Технологические основы для построения систем учебных занятий

Начальным этапом конструирования системы занятий по опреде­ленной теме или разделу является выбор технологической структур­ной основы этих занятий. Возможны следующие типы таких структур:

1. Последовательная структура. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учеб­ной программой или учебником. Материал творчески перерабаты­вается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам. Данная структура оптимальна для традици­онной классно-урочной формы обучения.

2. Блочная структура. Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце ее изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочной форме обу­чения, так и в форме «погружения».

3. Разнородные концепты. Последовательно рассматриваются различные концепты всей темы: исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации. Концепты предлагаются учителем, а также могут составляться учениками. Та­кая система занятий эффективна в метапредметном обучении, по­скольку развивает разнонаучныи подход к изучению единых образовательных объектов.

4. Однородная деятельность. Учебные занятия по теме прово­дятся на основе одной ведущей деятельности, например, практи­кум по эксперименту или решению задач, когда вся тема изучается на основе опытов либо с помощью задач. Происходит «погружение» учеников в определенный вид деятельности. Выбранный вид дея­тельности предполагает многообразие способов ее осуществления. Например, ученики могут решать задачи индивидуально, парами, в группах, составлять их самостоятельно и выносить на коллектив­ную защиту, решать задачи во время олимпиад и т.д. Образова­тельной доминантой в данном случае выступает предметная деятельность учеников, содержание материала оказывается вторич­ным и вариативным.

5. Групповая работа. Тема изучается дифференцированно, уче­ники делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, на­пример: теоретики, экспериментаторы, историки. Все группы занимаются одновременно, каждая — по своему плану, разрабаты­вая тему в своем аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки, где группы обмениваются полученными результатами, об­суждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих «связок» в работе применяются лекции учи­теля. Эта система занятий более вариативна, чем предыдущая, по­скольку предполагает выбор учениками доминирующих видов их деятельности.

6. Ситуативная структура. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития образовательной ситу­ации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации дея­тельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуаль­ное или коллективное ее решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-истори­ческие аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка индивидуальной и коллективной деятельности.

7. Индивидуальные программы. Учащиеся выбирают творческие задания по общей теме, над которыми работают по индивидуаль­ным программам как в школе (в лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке, в сети Интернет). Ученики пишут сочинения, выполняют исследования, изготавливают технические конструкции. Регулярно по общему расписанию проводятся кол­лективные занятия, на которых рассматриваются основы темы, проводятся инструкции, заслушиваются отчеты учеников о выпол­нении их программ, проводятся консультации. Данная форма ин­тегрирует очное, самостоятельное и дистантное обучение.

Могут выбираться также и другие технологические структуры занятий, например, соответствующие тем или иным дидактическим системам, применяемые учителями-новаторами, авторскими шко­лами и др.

Блок самоопределения Тема. Система занятий

Продолжите варианты технологических структур занятий:

Последовательная структура Блочная структура Разнородные концепты Однородная деятельность
Групповая работа Ситуативная структура Индивидуальные программы  
       

Технологическая карта.Выбор общей структуры занятий позво­ляет переходить к конструированию ее конкретного содержания. Для этого применяется технологическая карта с соответствующи­ми базами данных.

Технологическая карта — педагогическое средство, цель кото­рого — предоставить учителю инструментарий для конструирова­ния системы занятий по определенной теме с целью обеспечения как индивидуального образовательного движения каждого учени­ка, так и всего образовательного процесса в целом. С помощью тех­нологической карты достигается вариативность конструируемых занятий.

Карта содержит базы данных с наборами учебных целей, кри­териев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления, других технологических и информацион­ных средств обучения.

Технологическая карта сохраняет в качестве инвариантов фун­даментальные образовательные объекты по изучаемому курсу, тех­нологические этапы и процедуры обучения. С помощью такой карты можно обеспечить достижение одних и тех же целей обучения раз­личными наборами форм и методов занятий, которые применяются в качестве вариативных средств, дополняющих и достраивающих инвариантную структуру до уникального в каждом случае варианта обучения.

