Музыкальная культура, театр и кинематограф в 1917-1930-е гг

Программа “государственного музыкального строительства”, ее социальная ориентация. Организация народных музыкальных школ, музыкальных издательств. Национализация музыкальных театров, консерваторий. Создание музыкальных объединений нового типа.

Ассоциация современной музыки (АСМ). Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАМП). Пролеткульт в музыке. Запрет на исполнение духовной музыки в государственных культпросветучреждениях. Эмиграция ряда выдающихся представителей русской музыки.

Феномен массовой песни. Использование народных традиций в массовой профессиональной песне. Отражение общественных перемен, романтики борьбы и созидательного труда. Революционные, боевые, лирические, задорные, бытовые песни. Авторы наиболее популярных произведений: композиторы Д.Я. и Дм. Я. Покрасс, Д.С. Васильев-Буглай, А.В. Александров, И.О. Дунаевский.

Симфоническая музыка: основные темы и жанры. Усиление тенденций программности в рамках “официальной” музыки. Творчество Н.Я. Мясковского, М.Ф. и Е.Ф. Гнесиных, М.М. Ипполитова-Иванова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.

Камерная музыка. Искусство романса. Творческая судьба А.Н. Вертинского, П.К. Лещенко, И.Д. Юрьевой, В.Г. Козина, Г. Виноградова.

Инструментальная музыка. Исполнительские школы Московской и Ленинградской консерваторий: А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, Л.В. Николаев, С.М. Козолупов, А.М. Иванов-Крамской и др.

Джаз. Л.О. Утесов. Искусство эстрады. Популярные исполнители: Л.А. Русланова, К.И. Шульженко, М.Н. Бернес.

Революция и театр. Претворение в жизнь идеи общедоступного театра. Новый зритель, репертуар, театральные коллективы. Национализация императорских и частных театров. Творческие искания 1920-х годов. Система сценического реализма К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Поиски новых зрелищных форм. В.Э. Мейерхольд. Е.Б. Вахтангов. Развитие идеи “синтетического театра” А.Я. Таировым.

Воплощение образа революции, вождя, человека-труженика в пьесах 1920 - 1930-х гг. В.В. Вишневский, В.В. Маяковский, В.В. Иванов, В.Н. Билль-Белоцерковский, К.А. Тренев, Н.П. Погодин, А.М. Горький. Постановка классических пьес.

Кино как средство массовой пропаганды и воспитания трудящихся. Национализация кинопромышленности.

Теоретики и практики киноискусства. А.П. Довженко и В.И. Пудовкин. Всемирная слава фильмов С.М. Эйзенштейна “Мать”, “Броненосец “Потемкин”, “Арсенал” и др. Зачинатель мирового и отечественного документального кино Дзига Ветров. Первые агитационные фильмы Наркомпроса. Поиск художественной правды в период немого кинематографа. Первый звуковой отечественный кинофильм “Путевка в жизнь” Н.Б. Экка (1929). Создание киносети на всей территории страны.

16. Развитие советской живописи и складывание ее жанров
в 1917-1930-е гг.

Первые произведения советского искусства. Революционный жанр и графика первых лет советской власти. Плакатное искусство. Героический и сатирический типы плаката. Творчество Моора и Дени. «Окна сатиры Роста». Плакаты В. Маяковского, М. Черемных, В. Козлинского и В. Лебедева. Развитие книжной, прикладной и сатирической бытовой графики. Праздничное оформление городов. Складывание жанров советской живописи.

Развитие традиций русской живописной школы в портретном искусстве. С.В. Малютин как представитель портретного жанра. Новые черты его творчества. Портрет писателя Д.А. Фурманова. Соединение традиций портретного жанра с чертами послереволюционного искусства в работе Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина». Женские образы. Картины «Ночной праздник на Неве», «Большевик». Портреты З.Е. Серебряковой: «Тата с овощами», «Портрет А.Д Даниловой в театральном костюме». Самобытность портретного творчества К.С. Петрова-Водкина: автопортрет 1918 года и портрет А.А. Ахматовой. Создание М.В. Нестеровым портретной галереи творцов русской науки и культуры: И.П. Павлова, П.Д. и А.Д. Кориных, В.И. Мухиной. Особенности портретного искусства П.Д. Корина. Портреты А.М. Горького, М.В. Нестерова, М.С. Сарьяна. Раскрытие психологической сущности характера модели в работах И.Э. Грабаря: портрете академика А.Н. Баха, картине «Драма. Портрет Волконской-Никулиной», «Автопортрете с палитрой». Выявление особенностей характера в портретах П.П. Кончаловского: композитора С.С. Прокофьева, режиссера В. Мейерхольда, «А.Н. Толстой в гостях у художника».

Новое качество и характер послереволюционного портретного искусства. Воплощение идеала человека новой эпохи. «Делегатка» и «Председательница» Г.Г. Ряжского. Портреты-типы Ф.С. Богородского: серия «Беспризорные», «Матросы в засаде», «Братишка. Автопортрет». «Девушка с кувшином» А.Е. Архипова. «Пионервожатая с книгами» Н.А. Касаткина. «Колхозный сторож» С.В. Герасимова. Портретное творчество мастеров ОСТ и близких им художников. «Ночь» и «Парижанка» А.А. Дейнеки. «Рабочий (Ткач)» и «Аниська» Д.П. Штеренберга. Работы А.Н. Самохвалова: «Девушка в футболке», «Девушка с ядром», «Метростроевка». Особенности портретного искусства Ю.И. Пименова: «Портрет Вали Шитаковой».

