Методика подготовки и проведения викторин в школе при изучении кубановедения
Реферат
На тему : «Викторины и игры на уроках краеведения (кубановедения)»
Выполнила студентка 4 курса, 405 гр.
Борсова Ж.Р.
Содержание
Введение. 3
1. Методика подготовки и проведения викторин в школе при изучении кубановедения. 5
2. Разработка урока-викторины по кубановедению в 7-8 классах «Знай и люби свой край!». 6
Заключение. 17
Список литературы: 18
Введение
«В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли» А.С.Макаренко.
Значение викторины в воспитальной работе с учащимися среднего возраста велико.
Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка. Викторины можно использовать в учебной деятельности, на уроках по различным темам. Особенно важно использовать викторину в урочной деятельности, когда изучается сложный учебный материал, который требует глубокого и детального усвоения.
Во внеклассной деятельности викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса учащихся, их интеллектуальных умений.
Курс краеведения решает проблемы патриотического воспитания, развития эмоционально-познавательной сферы учащихся, их творческого восприятия истории, литературы, искусства, географии родного края, познания общечеловеческих ценностей. Преподавание этого предмета требует от учителя проявления творческого потенциала, использования интерактивных форм проведения учебных занятий. Для этого необходимы интересные, разнообразные и эффективные формы изучения курса краеведения, чтобы учебные и внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Как сделать их более эффективными для развития познавательного интереса к изучаемому предмету? На самом деле краеведческий и игровой метод отлично дополняют друг друга, вносят разнообразие в уроки, способствуют творческому развитию детей, повышают интерес к географии и другим дисциплинам. Игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность. В них присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто правильнее отвечает, кто больше знает). В игре у учащихся есть возможность развития самооценки своих знаний (выбор более сложного или сравнительно легкого задания). В процессе игры школьники закрепляют полученные знания, получая при этом удовольствие от игры. Общение учащихся в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит юмор и шутки, снимает напряжение и однообразие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика.
Методика подготовки и проведения викторин в школе при изучении кубановедения.
Викториныкак особый вид занятий обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления школьников.
Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.
Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения.
К активизирующим задачам относят следующие требования: сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности учащихся; введение операции “переноса знаний” в новую ситуацию,метопредметность, связанность заданий с интересами и жизненным опытом учащихся. К этим принципам, можно добавить моменты, облегчающие подросткам понимание заданий - использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа; разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания, применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций и т. д.
Кроме групповых занятий предусматривается и индивидуальная работа. Каждый подросток наряду с групповыми заданиями получает и свои личные, рассчитанные именно на его индивидуальные особенности.
Еще одним обязательным условием является введение инструкций. Более того, педагог прямо требует от подростка самостоятельности. Именно осознание собственной ответственности за свои действия и поведение является мощным стимулом для подростка в совершении даже эмоционально-трудных для себя действий.
Таким образом можно выделить следющие правила подготовки викторин :
1. Тема викторины должна быть актуальной.
2. Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
3. Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
4. Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.
5. Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.
6. В викторинах всегда должны быть победители.
Викторина – это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Следовательно, основой служат знания учащихся и вопросно-ответная схема проведения. Викторины могут быть тематическими или обзорными . Викторины и игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь, элементарные игры можно классифицировать в зависимости от количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный. Любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.
2. Разработка урока-викторины по кубановедению в 7-8 классах «Знай и люби свой край!»
Познавательный аспект: конкретизировать и систематизировать знания учащихся по заявленной теме. Продолжать формировать умение самостоятельно работать в парах и микрогруппах.
Развивающий аспект: развивать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать. Обогащать и усложнять словарный запас учащихся.
Воспитывающий аспект: по средствам интеграции (кубановедение, окружающий мир, литературное чтение, русский язык), формировать устойчивую гражданскую позицию, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине – Кубани.
Орг. Момент: ученики делятся на команды (например, по рядам) и придумвают название своим командам.
Материалы и оборудование :
Доска, табло результатов команд, карта Краснодарского края, разрезные картинки,карточкки с заданиями, вопросами и головоломками,
выставка работ учащихся ,поделки.
Вступительное слово учителя: «Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок – викторина. Мне бы хотелось, чтобы вы запомнили несколько правил:
Думаем вместе.
Подумай и ответь!
Не выкрикивай!
Не подсказывай!
Ошибся – не огорчайся!»
Примерное содержание викторины:
1. Что такое полудиалект?