В табл. 1 приведен вариант технологической карты, состоящей из пяти блоков: вводные занятия, основная часть, тренинг, контроль, рефлексия. У каждого блока имеются свои задачи и базы данных. Одна и та же форма занятий, например, лекция, может присутство­вать в разных блоках, что не означает их идентичности. Например, на вводной лекции делается проблемный обзор темы, а на итоговой лекции формулируются полученные учениками результаты.

Технологическая линия обучения выстраивается следующим образом. Из базы данных каждого блока технологической карты выбираются виды деятельности, формы, методы, приемы, средства обучения, с помощью которых предполагается достигать поставлен­ные цели. Ориентиром для учителя при планировании системы за­нятий является образ предполагаемого образовательного продукта ученика. Такой продукт соотносится, во-первых, с личностным по­тенциалом учеников, во-вторых, с содержанием образования и орга­низационными формами, обеспечивающими его получение; в третьих, с усвоением учеником образовательных процедур.

Составлением технологической карты занимается учитель, он постоянно пополняет ее новым инструментарием. Эффективность составления и применения технологических карт возрастает при переходе к компьютерным технологиям. Принципы структуризации технологического инструментария и задание правил-алгоритмов для создания вариантов различных технологий обучения существенно облегчают труд учителя по разработке планов занятий применитель­но к разным классам, отдельным ученикам и реальным условиям обучения.

Дискуссия.Будет ли составление системы занятий с помощью компьютера способствовать личностной ориентации обучения?

Процедура создания образовательных программ и технологий практически не отличается от пошагового создания документов ком­пьютерными программами типа «мастера писем». «Мастер образо­вательных программ» позволит каждому педагогу с помощью баз данных, содержащих тысячи возможных целей, форм, методов и других элементов обучения, составлять уникальную программу за­нятий, учитывающую его педагогическую позицию, количество уче­ников в классе, уровень их развития, специфику изучаемой темы, имеющиеся в наличии средства, ожидаемые результаты. Разработка компьютерных средств для решения подобных ди­дактических задач, создание педагогических баз данных по типу тех­нологических карт — посильная задача для творческого педагога. Объединение таких банков в единую систему и подключение ее к школьной локальной сети существенно повысит удобство и эффек­тивность работы педагогов.

Таблица 1

Технологическая карта для конструирования системы занятий

Технологический блок База данных
Название Основная задача Вводный семинар, вводная лекция, проблемная лаборатор­ная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуаль­ных образовательных программ и др.
Вводные занятия Актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему. Помочь в самоопределении и личном целеполагании учени­ков по отношению к теме. Разра­ботать индивидуальные образо­вательные программы и постро­ить общую программу по теме.
Основная часть Достичь главные цели по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образователь­ных программ учеников, освоить содержание темы, соответствую­щее образовательным стандар­там и фундаментальным образовательным объектам. Урок-исследование, проблемный семинар, конференция, группо­вые и индивидуальные занятия, погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуаль­ная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др.
Тренинг Достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы. Закрепить результаты основной части блока. Выполнить требования по деятельностной подготовке — освоить необходимые способы и методы. Семинар дифференцированный, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учени­ков, консультация, взаимообуче­ние.
Контроль Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей. Обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях, умениях, освоенных способах, в созданной образова­тельной продукции. Защита творческих проектов и работ, урок-собеседование, урок-зачет, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирова­ние, урок-самопроверка, экзамен.
Рефлексия Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельно­сти, возникшие проблемы и способы их решения. Соотнести поставленные цели с результата­ми обучения. Урок-анкетирование, урок-«круглый стол», рефлексивное сочи­нение, графическая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчеты, само­оценки и характеристики учени­ков, итоговая рефлексивная лекция.

Технологическая карта — одно из средств обучения, которое может дополняться другими:

— Тематическое планирование занятий.

— Индивидуальные образовательные программы учащихся, ко­торые включаются в общую программу занятий по предметам в качестве отдельных компонентов.

— Личностно-ориентированный журнал, структура которого со­стоит не из учебных предметов, а имен учеников; для каждого ученика на соответствующих страницах обозначаются учеб­ные предметы и образовательные направления.

— Индивидуальное расписание для каждого ученика, являюще­еся компонентом общего расписания. Такое расписание рег­ламентирует индивидуальные занятия учеников, их консуль­тации, подготовку и защиту индивидуальных творческих работ.

