Профессиональная деятельность и личность педагога
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в спец. орган. обществом образ. учреждениях: дошкол. заведениях, школах, проф. – техн. училищах, средних спец. и высших учебных заведениях, учреждениях дополн. образования, повышения квалификации и переподготовки.
Другой характер пед. деятельности стихийный, обусл. тем, что человек подвергается влиянию разл. внешних и внутр. факторов, оказ. влияние на его развитие.
Проф. пед. деятельность имеет сист. характер, проявл. в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель пед. профессии - воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, спос. к усп. жизнедеятельности в совр. обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. Осн. объектами пед. воздействия являются воспит. среда, деятельность воспитанников, воспит. коллектив и индив. особенности воспитанников. Среди вед. задач педагога выделяют формирование воспит. среды, организация деятельности воспитанников, создание воспит. коллектива, развитие индивидуальности личности.
Все свойства пед. деятельности проявляются через пед. действие, явл. совокупным единством целей и содержания. Перв. задача, в которой проявляется пед. действие - познавательная, кот. по окончании переходит в задачу проектирования и преобразования. Весь процесс пед. деятельности сводится к решению множества задач разных уровней сложности, классов и видов. Причем, пед. задачи в большинстве случаев не поддаются алгоритмизации и зачастую требуют нестанд. эврист. решения, возн. в процессе напр. работы, включ. исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг педагога становится для него источником новой информации, преобраз. в накопл. опыт.
Осн. видами пед. деятельности традиционно являются воспитание и преподавание. Воспит. работа подчинена цели гармон. развития личности. В рамках воспит. деятельности педагог должен организовать коллектив воспитанников и направить его деятельность на решение воспит. задач, вед. к достижению цели. Успешность решения задач воспитания определяется наличием полож. изменений в сознании воспитанников, проявл. в поведении, эмоциях и повседн. деятельности. Воспит. деятельность отличается отсутствием формализации конкр. действий педагога, он может лишь прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. В каждом конкр. случае выбор средств и методов воспитания зависит от индив. особенностей воспитанника или атмосферы и состава коллектива воспитанников. Оценить результат работы воспитателя довольно сложно, так как он не имеет строго опр. критериев и оценок, во многом определяется исх. состоянием воспитанности подопечного.
Сущность преподавания имеет более лог. характер. Преподавание или обучение обычно производится в специально орган. простр. и врем. рамках, поддается планированию, алгоритмизации и проработке, имеет четкие цели и соотв. им задачи, а также опр. критерии оценки их достижения.
Первичным в пед. деятельности является все-таки воспит. работа, в связи с этим при подготовке педагогов нужно заботиться о формировании у них готовности к грам. организации воспит. и учебного процессов в совокупности с предм. знаниями.
Структура педагогической деятельности. Компоненты пед. деятельности, являясь взаимосвяз. и взаимозав. элементами, отличаются друг от друга и обладают обособленностью в некот. степени, что позволяет рассматривать их независимо друг от друга. В пед. деятельности выделяют след. компоненты: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Пед. профессия предъявляет некот. требования к личности педагога, а именно, он должен обладать уст. соц. и проф. позицией, кот. выражается в его отношениях к окр. миру, профессии и субъектам педагогики. В позиции педагога проявляется его личность, характер соц. ориентации, тип гражд. поведения и деятельности.
Соц. позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобраз. школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связ. с пед. профессией.
Существуют так же проф. – обусл. требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теорет. и практ. компетентность как основа профессионализма.
Проф. готовность учителя определяется соответствием его личн. и проф. качеств в профессиограмме, кот. объединяет их идеализ. вариант в три взаимосвяз. комплекса: общегражд. качества; качества, опр. специфику профессии учителя; спец. знания, умения и навыки по предмету.
Важн. роль в деятельности педагога играет его личн. направленность, отраж. в профессиограмме и характ. его соц. – нравств., проф. – педаг. и познав. направленность.
Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, опр. его нравств. основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Проф. направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг кот. формируются все его проф. качества. Важным и неотъемл. качеством дост. педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки врем. и террит. рамкам, ставя превыше всего свой проф. долг.
Позн. деятельность педагога обусловливается его стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в пед. науке и предм. области учителя, способностью к самообразованию. Один из главных факторов позн. интереса - любовь к препод. предмету.