Физическая культура в период 1917 по 1930 гг
В истории отечественной физической культуры наступил новый период с победой октябрьской революции. Придя к власти, партия большевиков основной целью считала строительство нового социалистического государства. Решая задачи переустройства общества, партия большевиков и советское правительство уделяли большое внимание преобразованию физической культуры. В это время формируется принципиально новый тип физической культуры, отличительным признаком которого стало партийно-государственное руководство ее развитием. Физическая культура была возведена в ранг государственной политики и полностью подчинена задачам социалистического строительства, а физическое воспитание населения признано важным средством коммунистического воспитания, проводимого как государственными, так и общественными организациями. Это на долгие годы определило идейную направленность советской физической культуры, и нашла отражение в формирование её организационных и методических основ.
Одним из первых решений по вопросам физического воспитания было создание в ноябре 1917 года в составе народного комиссариата просвещения школьно-гигиенического отдела с функцией введения в школах обязательного физического воспитания и наблюдения за физическим развитием школьников.
Мирное строительство нового государства было прервано гражданской войной и иностранной военной интервенцией. Созванный в марте 1918 года экстренный съезд РКП (б) в резолюции «О войне и мире» решил, что первейшей и основной задачей партии в этих условиях является принятие самых энергичных, беспощадно решительных мер для всестороннего, систематического, всеобщего обучения взрослого населения военном знаниям.
Выполняя это решение, ВЦИК в апреле 1918 года издал декрет «Об обязательном обучении военному искусству» всех граждан, не эксплуатирующих чужой труд. По этому декрету было образовано Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии - Всевобуч. Составной частью военного обучения была физическая подготовка. При всех военкоматах были созданы пункты Всевобуча, на которых была организована работа по военно-физической подготовке для допризывной молодежи в возрасте 16-18 лет и призывников 18-40 лет. Для призывников была разработана программа на 96 часов, включавшая занятия по военно-полевой гимнастики, рукопашному бою и стрельбе. Для допризывников программа была рассчитана на два года регулярных занятий 480 часов (на селе 340 часов). В содержание программы входили гимнастика, фехтование, легкоатлетические упражнения, плавание, где позволяли условия, занятия гребным и парусным делом, в зимнее время - лыжная подготовка.
Деятельность Всевобуча не ограничивалась обязательной военно-физической подготовкой. Органы Всевобуча практически руководили всей физкультурной работой страны. Они организовали военно-спортивные клубы, где рабочая молодежь уже на добровольных началах, по своему выбору занималась различными, в основном прикладными видами спорта и участвовали в спортивных соревнованиях.
Осенью 1920 г. при Главном управлении Всевобуча был образован Высший совет физической культуры — совещательный орган. На совет возлагалась разработка программ, уставов и других документов, регулирующих организацию физического воспитания и спортивных мероприятий. Всевобуч организовал в Петрограде, Москве и ряде других городов сеть курсов и школ по подготовке инструкторов для работы в учебных пунктах и военно-спортивных клубах. В октябре 1918 г. в Москве на базе инструкторских курсов был образован одногодичный институт физической культуры, преобразованный в 1920 г. в высшее учебное заведение. В октябре 1919 года на базе Высших курсов П.Ф.Лесгафта был учрежден Государственный институт физического образования (ГИФО). Таким образом, еще в начале 20 -х годов было положено систематической подготовке специалистов по физической культуре.
Активно включился в организацию физкультурно-спортивной работы созданный в октябре 1918 г. Коммунистический союз молодежи. На 2-ом съезде в 1919 г. РКСМ принял постановление «О физическом воспитании и скаутизме», где оценил сущность скаутской системе воспитания молодежи как буржуазную. Съезд призвал бороться против скаутских организаций и выделить политруков на пункты допризывной подготовки и военно-спортивные клубы для проведения политико-воспитательной работы. Активную роль в развитии физической культуры в эти годы стали играть профессиональные союзы. Они создавали физкультурные кружки на фабриках и заводах, в рабочих клубах и обеспечивали их необходимыми материальными средствами.