— Индивидуальные качественные характеристики образователь­ных результатов учащихся; качественно-количественные си­стемы оценивания образовательных результатов; рефлексив­ные дневники и книжки учащихся.

— Портфолио — портфель образовательных достижений учени­ка.

Тематическое планирование занятий.Основными типами планов учителя являются два: тематический и поурочный. Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представля­ет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса.

В самом общем виде годовой тематический план представляет собой перечень тем всех занятий. Основная цель планирования — определить оптимальное содержание занятий и рассчитать необхо­димое для них время.

Чтобы занятия не были случайным набором уроков, а образо­вывали стройную систему, необходимо осуществлять тематическое планирование по определенной технологии. Рассмотрим ее.

1. Приступая к тематическому планированию, учитель внима­тельно изучает образовательную программу по своему курсу или самостоятельно разрабатывает ее в соответствии с образовательны­ми стандартами и собственной педагогической позицией. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов (реально всегда часов получается меньше, поэтому планиро­вание необходимо осуществлять «с запасом»), главным тематическим блокам или разделам курса и деятельностной направленности программы (какие виды деятельности учеников будут приоритет­ными). Учитывается также выбранная педагогом дидактическая си­стема обучения.

2. Общее количество годовых часов распределяется по основ­ным разделам (блокам) курса с учетом как тематических, так и деятельностных компонентов (например, в конце года 10 часов может быть отведено на практикум по всем темам курса).

На данном этапе важно отвести время деятельностным элемен­там обучения, которые напрямую не связаны с основными темами курса. Например, отдельного времени требует ученическое целеполагание и планирование индивидуальных программ по курсу, пери­одические занятия детей по индивидуальным планам, защиты творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, заче­ты, экзамены и т.п. В ряде случаев данные формы деятельности бу­дут входить в состав отдельных разделов или тем, но иногда их необходимо запланировать отдельно наряду с тематическими раз­делами курса. В этом случае не возникнут ситуации типа: «Надо олимпиаду проводить, а мы еще запланированную тему не прошли».

3. Определив основные блоки тематического плана, распреде­ляется учебное время для каждого из них. Это важный этап плани­рования учителем годового учебного времени. Не всегда следует использовать типовые рекомендации или примерные тематические планирования, которые публикуются в методических журналах, что­бы выполнить окончательное распределение отведенных часов по разделам курса. Здесь могут играть роль различные факторы.

Например, крупные разделы или темы лучше завершать до на­ступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными рабо­тами. Можно заранее оценить значимость, сложность и необходи­мость той или иной темы в общеобразовательном процессе. Некоторые учителя отводят больше времени тем вопросам или ви­дам деятельности, в которых они обеспечивают наилучшие резуль­таты. У детей также могут быть свои образовательные предпочтения, которые желательно учесть на стадии тематического планирования.

4. Распределив учебное время на каждый тематический и деятельностный блок курса, учитель переходит к планированию заня­тий внутри каждого из них. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок образовательной про­граммы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная технологическая структура занятий по блоку. В-третьих, на основе технологической карты уточняются формы предполагаемых занятий, методический инструментарий и другие особенности обучения.

Тематический или деятельностный блок курса расписывается в виде входящих в него занятий. По каждому занятию приводится следующие данные:

— Номер занятия в данном блоке и с начала года, например: Урок 2/53, т.е. второй урок по данной теме, пятьдесят третий — с начала занятий.

— Тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обо­значенных в образовательных стандартах, программах и учеб­никах).

— Тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лаборатор­ная работа и т.п.)

— Цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к пла­нированию приращения учеников; при поурочном планиро­вании цели могут быть детализированы и конкретизированы).

— Дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т.п.)

— Домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебни­ка, номер задачи из задачника, по индивидуальным програм­мам и т.д.)

При желании учитель может включить в описание занятий и другие элементы, например, методы обучения, ключевые пробле­мы, виды деятельности учеников и т.п.

5. При окончательной компоновке годового тематического пла­на возможна корректировка последовательности блоков и первич­но распределенного времени на них.