Появление и распространение в 1920-1930-х годах «парадного портрета». Создание Ленинианы и работ с изображением И.В. Сталина. Картина И.Э. Грабаря «В.И. Ленин у прямого провода». Работы мастеров советской школы. И.И. Бродский - родоначальник официозного искусства: «В.И. Ленин на фоне Смольного», «В.И. Ленин в Смольном», портреты М.В. Фрунзе и художника А.А. Рылова, жены художника Т.П. Мясоедовой за рукоделием. Картины А.М. Герасимова - образцы официального стиля советской живописи: «В.И. Ленин на трибуне», «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле».

Развитие пейзажного жанра. Первые послеоктябрьские пейзажи А.А. Рылова. «В голубом просторе». Изменения в социальной оценке жанра в 1920-е гг. Излюбленные сюжеты А.А. Рылова. «Зеленое кружево». «Предвечерняя тишина». «В зеленых берегах». Пленэрная живопись В.Н. Бакшеева. «Голубая весна». «В начале весны». Мастерство живописи И.Э Грабаря. «Иней». «Голубая весна». Новые сюжеты К.Ф. Юона. «Купола и ласточки». «Первомайская демонстрация на Красной площади в 1930 году». «Праздник кооперации в деревне». «Вузовцы». Эволюция пейзажного искусства мастеров-символистов и авангардистов. Н.П. Крымов. «Утро». «Деревенский пейзаж с мостиком». «Полдень». В.В. Рождественский. «Северная деревня». «Северная деревня. Белая ночь». «Заросли черемухи». А.В. Лентулов. «Закат на Волге». «Москва. Страстная площадь ночью». «Метрострой». Отражение в пейзаже черт новой действительности. Индустриальный пейзаж. Б.Н. Яковлев. «Транспорт налаживается». Г.Г. Нисский. «Осень. Семафоры». Ю.И. Пименов. «Новая Москва». А.А. Дейнека. «Севастополь. Вечер». «Тюильри». «Будущие летчики».

Развитие жанра натюрморта в картинах Н.И. Альтмана «Петрокоммуна», Р.Р. Фалька «Красная мебель», К.С. Петрова-Водкина «Розовый натюрморт, ветка яблони» и «Бокал и лимон». Расцвет жанра в 1920-е гг. Превращение натюрморта из подсобного жанра в полноправный вид изобразительного искусства. Диапазон творческих манер при исполнении натюрмортов. П.П. Кончаловский. «Сирень в корзине (героическая)». «Натюрморт. Мясо, дичь и овощи у окна». А.В. Куприн. «Натюрморт со статуэткой Б.Д. Королева». «Осенний букет». «Натюрморт с головой Венеры». Д.П. Штеренберг. «Лампа и селедки». И.И. Машков. «Снедь московская: хлебы». «Снедь московская. Мясо, дичь».

Сюжетно-тематическая картина. Отличительные черты. Скрещение традиционных жанров живописи. Историко-революционные, жанровые, бытовые картины. Становление традиций советской батальной живописи в работах М.Б. Грекова. «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Пленный белогвардеец», «Тачанка». Передача процесса переустройства общества. «Героический реализм» аххровцев. Е.М. Чепцов. «Заседание сельской ячейки». «Переподготовка учителей». П.М. Шухмин. «Приказ о наступлении». Г.К. Савицкий. «Первые дни Октября». «Поход Таманской Армии в 1918 году». П.П. Соколов-Скаля. «Таманский поход». «Путь из Горок». «Братья». Е.А. Кацман. «Калязинские кружевницы». И.И. Бродский. «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна». «Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года». «Расстрел 26 бакинских комиссаров». «Ударник Днепростроя». Б.В. Иогансон. «Советский суд». «Узловая железнодорожная станция в 1919 году». «Рабфак идет (Вузовцы)». «Допрос коммунистов». «На старом уральском заводе».

Разработка сюжетно-тематической картины в 1930-е гг. С.В. Герасимов. «Клятва сибирских партизан». «Колхозный праздник». «Кисловодск». А.А. Пластов. «Стадо. На пастбище». «Купание коней». П.П. Кончаловский. «Возвращение с ярмарки». «На полдни». К.Н. Истомин. «Вузовки». Появление новых тем и образов. Ю.И. Пименов. «Даешь тяжелую индустрию!». А.А. Дейнека. «Оборона Петрограда». «Текстильщицы». «Раздолье». «Мать». А.Д. Древин. «Старатели». «Спуск на парашюте». «Сельсовет».

Черты древнерусского искусства в творчестве художников в 1920-1930-е годы. Национальные традиции в искусстве С.В. Герасимова, А.А. Дейнеки, в работах К.С. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара», «1918 год в Петрограде», «1919 год. Тревога». П.Д. Корин. Замысел картины «Русь уходящая», подготовительные работы к ней «Схимница из Ивановского монастыря», «Отец и сын».

Наши рекомендации