Общими усилиями Всевобуча, комсомола, профсоюзов в стране, не смотря на трудности, связанные с гражданской войной, оживилась физкультурно - спортивная работа, стали проводиться спортивные праздники и соревнования. Получили развитие гимнастика, легкая и тяжелая атлетика, лыжный, конькобежный спорт, футбол.
Самыми первыми республиканскими соревнованиями стал чемпионат по конькобежному спорту, проведенный 20-21 января 1918 г. в Москве. Победил на всех дистанциях Я.Мельников. 17-18 марта 1918 г. состоялся розыгрыш первенства республики по тяжелой атлетики. В мае 1919 г. в Москве на Красной площади состоялся парад, посвященный годовщине Всевобуча. Это был первый физкультурный парад в стране. Зимой 1920 г. в Москве было проведено первое первенстве республики по лыжному спорту. Участвовали команды Москвы, Владимира, Калуги, Костромы, Нижнего Новгорода, Подольска, Ржева.
К концу гражданской войны по данным Всевобуча количество занимающихся физической культурой насчитывало 143 тыс. человек. После окончания гражданской войны страна приступила к мирному строительству и задачи военно-физической подготовки отодвинулись. Главной задачей физической культуры стала забота о восстановлении здоровья населения, подорванного голодом, болезнями военных лет и подготовке ее к активной трудовой деятельности. Для этого, прежде всего надо было решить вопрос о новых формах организации физкультурного движения. Органы Всевобуча были расформированы и вопросы организованного строительства стали первостепенными, так как от них в большой мере зависела успешность решения задач, возложенных на физическую культуру. В эти годы в связи с проведением новой экономической политикой (НЭП), активизировалась деятельность старых буржуазных спортивных организаций. В противовес им комсомол стал создавать свои физкультурные общества - «Муравей» в Москве и Московской губернии, «Спартак» в Петрограде и Новгороде, на Украине и в Закавказье, «Красный молодняк» в Белоруссии и др. Конец этим исканиям новых организационных форм был положен в 1923г. Советское правительство вынесло решение о создании Высшего Совета физической культуры при Всероссийском ЦИК. Совет был создан на правах постоянной комиссии для согласования и объединения научной, учебной и организационной деятельности по физическому воспитанию различных ведомств и организаций. В состав ВСФК вошли представители ряда наркоматов. Председателем был назначен нарком здравоохранения Н.А.Семашко. Позднее такие советы были созданы и в других союзных республик СССР.
Одновременно в 1923 г. был разрешен вопрос и об организационных формах самодеятельного физкультурного движения. Наиболее рациональной и соответствующей данному периоду был признан кружок физической культуры при профсоюзном клубе. Старые буржуазные спортивные общества и клубы были ликвидированы, а комсомольские физкультурные организации переданы профсоюзам. Центром всей культурно воспитательной работы среди трудящихся в те годы были профсоюзные клубы. Поэтому и работа по физической культуре была включена в общий план их деятельности. С созданием клубных кружков физической культуры, было, положено начало клубно-территориальному принципу организации самостоятельного физкультурного движения, просуществовавшего в стране до 1930 года. Возглавлял работу кружка инструктор, назначаемый правлением клуба, то есть кружок не обладал организационно-правовой самостоятельностью. Несмотря на это, создание кружков способствовало вовлечению рабочей молодежи в физкультурное движение и оживило спортивную работу в стране. Таким образом, организационная структура физкультурного движения была определена. Но оставались нерешенными вопросы содержания и методов физкультурной и спортивной работы. Их поиск тоже проходил трудно, в острых дискуссиях и борьбе мнений.
Считалось, что советская физическая культура должна в корне отличаться от буржуазной, в ней должна отражаться ее пролетарская сущность. Но как и в чем? По этим вопросам были самые разные точки зрения. Многие искали различия между буржуазной и советской системами физического воспитания в самих физических упражнениях. В результате отдельные виды спорта объявлялись буржуазными, а советские физические упражнения искусственно придумывались.
