Предметом изучения теории физического воспитания является установление общих закономерностей физического воспитания как социального явления
Под общими закономерностями понимаются такие, которые в равной мере свойственны физическому воспитанию любых контин-гентов населения (детей и взрослых, только начинающих заниматься физическими упражнениями и квалифицированных спортсменов).
Предметом изучения методик физического воспитания является установление частных закономерностей физического воспитания и реализация общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность.
Закономерности физического воспитания являются частным проявлением общих закономерностей природы и общества, раскрываемых диалектическим материализмом. Следовательно, закономерности физического воспитания, выражаемые через специальные методы познания и преобразования физического состояния человека, составляют одну из частных методологий — методологию физического воспитания. Связь ее с общей методологией (диалектическим материализмом) заключается в использовании положений общей методологии, изучающей методы познания и преобразования действительности, методы научного знания ипонятийный аппарат науки (П. В. Копнин, А. Г. Спиркин и др.), для изучения закономерностей такого социального явления, как физическое воспитание. Из этого вытекает принципиальное положение, определяющее статус теории и методик физического воспитания как научной и учебной дисциплины среди других дисциплин, изучающих физическое воспитание. Являясь методологией физического воспитания, она прежде всего раскрывает многогранные внутренние и внешние связи физического воспитания как Целостного общественного явления. Именно поэтому теория и Методики физического воспитания как учебная дисциплина при-
звана обеспечивать методологическую подготовку в сфере физического воспитания, позволяющую специалисту свободно ориентироваться и проявлять себя в решении любых задач физического воспитания.
Каждое педагогическое направление советской системы физического воспитания обладает соответствующей методикой: методика общего физического воспитания, методика физического воспитания с профессиональной направленностью, методика физического воспитания со спортивной направленностью. Внутри каждой из этих методик существуют частные методики. Разнообразие их соответствует типовым разновидностям контингента занимающихся по возрасту, полу, профессиональной принадлежности и спортивной специализации (методика физического воспитания школьников, методика физического воспитания женщин и т. д.). Лишь условно в названии научной и учебной дисциплины слово «методика» дается иногда в единственном числе как обобщающий термин. Методики отдельных спортивно-педагогических дисциплин (методика преподавания гимнастики и др.) образуют самостоятельные научные дисциплины.
Оба предмета не могут существовать и развиваться изолированно. Теория физического воспитания представляет собой динамическую систему наиболее современных научных положений, отражающих сущность физического воспитания. Именно поэтому она может рассматриваться как высшая форма развития знаний о физическом воспитании. Теория физического воспитания создает перспективу совершенствования процесса физического воспитания в целом, обобщает частные закономерности физического воспитания и делает их достоянием всех методик физического воспитания.
Методики физического воспитания, устанавливая частные закономерности, создают базу для теоретических обобщений, а реализуя закономерности в виде систем педагогических рекомендаций, превращают общие теоретические положения в описания конкретных действий учителя и учеников. Через методики физического воспитания осуществляется превращение общественного достояния (общих теоретических положений) в личное (повышение уровня здоровья, приобретение умений и т. д.). Таким образом, каждая методика обязана не только использовать общие закономерности для разработки конкретных рекомендаций, но и устанавливать частные закономерности, присущие педагогическому процессу с данным контингентом занимающихся.
Все это обусловило существование обеих учебных дисциплин под одним названием «Теория и методики физического воспитания». По характеру предметов изучения они входят в систему педагогических наук. Однако, как и любая педагогическая дисциплина, теория и методики физического воспитания обосновывает свои педагогические положения социальными, психологическими и биологическими закономерностями.
Источники и этапы развития теории и методик физического воспитания
Источники возникновения и развития теории и методик физического воспитания следующие:
— практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физиче
ски подготовленных людях рождала стремление познать закономерности физи
ческого воспитания и на их основе построить систему управления физическим
совершенствованием человека;
— практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жиз
ненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи,
побуждающие теорию и методики физического воспитания к разработке новых
положений;
— прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически
развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами
разных стран и разных эпох;
— на высшем уровне своего развития ведущим источником теории и ме
тодик физического воспитания является марксистско-ленинское учение о комму
нистическом воспитании. Именно это учение не только провозгласило право
человека на всестороннее воспитание, но и раскрыло его содержание, обоснова
ло пути его реализации;
— постановления партии и правительства о состоянии и путях совершен
ствования физической культуры в нашей стране;
— результаты исследований как в области теории и методик физического
воспитания, так и в смежных областях знаний.