Тематический план удобно оформлять в табличной форме на компьютере или на больших складывающихся листах. На каждый блок курса отводится свой лист. Столбцами такой таблицы служат данные по каждому занятию. В этом случае каждый элемент заня­тия будет просматриваться по вертикали.

Заметим, что данная форма тематического планирования мо­жет не подходить к планированию занятий в некоторых дидакти­ческих системах. Например, система ситуативного обучения или система занятий в Школе свободного развития принципиально не предполагают годового поурочного планирования; в этих дидакти­ческих системах определяются стратегические направления обуче­ния на год, а подробно прорабатываются занятия на близлежащий период обучения.

Индивидуальная система занятий ученика.Индивидуальная про­грамма образования составляется и корректируется учеником со­вместно с учителем. К основным элементам данной работы относятся: целеполагание ученика, планирование и выполнение им намеченных планов, рефлексия и самооценка деятельности. В ре­зультате ученик становится субъектом, конструктором своего обра­зования.

Особенность обучения школьников конструированию индиви­дуальных образовательных программ заключается в том, что им предлагаются алгоритмические предписания по составлению этих программ; затем ученики представляют свои программы учителю или защищают их в качестве творческой работы.

В результате составления учениками индивидуальных программ в общей системе занятий учителя присутствуют элементы учени­ческих систем занятий. Реализация ученических элементов занятий в общеклассной системе занятий предусматривает динамику внут­ренних изменений учеников в ходе освоения ими системообразую­щих образовательных процедур, таких, как целеполагание, планирование, освоение способов учебной деятельности, нормо­творчества, рефлексии, самооценки и др.

Каждая из перечисленных образовательных процедур включа­ет в себя отдельные элементы различной сложности. Чтобы ученик научился конструировать индивидуальную систему занятий, необ­ходимо последовательное освоение им данных процедур: от про­стых к сложным, от кратковременных — к продолжительным. Вначале данная процедура занимает небольшой период времени, например, урок. По мере усвоения учениками ее элементов их объем и содержание расширяются, длительность процедуры увеличива­ется.

Перечислим основные образовательные процедуры и составля­ющие их элементы, комплексное и последовательное освоение ко­торых позволяет обучать детей конструированию индивидуальных систем занятий:

Целеполагание:

— выбор учеником целей деятельности из предложенных учите­лем;

— формулирование (вербализация) учениками собственных це­лей из известных ранее;

— формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности;

— формулирование тактических и стратегических целей;

— включение целеполагания в качестве элемента любой обра­зовательной деятельности ученика.

Планирование: составление простого плана действий для отдельной опера­ции;

— разработка составного плана на урок;

— конструирование сложного плана изучения темы;

— разработка плана решения проблемы;

— составление исследовательских планов;

— разработка проектов.

Освоение способов учебной деятельности:

— виды и способы деятельности, присущие изучаемой дисцип­лине (например: отыскание способов сложения чисел с пере­ходом через десяток, нахождение способов разбора слов по составу, придумывание методов стихосложения);

— способы познания фундаментальных образовательных объек­тов (естественнонаучные, математические, чувственно-образ­ные, художественные, коммуникативные и др.);

— увеличение количества усвоенных приемов, техник и техно­логий познания;

— овладение формами, методами и средствами обучения (игро­вые, исследовательские, проблемно-эвристические, инфор­мационные и иные технологии обучения);

Освоение способов нормотворчества:

— построение алгоритмов решения задач;

— конструирование правил проведения дидактических игр;

— способы организации работы в группе;

— способы выстраивания принципов своей учебной деятельно­сти;

— разработка иерархии законов в школе. Освоение рефлексии деятельности:

— припоминание элементов выполненной учеником деятельно­сти;

— фиксация рассмотренного содержания и его границ;

— выявление своих результатов и способов их получения;

— выявление имеющихся или возникающих противоречий;

— вербальные формы рефлексии деятельности за небольшой промежуток времени;

— эмоционально-образные способы рефлексии;

— рефлексивное построение образовательного среза по изучае­мым темам;

— встраивание полученных образовательных продуктов в общую систему или теоретическую схему;

— построение многоуровневой рефлексивной модели, описыва­ющей технологии деятельности отдельных участников обра­зовательного процесса в их взаимодействии;

— построение объемной модели индивидуально-коллективной деятельности, включающей в себя весь спектр траекторий, сфер и продуктов деятельности, а также возникающие про­блемы субъектов этой деятельности и способы их решения.