Так группа физкультурных работников, сторонников «пролеткульта» считала главной задачей создание особой «пролетарской» физической культуры, все прошлые достижения физической культуры и спорта предлагалось выбросить “на свалку истории». Они отрицали спорт и спортивные соревнования как рожденные буржуазным строем, считали, что заниматься спортивной гимнастикой, тяжелой атлетикой, боксом, теннисом, футболом и другими видами спорта трудящиеся не должны, так как они классово чужды духу пролетариата. Взамен рекомендовались физические упражнения, имитирующие трудовые движения вроде строгания, пиления, ударов молотом по наковальне, движений косаря и им подобные. Вместо гимнастических снарядов предлагались различные приборы и станки, чтобы молодежь могла на них упражнять трудовые движения и так физически готовить себя к труду.
Другой позиции придерживались представители гигиеническогонаправления, которое преобладало среди школьных учителей и врачей. Они упрощенно понимали оздоровительную направленность советской системы воспитания и рекомендовали заниматься только легкими упражнениями типа зарядки, прогулки и простыми подвижными играми. Объясняли они свою позицию тем, что здоровье рабочих и их детей обременено тяжелой наследственностью из-за длительной эксплуатации прошлых поколений. Они считали недопустимыми спортивные тренировки и соревнование с высокими физическими нагрузками. В школах они внедряли так называемые «нормальные» уроки, которые из-за низких физических нагрузок исключали физическое развитие школьников, снижали их интерес к занятиям.
Специфически понимали значение физической культуры и некоторые клубные работники. Они стремились превратить занятия в кружках физической культуры в голую театрализацию, в подготовку к выступлениям на клубной сцене. Физические упражнения выполнялись в виде построения пирамид, акробатических и танцевальных движений, «живой газеты», должны были напоминать движения машин, молотобойцев, жнецов, пахарей и т. п. Занимающимся фактически навязывались надуманные формы физического воспитания без учета их интересов. Значение физических упражнений как средство физического развития сводилось к минимуму.
Такое узкое понимание средств и методов физического воспитания, критическое отношение к спорту негативно сказывались на практике физического движения. Из программы первого праздника физической культуры 1925 г., проходившего в Москве, были исключены соревнования по спортивной гимнастике, боксу и футболу, а достаточно низкие нормативы в беге на 100 м - 14 сек и прыжках в высоту - 125 см у мужчин, не смогли выполнить треть участников соревнований. Необходимо было устранить разнобой в толковании цели и содержания советской системы физического воспитания и определить пути ее развития. На решение этих задач было направлено постановление Оргбюро ЦК РКП (б) от 13 июля 1925 г.«О задачах партии в области физической культуры».
В постановлении были изложены идейно-теоретические, организационные и методические основы советского физкультурного движения.
Определяя идейную направленность физической культуры, партия указала, что физическая культура должна быть средством сплочения широких народных масс вокруг партийных, профсоюзных и советских организаций, через которые они вовлекались в общественно-политическую жизнь.
Исходя из этого, физическая культура не должна обособляться в какие-то независимые организации, а должна быть включена в общий план деятельности государственных и общественных организаций (органы народного просвещения, здравоохранения, армия, профсоюзы, комсомол и др.), которые обязаны активно участвовать в ее развитии.
В качестве средств физического воспитания предлагалось использовать и гимнастику, и спорт, и игры, и естественные факторы природы, так же физическая культура должна включать в себя общественную и личную гигиену, правильный режим труда и отдыха. В постановлении указывалось на важность спортивных соревнований. Подчеркивалась роль спорта в интернациональном воспитании трудящихся и в формировании международных отношений. Постановление стало программой деятельности физкультурных организаций на долгие годы.
В октябре - ноябре 1926 г. XV партийная конференция подвергла критике работу профсоюзных кружков физической культуры и предложила перейти на секционную форму проведения занятий. Создание секций способствовало оживлению спортивно-массовой работы.
