К. Чу­ковского «Курица», спрашивает, о какой курице рассказывается в стихотворении.

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот –

Сказочку расскажет, песенку споет.

Детям читают русскую народную сказ­ку «Курочка Ряба», спрашивают, о чем она. Затем детей знакомят со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок». Предлага­ют ответить на вопросы: «Как повел себя цыпленок? Почему? Кто его утешил?».

«Жил на свете цыпленок. Он был малень­кий. Вот такой.

Но он думал, что он очень большой, и важ­но задирал голову. Вот так.

И была у него мама. Мама его очень люби­ла. Мама была вот такая.

Мама кормила его червяками. И были эти червяки вот такие.

Как-то раз налетел на маму Черный Кот и прогнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой.

Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой пе­тух, вытянул шею вот так. И во все горло за­кричал: "Кукареку!". И важно посмотрел по сторонам: "Я ли не удалец? Я ли не молодец?". Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запи­щал: "Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже мо­лодец!". Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.

В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!". А была лягушка вот такая.

Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожа­лела и приласкала его. Вот так».

Затем педагог переходит к следующе­му этапу интерактивной игры, цель которого - разнообразить представления де­тей о домашнем питомце, учить их видеть живое существо в разных аспектах. Дети (полгруппы) размещаются около стола, на котором лежат цветная и белая бумага, ножницы, клей, пластилин, детали конст­руктора.

Задача - совместно создать образ цып­ленка. Дети не должны общаться между со­бой словесно. В зависимости от подготов­ленности детей педагог может вносить из­менения в игру. Если дошкольники затруд­няются с выполнением задания, им пред­лагают определить, кто какую часть птицы хочет создать и из какого материала (сле­пить из пластилина лапки, вырезать из бу­маги крылья, собрать из деталей конструк­тора голову и тело). Задача педагога - ни­чего не придумывать за детей, а только на­правлять их фантазию в творческое русло.

После окончания работы дети делятся впечатлениями, оценивают результаты своего труда. Вторая группа дошкольни­ков должна отгадать, что было создано детьми первой группы.

Вариант 4. Интерактивная игра «Лесное животное»

Перед началом игры проводится подго­товительное занятие, на котором дошколь­ников знакомят с выбранным животным (в данном случае с белкой), предлагают им отгадать загадки, послушать фрагмент «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина и сказку Л.Н. Толстого «Белка и волк».

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка.)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка.)

***

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд...

А.С. Пушкин

Далее детям читают сказку Л.Н. Толсто­го «Белка и волк» и предлагают ответить на вопросы: «Что ты узнал о белках из этой сказки? Как повела себя белка, столк­нувшись с волком?».

«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.
Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда те­бе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и отту­да сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем».

В заключение педагог читает стихотво­рение о белке, написанное неизвестным автором специально для детей; спрашива­ет, какими качествами выделяются белки среди остальных лесных животных.

Кто играет там в горелки?

Это рыженькие белки:

Шубки золотистые,

Хвостики пушистые.

Вверх и вниз по веткам скачут

И в дупле орешки прячут.

Непоседы, шалунишки

В домик свой таскают шишки,

Много ягод и грибов

Впрок до зимних холодов.

Эти белки не лентяйки,

Очень добрые хозяйки.

В данном случае интерактивная игра вы­ступает как инструмент, позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей действительности.

Персоналии

И.Ф. Гербарт

Основная идея:

Основные труды:

Высказывание:

Наши рекомендации