В своем развитии теория и методики физического воспитания прошли несколько этапов.
Первый этап — этап эмпирических знаний о влиянии двигательных действий на организм. Человек получал их в результате повседневной деятельности (Н. И. Пономарев). Накопление эмпирических знаний привело человека к осознанию «эффекта упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений, а с ними и физического воспитания (см. «Исторический и классовый характер физического воспитания»).
Второй этап — этап создания первых методик физического воспитания — охватывает периоды рабовладельческих государств античности и средних веков (Г. Д. Харабуга). Создавались эти методики опытным путем. Философы, педагоги, врачи еще не знали закономерностей деятельности организма человека, не могли объяснить механизм воздействия физических упражнений, поэтому судили об эффективности занятий физическими упражнениями по «внешним» результатам (человек становился выносливее, сильнее, приобретал новые для себя умения). К наиболее известным методикам физического воспитания относится та, которая была создана в Древней Греции. Она объединяла в единую систему определенные средства, а также методы обучения и развития силы, выносливости и др. В средние века количество методик возрастает я появляются первые пособия по гимнастике, плаванию, играм, стрельбе из лука, верховой езде, фехтованию.
Третий этап — интенсивного накопления теоретических знаний о физическом воспитании —охватывает период с эпохи Возрождения до конца XIX в. Развитие науки о человеке, о его воспитании и обучении, о его лечении побуждало философов, педагогов н врачей обращать внимание на проблемы физического воспитания. Происходит накопление философских, педагогических и медицинских сведений о сущности физического воспитания. Правда, сведения эти были еще разрозненными, ибо рождались внутри самостоятельных наук (философии, педагогики, медицины), так сказать, попутно. Попутно, но по необхо- , дпмости, так как представители этих научных дисциплин понимали, что многие «собственные» проблемы невозможно решить без учета роли физического воспитания в жизни человека. Уже в эпоху Возрождения педагоги-гуманисты и социалисты-утописты рассматривали физическое воспитание как обязательную
часть воспитания в целом. Примером разработки системы физических упражнений внутри общепедагогической теории служит «Суставная гимнастика», созданная для развития двигательных способностей детей швейцарским педагогом-демократом И. Г. Песталоцци (1746—1827). В XVIII в. анатомами проводятся исследования в области биомеханики физических упражнений, а в XIX в. появляются теоретические работы о физическом воспитании.
Особое значение для объективной оценки роли физического воспитания в жизни общества имели труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Впервые был научно доказан исторический и классовый характер воспитания, раскрыто содержание коммунистического воспитания и определено в нем место физического воспитания, а также показаны пути реализации принципов всестороннего воспитания человека. Труды К. Маркса и Ф. Энгельса определили ведущее направление и методологию последующих исследований прогрессивных ученых.
Таким образом, на этом этапе была заложена основа теории физического воспитания, которая стала оформляться как самостоятельная область научных знаний с начала XIX в. (Н. И. Пономарев).
Четвертый этап — этап создания теории и методик физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в нашей стране — охватывает период с конца XIX в. и до Великой Октябрьской социалистической революции. Он характеризуется интенсивным развитием специальных исследований проблем физического воспитания, что объяснялось возросшим влиянием физической культуры на многие области общественной жизни. Большое значение для развития научной мысли о роли физического воспитания в развитии общества сыграли труды В. И. Ленина. Наиболее ярким представителем ученых в области физического воспитания был П. Ф. Лесгафт (1837—1909). Его труды по истории, анатомии, биологии, педагогике, антропологии, теории и методикам физического воспитания являлись наиболее прогрессивными, а поэтому легли в основу современной теории и методик физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины.
Пятый этап — этап реализации марксистско-ленинского учения о коммунистическом воспитании — начался после создания социалистического государства. Проблемы физического воспитания решаются комплексно целыми коллективами ученых, специализированными научными и учебными учреждениями. Рост фактического материала, открытие новых закономерностей привели к дифференциации ранее единой научной и учебной дисциплины теории и методик физического воспитания. Появляются новые дисциплины: организация физической культуры, биомеханика физических упражнений и др. Однако подобная специализация отдельных отраслей знаний предполагает широкое использование сведений всех смежных наук. Например, проблема спортивной специализации детей — это не только спортивно-педагогическая проблема, но и социальная, психологическая и биологическая.