Летом 1927 г. в Москве состоялся Всероссийский летний спортивный праздник. С 1928 г. стали проводиться комплексные соревнования, получившие название спартакиад. В начале 1928 г. состоялась Зимняя Спартакиада, включавшая лыжные гонки, горное двоеборье, соревнования лыжников-стрелков и др. Самым крупным событием тех лет стала Всесоюзная Спартакиада, прошедшая в Москве в августе 1928 г. В ней приняло участие свыше 7 тысяч спортсменов из союзных республик, краев и областей. Свыше 600 участников составили гости - рабочие спортсмены, прибывшие из 14-ти зарубежных стран. Программа соревнований включала более 20 видов спорта, соревнования проходили на вновь построенном стадионе “Динамо”. На ней было установлено много всесоюзных рекордов. Первое место заняла команда РСФСР, второе - Украина, третье - Белоруссия.
4.2 Физическая культура в 30 -е годы.
В 30-е годы произошла организационная и методическая перестройка физкультурного движения. Она была связана с социалистическим переустройством общества. Задачи коренного переустройства экономической и культурной жизни потребовали повышения роли физкультурных организаций, их активного участия в практике социалистического строительства. На этом этапе в стране отсутствовал всесоюзный орган руководства физической культурой. Высшие советы физической культуры, созданные 1923-1924 гг., существовали на правах согласительных комиссий и не имели полномочий руководства и контроля за всей физкультурной работой в стране. Это вызвало разнобой и параллелизм в работе отдельных ведомств и общественных организаций. Некоторые ведомства недооценивали эту работу. Например, Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) до 1927 г. не разработал программ по физическому воспитанию школьников, во многих школах уроки физической культуры вообще не проводились. Наметилось увеличение рекордами в ущерб массовости физкультурного движения. В этих условиях дальнейшее сохранение старых форм руководства становилось нецелесообразным. 23 сентября 1929 ЦК ВКП (б) принял постановление «О физкультурном движении», в котором предложил усилить и централизовать государственное руководство физической культурой в стране и обеспечить участие в физкультурном движении широкой рабочей общественности.
В апреле 1930 Президиум ЦИК СССР внес постановление об учреждении Всесоюзного совета физической культуры с правами государственного руководства и контроля за работой по физической культурой с правами государственного руководства и контроля за работой по физической культуре, проводимой всеми организациями страны. В это же время решался вопрос об организационной перестройке самостоятельного физкультурного движения. Поэтому с 1930 г. начался переход от клубно-территориального принципа построения физкультурных организаций к производственному, который мог обеспечить лучшие условия роста массовости и более тесную связь физкультурной работы с задачами социалистического производства. Вместо клубных кружков на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях стали создаваться коллективы физической культуры, которые действовали под руководством местных профсоюзов. Коллективы физической культуры, в отличие от кружков, были наделены большей организационной самостоятельностью, обладали широкими возможностями для использования физической культуры в целях организации труда и отдыха работающих, формирования социалистического отношения к физической культуре.
Началась работа по внедрению физкультурных мероприятий в производственный процесс - производственная гимнастика. Эти мероприятия рассматривались как фактор научной организации труда, предупреждающий утомление в процессе рабочей смены, повышающий производительность труда. Было организовано научное изучение применения производственной гимнастики. К работе были привлечены лучшие научные силы — А.Н Крестовников, С.П. Летунов, А.Ц.Пуни, И.М Коряковский, С.Л.Фейгин, С.В.Янанис и др. К середине 30-х годов производственная гимнастика проводилась свыше чем на 1000 промышленных предприятий.
Важное значение для становления методических основ советской системы физического воспитания имело введение физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В мае 1930 года в газете «Комсомольская правда» была высказана мысль о необходимости разработки единого критерия для оценки всесторонней физической подготовленности молодежи, предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнит - награждать значком. В марте 1931 года Всесоюзный совет физической культуры утвердил положение о физкультурном комплексе ГТО. Сначала комплекс состоял из одной ступени и включал 15 нормативов по различным физическим упражнениям и 3 теоретических требования — знакомство с основами советского физкультурного движения, военного дела и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями. В 1932 годы была введена вторая ступень комплекса, включавшая 22 более сложных практических норматива и 3 теоретических требования. В 1934 году для школьников была введена ступень «Будь готов к труду и обороне (БГТО), содержащая 13 норм и 5 требований. Комплекс ГТО был признан программно- нормативной основой советской системы физического воспитания, стал ядром программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и учебно-тренировочной работы в спортивных секциях.
