Качество и эффективность контроля
1. Контроль как функция управления дошкольным учреждением. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений. Контроль в дошкольном учреждении осуществляет администрация. Кроме этого, периодически контроль за деятельность дошкольного учреждения осуществляют органы управления. Незаменим сегодня и самоконтроль за осуществлением своей деятельности каждым сотрудником учреждения.
Контроль за деятельность дошкольных учреждений со стороны органов управления получил название инспекционный контроль.
Инспекционный контроль – это:
Ø проверка результатов деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителей и других должностных лиц, а также с целью изучения последствий реализации этих актов;
Ø система проверок с использованием документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися и воспитанниками образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению целей контроля.
Инспектирование осуществляется в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и аудита.
Мониторинг – постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования, сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.
Аудит – инспектирование по запросам с целью консультирования должностных лиц по вопросам применения законодательства и т. п., без принятия к ним мер административного воздействия, для установления правомерности их решений.
Инспекционно-контрольная деятельность в дошкольных учреждениях должна быть направлена не на проведение непосредственных проверок деятельности педагогических работников, а на повышение качества образовательной деятельности педагогов путем совершенствования внутреннего контроля, проводимого руководством дошкольного учреждения.
2. Виды контроля. Существует несколько видов контроля, которые осуществляет администрация дошкольного учреждения. Рассмотрим содержание различных видов контроля.
Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю, глубокую проверку работы всех направлений деятельности дошкольного учреждения: образовательной, медицинской, организации питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований и т. п.
Тематический контроль предполагает всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в дошкольном учреждении, или по направлениям деятельности педагогов. Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя. Тематика изучения состояния образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов:
Ø 1-й этап – постановка целей тематического контроля;
Ø 2-й этап – составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы;
Ø 3-й этап – подготовка руководителя к проведению тематического контроля;
Ø 4-й этап – распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
Сравнительный контроль необходим для сопоставления результатов работы воспитателей по выполнению различных разделов программы. Такой контроль позволяет выявить разницу в работе воспитателей параллельных групп.
Обзорный контроль следует рассматривать как разновидность тематического контроля. Он дает представление о работе педагогического коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент. Например, может быть проведена готовность всех воспитателей к рабочему дню или к первым дням работы с детьми в новом учебном году; выявлены наиболее успешные методы в работе каждого педагога к концу учебного года.
Предупредительный, или предварительный контроль проводится для того, чтобы предупредить возможные ошибки в работе педагогов, обслуживающего персонала. Он применяется в основном по отношению к начинающим или вновь поступившим сотрудникам.
Итоговый контроль. В деятельности руководителя постоянно возникает необходимость подведения результативности работы за разные периоды, т. е. подведение итогов по самым разным вопросам. Инструментарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педагогического процесса, то это итоги работы дошкольного учреждения за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Могут быть итоги не временные, а содержательные – тематические.
Оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль – это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным. По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям. Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, – это плановость и гласность контроля. Многие руководители ежемесячно планируют 5–7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив.
Результирующий контроль проводится для проверки мероприятий, намеченных по результатам проведения других видов контроля.
Качество и эффективность контроля зависит не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы избрал руководитель.
3. Качество и эффективность контроля. Для получения информации в ходе контроля важно на первое место ставить цели, задачи и содержание, а формы организации контроля (или его виды) – на второе. Руководителю иногда полезно как бы проинспектировать результаты своего контроля, поинтересоваться, была ли система контроля, как анализировалась деятельность педагогов, какие выводы, советы, рекомендации им давались, каковы результативность и эффективность осуществляемого контроля. Чтобы форма не стала преобладать над содержанием и смыслом контрольной деятельности, не всегда оправдано стремление отдельных руководителей педантично просчитывать и обозначать все виды контроля в плане. Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен.
Чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Как правило, наиболее эффективный контроль – это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны.
Итак, чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т. е. контроль должен быть чувствителен к сбоям. А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:
Ø информированность;
Ø полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;
Ø выбор целей;
Ø четкую спланированность;
Ø заинтересованность всех ее участников;
Ø повторность.
Одна из задач, которую решает руководитель, – максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя. Успешному решению этой задачи способствуют:
Ø отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;
Ø создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации;
Ø моделирование педагогического процесса;
Ø предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
Ø создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.
Увлеченность воспитателя может вывести его на самостоятельное оценивание результата работы с детьми. И тогда руководителю лучше использовать систему предупредительного, аудиторского контроля. В этом случае педагог воспринимает контроль как совет, помощь. Действительно, в данном случае подсказка, совместное обсуждение последовательности работы дает наибольший эффект и результат.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему контроль считается неотъемлемой частью управленческой деятельности?
2. В чем отличие оперативного контроля от тематического?
3. От чего зависит качество и эффективность контроля?
Литература: 7, 12, 15 (осн.).
Лекция 17