Методика «Карта интересов» (Е.А. Климова)
Используется в целях профориентации. Испытуемым раздаются бланки с вопросами. Вопросник состоит из 144 вопросов, предлагающих определить испытуемому свое отношение и желание выполнять определенные действия.
Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце бланка для ответов количество знаков «+» и «-», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаком «+» или «-», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков «+».
Возможно применять опросник как индивидуально, так и в группе.
Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (опросник Айзенка, подростковый).
Рассчитана на испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов личности. Методика содержит опросник из 60 вопросов, классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
5. Ценностных ориентаций:
Ценностные ориентации (М. Рокича) (см. выше)
Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (И.Г.Сенин).
Используется для диагностики двух основных ценностей: терминальных и жизненных. Состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценить по 5-ти балльной системе. Перед началом тестирования испытуемым дается инструкция. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в группе, но не больше 10-15 человек. Для обработки полученных данных используется дешифратор и «ключи»- шаблоны.
Личностный опросник «ОТКЛЭ».
Позволяет исследовать пять основных свойств личности: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие. Опросник содержит 115 вопросов.
Результаты сравниваются с ключом, за каждое совпадение присваивается один балл. Результаты суммируются по каждой шкале.
6. Опасений и страхов, их содержания, проявления в поведении, техники совладания, которые использует ребенок:
Опросник способов совладания (адаптированный вариант методики Р. Лазуруса и С.Фолкман «Ways of Coping Questionnaire»-WCQ).
Для выявления осознанных стратегии действия в стрессовой ситуации. Измеряет ситуационно-специфическое поведение. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Опросник применяется одновременно с другим инструментарием. Состоит из 50 вопросов и имеет 8 эмпирически полученных шкал: конфронтативный копинг (6 вопросов); поиск социальной поддержки (6 вопросов); планирование решения проблемы (6 вопросов); самоконтроль (7 вопросов); дистанцирование (6 вопросов); позитивная переоценка, прежде всего собственных возможностей (7 вопросов); принятие ответственности (4 вопроса); бегство-избегание, включающая фантазирование, еду, алкоголь, курение, наркотики или лекарства (8 вопросов). Данные шкалы разделяются на три группы по основным критериям: решения проблемы, поиск и использование социальной поддержки, регулирование эмоций.
Методика относится к интериндивидуальным многомерным, ориентированным на ситуацию, опросникам. Ее характеризует своеобразие инструкции для испытуемых: их просят припомнить недавнее стрессовое событие или ситуацию из реальной жизни и то, как они с ней справлялись
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (Орел А.Н.) (см. выше)
Шкала эмоциональной возбудимости (ШЭВ) (адаптирована А.А.Рукавишникова) (см. выше)
7. Социально-психологической адаптированности:
Опросник Личной ориентации (ЛиО) Э.Шострома (адаптированный А.А.Рукавишникова).
Предназначен для диагностики личностных особенностей, а также для оценки самоактуализации личности. Опросник состоит из 150 суждений, которые задаются как позитивно, так и негативно, т.е. конечные полюса дихотомии в вопросе даются полностью ясно. Вопросы оцениваются дважды: во-первых, по двум основным шкалам личностной ориентации – внутренней опоры (127 вопросов) и временной компетентности (23 вопроса); во-вторых, по 10 подшкалам, каждая из которых измеряет концептуально важный элемент самоактуализации.
Оценки ЛиО по шкалам и подшкалам могут быть интерпретированы в свете норм, которые устанавливаются, и личных категорий, для оценки которых они предназначены. В ситуации консультирования могут быть заданы дополнительные вопросы.
Опросник рассчитан на лиц не моложе 15 лет. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.
Обработка результатов количественная с использованием стандартных баллов.
Шкала субъективного благополучия (ШСБ) (см. выше)
Опросник социальной адаптации подростков (СПА) ( К. Роджерсона и Р. Даймондона).
Изучает особенности формирования самосознания подростков в процессе адаптации к новым условиям, структуру эмоционально-поведенческих нарушений.
Шкала состоит из 101 суждения, из них 37 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности; следующие 37 – критериям дезадаптированности; 27 – нейтральны.В число последних включена также контрольная шкала (шкала лжи).
Результаты переносятся в ответный лист. Коэффициент социально-психологической адаптированности вычисляется по специальной формуле.