Введение комплекса ГТО создало предпосылки для основанной на всесторонней физической подготовке спортивной специализации. В 1934 году правительство приняло решение об установлении первого спортивного звания — заслуженного мастера спорта СССР. В 1937 г. была разработана и утверждена Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК), которая устанавливала разрядные нории и требования по видам спорта.
Внедрение в практику работы комплекса ГТО И ЕВСК содействовало упорядочению всей учебно-спортивной работы, системы спортивных соревнований, способствовало развитию массовости физкультурного движения и рост мастерства спортсменов. В 30-е годы улучшилась работа по физическому воспитанию и спорту среди учащейся молодежи. На основе комплекса ГТО были пересмотрены государственные программы по физическому воспитанию в школах и других учебных заведениях. С 1930 года физическое воспитание как обязательный предмет было введено во всех средних специальных и высших учебных заведениях. В вузах создавались кафедры физического воспитания.
В 1934 году появились первые детские спортивные школы (ДСШ), на базе которых строилась внешкольная физкультурно-спортивная работа. К 1937 году в году в стране действовало более 200 ДСШ. Стали регулярно проводиться спортивные соревнования и спартакиады школьников. В 1934 году впервые была проведена Всесоюзная студенческая спартакиада.
В этот период развернулась научно-исследовательская и методическая работа в области физического воспитания и спорта. В Москве, Ленинграде, Харькове, и Тифлисе были открыты научно-исследовательские институты физической культуры. Началась подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру. Все это способствовало внедрению достижений научной мысли в практику физического воспитания и спорта. За вклад в развитие физической культуры московский (1934г.) и ленинградский (1935г.) институты физической культуры были удостоены высших правительственных наград.
В середине 30-х годов произошла организационная перестройка, изменившая государственные и самодеятельные формы управления физкультурным движением.
В мае 1936 года ВЦСПС принял решение о создании при Центральных Комитетах профсоюзов Всесоюзных отраслевых добровольных спортивных обществ (ДСО), которые объединяли коллективы физической культуры, входящие в их отрасли. По примеру «Динамо» (1923 г.), «Спартак» (1935 г.) были образованы ДСО «Водник», «Локомотив», «Буревестник», «Медик», «Нефтяник», «Пищевик», «Шахтер», «Энергия», и др. Образование ДСО способствовало организованному укреплению самостоятельного физкультурного движения, были разработаны уставы ДСО, которые определяли цели , задачи, принципы построения и структуру, права и обязанности членов ДСО. Создание ДСО позволило объединить квалифицированные тренерские и инструкторские кадры, финансовые средства и материальную базу, необходимые для развития массовой физкультурно- спортивной работы и повышения спортивного мастерства. Началось строительство стадионов, гимнастических залов, лыжных баз и т. п.
Вскоре после создания ДСО в июне 1936 года решением правительства Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР был преобразован во Всесоюзный Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете народных Комисаров СССР.Создание нового государственного органа было продиктовано необходимостью упорядочить повседневное руководство деятельностью всех организаций, занятых в сфере физической культуры. На Комитет возлагалась функция государственного руководства и контроля за деятельности всех органов, осуществляющих работу по физической культуре. В его обязанности входило руководство подготовкой кадров и организацией научных исследований, строительством спортивных сооружений, производством спортивного инвентаря, разработка основных нормативных документов и др. Серьезное внимание было обращено на руководство спортом. В аппарате комитетов появился учебно-спортивный отдел. Богаче стал всесоюзный календарь спортивных соревнований. В нем были представлены соревнования по 34 видам спорта. Первенства страны проводились поочередно по территориальному и ведомственному признаку. Спорт стал успешно развиваться в национальных республиках, на селе, в армии, среди учащейся молодежи и взрослого населения.