По каждой из перечисленных процедур учитель планирует дви­жение учеников от фрагментарного применения отдельных ее эле­ментов до целостного осуществления в виде системы. По мере освоения данных процедур увеличивается осознанность учащихся в выборе целей, направлений и средств своего образования, конст­руируется системный механизм их самодвижения.

РЕЗЮМЕ

При конструировании занятий личностно-ориентированного типа приоритет отдается целям самореализации детей, затем — фор­мам и методам обучения, позволяющим организовать продуктив­ную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы личностно-ориен­тированного обучения имеют приоритет перед содержанием учеб­ного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать.

Конструирование системы занятий начинается с отбора или построения структурной технологической основы: последователь­ной, блочной, разнородных концептов, однородной деятельности, групповой работы, ситуативной структуры, индивидуальных про­грамм.

Технологическая карта — это база данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных про­грамм и способов их составления. Ее цель — предоставить учителю инструментарий для конструирования системы занятий по опреде­ленной теме. Эффективность технологических карт возрастает при переходе к компьютерным технологиям.

В общей системе занятий присутствуют элементы ученических индивидуальных систем занятий. Ученик оказывается конструктором своего образования, полноправным организатором занятий. Обучение детей конструированию индивидуальных систем занятий включает постепенное освоение способов целеполагания, планиро­вания, учебной деятельности, нормотворчества, рефлексии, само­оценки и др.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. В чем отличие технологической карты от тематического пла­нирования?

2. Сформулируйте свои правила конструирования системы за­нятий по теме.

3. Какие технологические структуры занятий учителей-новато­ров вам известны? Приведите их краткое описание.

4. Какие иные технологические блоки кроме тех, которые име­ются в вышеприведенной таблице, могут входить в структуру технологической карты? Приведите их названия.

5. В чем вы видите преимущества и недостатки использования в организации обучения индивидуальных систем занятий уче­ников?

Дидактический практикум Тема 17. Система занятий

1. Выберите небольшую (до 10 часов) тему из школьного учебного курса и составьте ее планирование. Для этого определите базовую технологическую структуру всех занятий, сформулируйте для каждого занятия его задачи и оп­ределите оптимальную форму проведения.

2. С помощью компьютерной программы (МS Ассеss или др.) разработайте структуру технологической карты, которая содержала бы базы данных с набора­ми учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и спо­собов их составления, других технологических и информационных средств обучения. (Данное задание может стать основой курсовой или дипломной работы.)

ЛИТЕРАТУРА

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, ос­новы. М., 1982.

Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., 2001.

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984.

Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собствен­ных технологий обучения. М.; Воронеж, 2003.

Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985.

Окунев А.А. Как учить не уча. СПб., 1996.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.

Хуторской А.В. Принципы конструирования системы занятий по физике // Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: Кн. для учите­ля / Сост. Э.М. Браверман; Под ред, В.Г. Разумовского. М., 1993. С. 7—11.

§ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Согласно главному дидактическому принципу, регламентиру­ющему личностно-ориентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с уче­том его личных учебных целей.

Цель — 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная про­екция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отраже­ние событий в сознании человека.

Данный принцип опирается на врожденное качество чело­века — способность постановки целей своей деятельности. Ве­ликий русский ученый И.П.Павлов в своей работе «Рефлекс цели» называет акт стремления человека к цели одним из глав­ных условий его жизни, а условием плодотворного проявления рефлекса цели считает наличие напряжения в виде определен­ных препятствий: «Если каждый из нас будет лелеять этот реф­лекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой мас­се, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сде­лаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпи­зодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы»1.

Перед тем как рассмотреть проблемы образовательного целеполагания, определим понятие цели. Под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат — образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он дол­жен быть создан за определенный промежуток времени и его мож­но продиагностировать, т. е. цель должна быть проверяема.

Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вы­шестоящей цели.

Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Предшествующими по отношению к цели понятиями являют­ся ценности, смысл, миссия, намерение.

Наши рекомендации