___________________________
2. Почему значительную часть кубанских говоров называют «кубанскою мовою»? Что означает слово «мова»?
________
3. Какая сторона говора в наибольшей степени отражает образ жизни его носителей: 1) звуковой состав, 2) лексика и фразеология, 3) грамматический строй?
________
4.Назовите автора строк.
Я не рос
Среди берез,
Я не рос
Под елями,
Мне не пел
Седой мороз
вьюгами- метелями, …
На Кубани вырос я, …
________
5. Назовите автора сказа «Кочеты генерала Суворова».
____
6. За что был наказан Прометей богами – олимпийцами? (по произведению Ф.Щербины « Миф о Прометее»).
________
7. Какой сюжет из истории нашего края нашел отражение в памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве"?
________________
8. Какой климатический пояс, и какие типы климата формируются на территории Краснодарского края?
________
9. Какие виды охраняемых территорий есть на территории края? Какое самое крупное травоядное животное охраняется в одной из них?
________
10. Как называется самый большой полуостров в Краснодарском крае? Между какими морями он находится? Какая крайняя точка края на нем расположена?
________
11. Определите памятник культовой архитектуры и его местонахождение. Укажите дату постройки, архитектора (если он известен).
_________
_________
12. Установите соответствие между автором и памятником архитектуры
1. В.А. Филиппов Мариинский женский институт
2. И.К. Мальгерб Кубанское областное правление
3. Н.Г. Петин Свято-Троицкая церковь в Екатеринодаре
4. А.П. Косякин Триумфальная Александровская арка
5. Н.Г. Сеняпкин Первая мужская гимназия им. В.С. Климова
____
13. Определите памятник монументального искусства, запечатленный на фотографии. Назовите архитектора. В честь какого события сооружен монумент? Какова его историческая судьба? Как называется подобная форма монумента, и где впервые она была создана?
________
14. Перед Вами иллюстрации, на которых представлены вышитые полотенца (рушники) с орнаментальными мотивами, широко распространенными в кубанской вышивке. Какое общее название этих мотивов? И на каких рушниках они чаще всего встречаются?
________
15. Это растение занесено в Красную книгу. Как называется это растение? Где оно произрастает ?
_________________________
_________________________
16. Какая птица, обитающая в нашем крае, является самой маленькой по размеру?
________
17. Укажите название птицы, изображённой на рисунке. Какую пользу она приносит человеку?
______________________
______________________
18. Это редкое земноводное занесено в Красную книгу Кубани. А название его связано с одним из полуостровов Евразии. Назовите это земноводное и отряд, к которому оно относится.
________
19. С какого места? Когда? запорожские и донские казаки в разное время начали освоение Кубани.
____
20. Как звучат первые строки гимна Кранодарского края?
____
21. Каким образом казаки развивали скотоводство?
________
22. Как переселившиеся казаки торговали с горцами без денег?
________
23. Заполните пропуски:
Храм, построенный Мстиславом, был посвящен __________________ и являлся символом его победы над _______________________.
ответы и былы :
1. Смешение литературного языка с диалектными особенностями в речи носителей (1б)
2. В основе этих говоров лежит украинский язык и его говоры (1б). Укр.: язык (1б).
3. Лексика и фразеология (1б)
4. Виталий Борисович Бакалдин (1б.)
5. В.Попов (1 б.)
6. Прометей принес людям огонь, открыл путь к знаниям, нарушив запрет богов-олимпийцев. (2б)
7. Поединок Мстислава с Редедей. (2б)
8. На большей части территории края умеренный климатический пояс (1 балл), умеренно-континентальный тип (1 балл), на Черноморском побережье субтропический климат (1 балл), от Анапы до Туапсе — сухие субтропики (1 балл), от Туапсе до Сочи — влажные субтропики (1балл).
9. Кавказский биосферный заповедник (1 балл), Утришский заказник (1 балл), Крымский заказник (1балл), Белореченский заказник (1 балл), Псебайский заказник (1 балл), Новоберезанский заказник (1 балл), Ясенский заказник (1 балл), Горячеключевской государственный заказник (1балл).
10. Таманский полуостров (1 балл), между Черным и Азовским морями (1 балл), крайняя Западная точка (1 балл), коса Чушка (1 балл).