С 1939 года стал праздноваться Всесоюзный день физкультурника. Все эти изменения способствовали росту массовости – к 1940 году физкультурное движение объединяло более 5 млн.человек, и повышению мастерства спортсменов – за 1937 год было установлено 112 всесоюзных рекордов, 44 достижения советских спортсменов превысили официальные мировые рекорды, но они не были зарегистрированы, т.к. советские спортсмены не являлись членами международных спортивных федераций. Возросшее спортивное мастерство советские спортсмены демонстрировали и в международных встречах, которые в основном проходили в рамках рабочего спорта. Только в 1938 -1944 гг. в СССР побывало 250 иностранных спортсменов. Успешно выступили советские спортсмены на Артверпенской рабочей Олимпиаде 1937 году.
4.3. Физическая культура накануне и в годы Великой Отечественной Войны.
В конце 30-х годов международная обстановка существенно усложнилась. В связи с реальной угрозой войны на первый план встала задача повышения обороноспособности страны. Важную роль в решении этой задачи отводилась и физкультурным организациям. Все это требовало пересмотра форм и методов физкультурной работы, усиления ее военной направленности. В армии было введено новое «Наставление по физической подготовке», в соответствии с которым физическая подготовка стала обязательной частью строевой и тактической подготовки всех родов войск.
Основу всей физкультурно-массовой работы по-прежнему составлял комплекс ГТО, но в сложившихся условиях появилась необходимость пересмотра его нормативов. В ноябре 1939 года СНК СССР принял постановление о введении с 1 января 1940 года нового комплекса ГТО. Он существенно отличался от прежнего. В новом комплексе общее количество норм было сокращено, в каждой ступени вводилась два раздела – обязательные нормы и нормы по выбору. Обязательные нормы для каждого сдающего включали: гимнастику, бег, плавание, преодоление полосы препятствия, стрельбу, ходьбу на лыжах (или пеший поход), а также теоретические сведения об основах советского физкультурного движения и гигиене. Нормы по выбору состояли из групп упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств - силы, ловкости, быстроты и выносливости. Они включали упражнения по различным видам спорта, в том числе и прикладных. На основе нового комплекса ГТО были пересмотрены программы по физическому воспитанию в учебных заведениях. В спортивно – массовой работе больше внимания стало уделяться занятиям военно-прикладным видам спорта. Широкое распространение получил стрелковый спорт, стали создаваться клубы автомотоспорта, водномоторные, парашютные, планерные, стал развиваться альпинизм.
В феврале 1939 году состоялся Всесоюзный праздник по оборонным видам спорта – были проведены военизированные игры на местности, состязания конников, мотоциклистов, стрелков, лыжников, гранатометчиков, мастеров рукопашного боя. В спортивной работе стали популярны дальние пробеги, проплывы, походы, массовые легкоатлетические и лыжные кроссы.
С началом Великой Отечественной войны вся деятельность физкультурных организаций была подчинена нуждам военного времени - «все для фронта, все для победы».
Главной задачей стала массовая военно-физическая подготовка населения. С сентября 1941 года в стране было введено всеобщее военное обучение. Все физкультурные организации были привлечены к этой работе. Они предоставляли кадры специалистов, спортивные базы, инвентарь и оборудование. Будущих воинов обучали штыковому бою, метанию гранаты, преодолению полосы препятствия, переправе вплавь и спасению утопающих. В зимнее время добавлялась военно-лыжная подготовка. В контакте с оборонительными организациями готовились стрелки-снайперы, разведчики, парашютисты, мотоциклисты, альпинисты, гранатометчики, истребители танков. Соответственно условиям военного времени пересматривались программы по физическому воспитанию во всех учебных заведениях. В комплексе ГТО некоторые нормативы были заменены военно- прикладными упражнениями, появились требования по знанию материальной части винтовки, знанию основ топографии и санитарного дела.