Основное содержание и структура учебного предмета
Содержание и структура учебного предмета подвергаются постепенному изменению под влиянием двух причин: появления новых научных фактов и специализации в соответствии с основной профессиональной деятельностью выпускников. Достаточно четко выделяются два направления: 1) расширение социальных проблем предмета и преобразование теории физического воспитания в теорию физической культуры; 2) расширение педагогического аспекта предмета и преобразование теории и методик физического воспитания в педагогику физической культуры. Оба направления не антагонистичны и при определенных условиях смогут органично дополнить друг друга. В настоящее время расширение учебного материала лимитируется объемом учебных часов. В перспективе можно ожидать образование комплексного учебного предмета, объединяющего на базе педагогики физической культуры учебный материал истории физической культуры, психофизиологии физического воспитания, биомеханики и других специальных теоретических дисциплин. Это позволит не только всесторонне характеризовать то или иное педагогическое положение, но и ликвидировать дублирование.
28
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Многообразно изменяющиеся педагогические ситуации требуют не только твердого знания типовых решений, но и постоянного поиска новых способов. Более того, найденные учителем оригинальные способы решения педагогической задачи должны стать достоянием других учителей, а для этого необходимо уметь анализировать полученные результаты и оформлять их. Реализовать все эти требования можно только в том случае, если учитель будет вооружен методологией педагогических исследований в физическом воспитании, т. е. системой знаний и умении в области подготовки и проведения педагогического исследования, в области обработки, анализа и представления результатов исследования. Подготовка к исследованию складывается из выбора темы на основе анализа литературных данных и педагогической практики, определения задач, разработки гипотезы, составления плана исследования, подбора исследуемых, выбора методов исследования, создания необходимых материальных условий и документации для фиксирования результатов.
Проведение исследования состоит в использовании выбранных методов
как способов разрешения поставленных задач. Группировка педагогических
методов исследования и связи между ними представлены на первом форзаце.
Экспериментальный метод организации учебно-воспитательной
работы предусматривает введение в педагогический процесс нового педагогиче
ского фактора (средства, метода обучения и т. д.) для изучения эффективности
его воздействия. *
Контрольный метод характеризуется тем, что в нем выдерживается общепринятая форма и содержание учебно-воспитательной работы как критерий для сравнения с экспериментальным методом.
Индивидуальный метод отличается тем, что при нем учебно-воспитательный процесс осуществляется педагогом в соответствии с личными планами без какого-либо вмешательства исследователя.
Методы сбора текущей информации могут быть самыми разнообразными. С их помощью можно получать сведения о результативности педагогического процесса в ходе самого обучения и воспитания, до или после него.
Методы получения ретроспективной информации (т. е. информации, характеризующей педагогическое явление в прошлом) позволяют определить степень и характер разработанности предшественниками того вопроса, который ставится для изучения в новом исследовании.
Определенные системы использования нескольких перечисленных методов составляют то, что принято называть педагогическим экспериментом и педагогическим наблюдением. Педагогический эксперимент включает в себя: обязательно экспериментальный метод организации учебно-воспитательной работы, в некоторых случаях — контрольный метод, обязательно один или несколько методов сбора текущей информации и метод математической обработки. Предшествует перечисленным использование методов получения ретроспективной информации. Педагогическое наблюдение включает в себя индивидуальный метод организации, один или несколько методов сбора текущей информации (и обязательно педагогический анализ и оценку), иногда — метод математической обработки.
Выбор методов исследования определяется прежде всего конкретными задачами научной работы.
Решение некоторых проблем физического воспитания требует использования в комплексе с педагогическими методами методов психологического и биомеханического анализа, а также физиологических методов (например, при изучении познавательной активности учеников на уроках, при изучении техники Физического упражнения, при разработке методик развития физических способностей) .
Собранные с помощью перечисленных методов фактические данные, характеризующие изучаемый педагогический процесс, подвергаются качественному и количественному анализу. Качественный анализ предусматривает словесную педагогическую оценку полученных результатов, а количественный — математическую обработку для установления степени достоверности различий эффек-
тивности двух или нескольких педагогических процессов и выявления некоторыхсвязей между ними.
Завершается исследованиелитературно-графическим оформлением результатов и внедрениемих впедагогическую практику.