11. Покровская церковь в Тамани. В 1794 г. в Тамани было завершено строительство церкви, освященной Во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. В 1911 г. пришедшая в ветхость Покровская церковь была реконструирована по проекту архитектора И.К. Мальгерба, но при этом облик ее был изменен: она приобрела вид древнегреческого храма с закруглением в алтарной части и с восьмигранным барабаном с низким шатровым куполом. В таком виде церковь сохранилась до наших дней.
По 2 балла за каждый пункт вопроса = 8 баллов.
12.
В.А. Филиппов - Триумфальная Александровская арка (Царские ворота)
И.К. Мальгерб - Свято-Троицкая церковь в Екатеринодаре
Н.Г. Петин - Первая мужская гимназия им. В.С. Климова
А.П. Косякин - Мариинский женский институт
Н.Г. Сеняпкин - Кубанское областное правление
По 3 балла за каждый пункт = 15 баллов.
13. ПамятникКубанскому казачьему войску. Сооружен в честь 200-летия войска. Арх. В.А. Филиппов. Открыт 7 мая 1897 г. на пресечении улиц Красной и Новой (Буденного). Разрушен в 20-е гг. Восстановлен в 1999 г. на прежнем месте. Обелиск– монумент в виде сужающегося кверху каменно столпа. Появились в египетском искусстве в эпоху Древнего Царства.
По 3 балла за каждый пункт.
14. Мотив «вазона». Пышные вазоны с букетами цветов чаще всего вышивались на свадебных рушниках, более скромные, с одним или несколькими цветами – на кухонных праздничных (для гостей) рушниках.
По 2 балла за каждый пункт.
15. Иглица (1 балл). Произрастает на Черноморском побережье (1 балл). В сумме – 2 балла.
16. Королёк (1 балл, уточнение видового названия не требуется). Отряд – воробьинообразные (1 балл). В сумме по вопросу максимум – 2 балла.
17. Чёрный стриж (1 балл). Уничтожает мелких летающих, в том числе вредящих человеку, насекомых (1 балл). В сумме по вопросу максимум – 2 балла.
18. Малоазиатский тритон (1 балл). Отряд – хвостатые (1 балл). В сумме по вопросу максимум – 2 балла.
19. С Тамани, куда казаки-некрасовцы прибыли в 1708 г., а запорожцы – в 1792г.(3 балла)
20. «Ой, Кубань, ты — наша Родина, вековой наш богатырь! Многоводная, раздольная,разлилась ты вдаль и ширь!»
21. Покупали самые различные породы скота и скрещивали их между собой, так появлялись породы, известные в Европе.(3 балла).
22. Происходил натуральный обмен (2 балла).
23. Богородице, Редедя. (3 балла)
В заключение подсчитываются баллы и победители получают отличительные знаки. (Вручаются медальки «Знатоку по Кубановедению»).
Заключение
Раскрывая роль игровых занятий по краеведению, нельзя не признать, что викторины являются по праву самым эффективным инструментом учителя в развитии логического мышления школьников.
В последние годы значительно вырос интерес к различным нтеллектуальным играм разнообразного плана.
При умелом владении учителем предподносимым школьникам материалом, в контексте краеведения, как предмета, отвечающего за патриотизм и любовь к своей малой Родине, школой будут достигаться все развивающие ,воспитательныеи познавательные цели.
Викторины требуют от учителя и учащихся большой подготовки, и зажигают одинаково и тех, и других. Учителей - на особую форму закрепления знаний, от выявления уровня подготовленности учеников класса до развития общечеловеческих ценностей у каждого отдельно взятого ученика.
Учеников - ориентируют на овладение дополнительными знаниями. Под влиянием этого обоюдного интереса и прививаются школой будущему поколению жизненно-необходимые знания, умения и навыки. Таким образом, можно сделать вывод, краеведческая направленность интеллектуальных игр - залог успеха в достижении поставленных современной школой задач перед учащимися и в целом в развитии полноценной личности каждого ребенка.
Список литературы:
1. Трёхбратов Б.А., Бодяев Ю.М., Терская И.А., «Кубановедение 7 класс», 2010.
2. Энциклопедия культур народов Юга России. Том I. Народы Юга России
3. Авторская программа «Кубановедение: программы для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края» / А.А. Зайцев, Л.М. Галутво, В.Н. Басий, Ю.А. Болдырев, Н.А. Гангур, А.Н. Еременко, А.Н. Криштопа, И.А. Терская и др. - Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2013.
4.www.yuga.ru– информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара
5. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского, М.: Просвещение, 1988
6. Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.