Физкультурные организации активно участвовали в работе по восстановлению здоровья и возвращению в строй раненых солдат и офицеров средствами лечебной физической культуры (ЛФК). В госпиталях, батальонах выздоравливающих и других лечебных учреждениях работали более 2000 методистов ЛФК. Разработкой методов ее применения занимались видные специалисты - профессора В.К.Добровольский, И.М.Саркизов-Серазини и др. Если в 1942г. лечебной физической культурой было охвачено около 60% от общего числа раненых и больных, то к концу 1944г. этот показатель увеличился до 87%.
С первых дней войны многие спортсмены – воспитанники спортивных обществ, преподаватели и студенты физкультурных учебных заведений были мобилизованы в армию или ушли добровольцами на фронт. Они направлялись в тыл врага, сражались в специальных подразделениях, партизанских отрядах. В рядах защитников Родины было много известных спортсменов - боксеры Н.Королев, Н Князев, В Галушкин, борцы – Г.Пыльнов, А Кантулин, конькобежцы – А . Канчинский, К. Кудрявцев, гребцы- А.Долгушин, А.Смирнов, штангисты- В.Крылов, Н.Шатов и многие другие. В самом начале войны из числа студентов и преподавателей института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта было сформировано 13 особых партизанских отрядов. Они действовали в исключительно сложных условиях в тылу врага, нанося ему ощутимые удары. Только за первый год войны партизаны-лесгафтовцы уничтожили около 3000 вражеских солдат и офицеров, взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более 1000 вагонов с войсками и военными грузами, совершили 24 нападения на вражеские аэродромы. Особенно прославился своими боевыми действиями отряд, возглавляемый Д.Ф.Косицинным. Званиями Героя Советского Союза посмертно были удостоены Д.А.Балаханов, В.А.Мягков, Клава Назарова. За боевые подвиги в 1942 году институт имени П.Ф.Лесгафта был награжден орденом Красного Знамени.
Из преподавателей и студентов московского института физической культуры была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения, совершавшая дерзкие диверсии против врага. За проявленное мужество и умелые действия 150 бойцов этой бригады были удостоены правительственных наград, а погибших в одном из боев Г.Галушкин - посмертно – звание Героя Советского Союза. В память о погибших спортсменах проводиться и в наше время спортивные мемориалы.
В трудные годы войны не прекращалась и спортивная работа, она в основном переместилась в тыловые регионы – Закавказье, Среднюю Азию, Урал, Сибирь. Там продолжали проводиться кроссы, пробеги, и другие массовые соревнования. В напряженные дни боев под Москвой в декабре 1941 года были проведены соревнования на Кубок Москвы по русскому хоккею, конькобежные соревнования. В осажденном Ленинграде в 1942 году состоялся матч по футболу, показавший, что город жив и борется с врагом.
С 1943 года, когда в ходе войны произошел коренной перелом, возобновились соревнования на первенство страны по 8 видам спорта. Когда же территория СССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков, масштабы спортивной работы расширились. В 1944 г. первенство СССР было проведено по 14 видам спорта, возобновился розыгрыш Кубка СССР по футболу, победителем стал ленинградский «Зенит». В 1945 г. первенство СССР было проведено по 22 видам спорта, проводились матчевые встречи и соревнования между спортивными обществами. В 1945 г. все спортивные мероприятия проходили под знаком победоносного завершения Великой Отечественной войны, испытания в которой с честью выдержали вместе со всем народом и спортсмены нашей страны.
Вопросы для самопроверки
1. Какие изменения в развитии физической культуры произошли после октября 1917 года?
2. Как развивалось физкультурное движение в годы гражданской войны?
3. Как развивалось физкультурное движение в 20-е годы? Значение постановления ЦК РКП(б) от 13 июня 1925 года и ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года?
4. Как формировались организационные основы советского физкультурного движения?
5. Какое значение для совершенствования советской системы физического воспитания имело введение комплекса ГТО и «Единой всесоюзной спортивной классификации»?
6. Как развивалась физическая культура в 30-е годы? Каковы были достижения советских спортсменов?
7. Основные направления деятельности физкультурных организаций в годы Великой Отечественной войны?