Музыкальное образование в России и за границей: различия и схожие черты

Споры об образовании в России и за рубежом продолжаются, кажется, уже сотни лет. Одни эксперты говорят, что такой замечательной системы теоретического образования нет больше ни в одной стране мира, другие парируют, что в Европе и заморской Америке гораздо большее внимание уделяется практике, а значит в большой мир молодые специалисты выходят более подготовленными.

Впрочем, в большинстве споров об уровне развития высших школ речь все-таки идет о науке, тогда как мы хотим поговорить о творческих профессиях. Например, о музыкальном образовании в России и за границей.

Путь музыканта в России

Детская музыкальная школа обычно становится первым знакомством ребенка с музыкой. Опытные преподаватели определяют его таланты, смотрят на то, что интересует самого малыша и начинают «бить в одну точку» - если родители и учителя решают, что юному дарованию лучше всего удается фортепиано, в ближайшие несколько лет его ждет обучение игре на фортепиано, изучение классических музыкальных произведений и истории музыки, участие в многочисленных музыкальных конкурсах и концертах.

Сразу стоит отметить, что всем вышеперечисленным ребенок будет заниматься после уроков в средней школе, где он наравне со всеми будет постигать азы математики, литературы и других традиционных предметов. Поэтому заканчивают российские музыкальные школы обычно самые стойкие и целеустремленные – в подростковом возрасте непросто заставить себя посвящать учебе столь значительное количество времени.

Зачастую, музыкальной школой все и ограничивается, однако те, кто хочет достичь большего, могут поступить в консерваторию и продолжить свою музыкальное образование. Впрочем, дорогу к сцене им в любом случае придется прокладывать самостоятельное – даже лучшие выпускники высших учебных заведений по классу музыки в России часто заканчивают свою карьеру в должности преподавателей музыкальных школ.

Таким образом, к достоинствам музыкального образования в России можно отнести его фундаментальность и верность традициям. Вас ждут отличные знания истории музыкальных инструментов и классической музыки, биографий композиторов и их произведений, Вы сможете сыграть все известные композиции, созданные для Вашего музыкального инструмента, однако поможет ли все это развивать в Вас творческую составляющую – это вопрос.

Основным же недостатком российского музыкального образования становится его второстепенность. К сожалению, музыкальные школы не относятся к престижным учебным заведениям, а многочасовое обучение игре на фортепиано или гитаре не станет оправданием ни для школьных учителей, ни для родителей, которые начнут ругать своего талантливого ребенка за двойку по математике.

Путь музыканта за рубежом

Основное кредо зарубежного образования: «Каждый должен заниматься своим делом». Иными словами, если Вы отлично играете на фортепиано и хотите развивать свой талант в этом направлении, математика Вам не нужна. То есть, конечно же, Вас научат складывать, вычитать, делить и умножать, но беспокоиться о том, что Вы не сразу дадите определение интегралу или докажете теорему Пифагора, никто не будет.

Профессиональные музыкальные школы в Европе тщательно отбирают молодые таланты и делают все возможное, чтобы воспитать настоящих музыкантов, лучших из лучших. Именно по этой причине лучшие зарубежные музыкальные школы работают в формате пансионов – дети живут при школе в течение всего учебного года, не отвлекаются на посторонние задачи и проблемы, не общаются с родителями и не видят друзей из соседнего подъезда. Их распорядок дня полностью подчинен музыке, и от погружения в творчество не отвлекает ничто, хотя, конечно же, в таких пансионах учат и основным, общеобразовательным предметам.
Чаще всего, судьба ребенка, закончившего такую музыкальную школу, предопределена – он будет продолжать свое музыкальное образование и развиваться, достигая новых высот. Ведь фактически музыка – это то, что являлось основой его жизни с самого детства.

Основным достоинством музыкального образования за рубежом можно считать то самое полное погружение в мир музыки и творчества. Не отвлекаясь на другие предметы, проблемы дома и шум за окном, Вы сможете творить, экспериментировать, создавать что-то свое.

Однако есть и недостатки – делая основной упор на музыкальную составляющую, зарубежные преподаватели зачастую забывают о том, что подросший талант может передумать связывать свою жизнь с музыкой. А будет ли он уметь что-либо еще – это большой вопрос.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….1

Тема 1. История музыкального образования как наука и как учебная дисциплина.
Основные подходы к ее изучению………………................................................................1

Лиля Хусаинова

Тема 2. Педагогическая мысль и практика в Древнем мире и Средневековье…...............5

Лиля Хусаинова

Тема 3. Музыкальное образование эпохи Возрождения……………................................9

Лиля Хусаинова

Тема 4. Музыкальное образование эпохи Просвещения Музыкально-педагогические концепции мастеров клавирного искусства XVI-XVIII вв………………………………12

Катя

Тема 5. Профессиональное музыкальное образование в Западной Европе конца XVIII - начале XIX вв. Педагогическая и просветительская деятельность Л.Бетховена, Р.Шумана, Ф.Шопена, Ф.Листа…………………………………………………………… 16

Катя

Тема 6. Основные этапы музыкального образования в России. Музыкальное образование русского средневековья (XI - XVII вв.)……..............................................................20

Нурзиля

Тема 7. Музыкальное образование в России в ХVII - первой половине ХIХ вв………24

Рузиля

Тема 8. Создание первых русских консерваторий, их роль в развитии музыкального образования и просвещения……………….............................................................................32

Лиля Галимова

Тема 9. Основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины ХIХ – начала ХХ вв…...........................……….39

Алина

Тема 10. Музыкальное образование советского периода……………............................47

Катя

Тема 11. Основные отечественные профессиональные музыкально-исполнительские школы ХХ в……………………………. ..............................................................................53

Резеда

Тема 12. Исторические традиции и современные проблемы музыкального образования...........................................................................................................................................73

Нурзиля

Тема 13.Музыкальное образование в США........................................................................75

Лиля Галимова

Тема 14. Музыкальное образование в Германии.............................................................76

Катя

Тема 13.Музыкальное образование в России и за границей:

различия и схожие черты....................................................................................................76

Рузиля

Катя 12-20, 47-53

Лиля Х. 1-12

Лиля Г. 32-39,75-76

Алина 39-47

Резеда 53-73

Нурзиля 20-24, 73-75, Рузиля 24-32, 76

Наши рекомендации