Особенности социально-педагогической деятельности с семьей

Существует множество типологий семьи, но деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, располагающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, от низкого к крайне низкому: благополучные семьи, семьи «группы риска», неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Эта типология предоставляется нам полезной, так как с учетом ее можно определенным образом строить работу с отдельными типами семей, делая акценты на наиболее значимые для каждого вида проблемы.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи «группы риска» характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучная семья, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходимы активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи- те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние некоторых нуждается в коренных изменениях. В этих случаях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно - бытовые условия не отвечают элементарным санитарно - гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога ведется в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Основополагающими принципами деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй являются следующие: гуманистический, личностно-деятельностный, принцип целостности жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье, принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; принцип милосердия. Их реализация является важнейшим условием высокой результативности взаимодействия социального педагога и семьи[20].

1.Вся суть принципа гуманизма (от лат. - humanitas - человечность) заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Согласно этому принципу вся деятельность специалиста строится на поддержке человеческого достоинства, понимании его личностных проблем и готовности содействовать в их разрешении[21].

2.Личностно-деятельностный подход - не просто учёт индивидуальных особенностей ребёнка в воспитании. Это, прежде всего последовательное отношение к нему, как субъекту взаимодействия в контексте всей деятельности, в процессе которой осуществляется социализация личности, и отношение к семье как самоценности, защита создавишхся доверительных отношений, сохранение тайны. Все направления в системе взаимодействия социального педагога и семьи необходимо соотносить с таким показателем: в какой степени они способствуют развитию индивидуальности и защите прав и интересов ребёнка через побуждение его к деятельности, чтобы личность реализовала себя в деятельности, соответствующей её индивидуальным возможностям.

3.Сущность культурологического принципа заключается в целостности формирования человека как биопсихосоциокультурного существа- Сегодня происходит принципиальная переориентация общественного сознания на более углубленное понимание самоценности человека. Социальный педагог, делающий упор в своей работе на семью, способствует организации культуры жизнедеятельности, начиная от элементарных форм до сложных социальных и высших духовных.

Освоение духовного опыта человечества, одухотворённость собственной жизни - это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и профессией придаёт смысл человеческому существованию. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.

4.Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания включает в себя целостность развития самой личности ребёнка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной социокультурной среды, адекватной потребностям личности ребёнка, выработку непредвзятых рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребёнку по защите их личностных прав и предупреждению их нарушения.

5.Принцип развивающего общения - принятие человека другим, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет социальному педагогу, работающему с семьёй, строить профессиональные отношения на партнёрской основе, формирует способность выдерживать и разрешать противоречия повседневности.

6.Принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье. Предъявлять требования к человеку - это значит уважать его и верить в него, видеть его сильные и слабые стороны, понимать его и помогать ему. Полное восприятие ребёнка, семьи социальным педагогом непременно выражается в доброжелательности, чуткости, внимании и теплоте отношений.

7.Принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества[22].

И заключительным в ряду этих принципов является принцип милосердия, связанный с духом социальности, благотворительности, сострадания, с возможностью изменить ситуацию, стремлением защитить ребёнка, помочь ему утвердиться в жизни. Социальному педагогу необходимо проявлять терпимость, бескорыстность, доброту, веру во внутренние силы ребёнка.

Следование вышеизложенным принципам способствует разрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребёнку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи[23].

Исходя из этих принципов, ставятся конкретные задачи в работе социального педагога, дающие возможность определить содержание его деятельности по эффективной организации процесса взаимодействию с семьёй.

Любая, даже самая близкая, воспитательная цель предполагает педагогическую деятельность, специальные профессиональные действия педагога.

Основные направления организации процесса профессиональной деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй: Важнейшим направлением из всего спектра направлений является работа с семьёй как институтом социального воспроизводства человека. Она включает в себя психолого-педагогическую диагностику проблем и трудностей конкретной семьи: семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, многодетной, семьи, имеющей детей-инвалидов, неполной, студенческой, семьи беженцев, семьи, имеющей в своём составе лиц, для которых характерен криминогенный образ жизни и др. В эту работу также входит оказание помощи семье в установлении в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества, психолого-педагогическое просвещение родителей, становление их педагогического сознания, в конечном итоге -формирование семейной психолого-педагогической культуры[29].

Технология организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи основывается на принципе первичности личности, семьи по отношению к любым общественным институтам. Специалист обеспечивает допустимое и целесообразное «вмешательство» в процесс семейного воспитания.

Социально-педагогическая помощь семье - это очень интенсивное адресное обслуживание и консультация семьи. Она используется там, где другие формы не дают эффективных результатов. При этом социальные педагоги идут в семью, конечно, с добровольного согласия клиентов, чтобы иметь возможность наблюдать жизнь семьи и участвовать по мере необходимости в её повседневной жизни. Свои наблюдения они обсуждают с членами семьи и совместно ищут возможности решения существующих проблем. Следует подчеркнуть, что эта работа, как форма взаимодействия, возможна только с согласия всех членов семьи и требует длительного времени, так как только в продолжительном общении, перетекающим во взаимодействие, могут возникать действительно доверительные отношения, что должно рассматриваться как предпосылка для дальнейшей помощи и продолжения действенного взаимодействия.

Вторым основным социальным институтом, играющим наряду с семьёй огромную роль в воспитании и адаптации личности в обществе, является школа. Она должна оказывать решающее влияние на жизненную ситуацию детей в период школьного возраста. С одной стороны, школа конфронтирует с семейными проблемами подростков, с другой - они могут возникать или усиливаться в школе. До сих пор существующая практика подхода к данным феноменам часто приводит к изоляции социально обездоленных детей и подростков. Однако как раз эти ученики очень чётко дают понять, где они ожидают и готовы принять помощь. Наблюдается такая тенденция, что школа воспринимается этими детьми как центральное жизненное пространство, где они проводят свои свободные часы, ибо дома их ожидает дискомфорт: либо пустая квартира, либо тяжёлая атмосфера семьи, переживающей кризис.

Так как все дети должны посещать школу, тесное сотрудничество обеих этих инстанций представляет в своём роде шанс для своевременной и целостной помощи, для создания школьникам нормальных социокультурных условий развития. Взаимодействие школы и семьи удаётся реализовать через посредничество социальных педагогов в школе. Данная работа предоставляет школе важную возможность своевременно распознать проблемы своих детей, подростков и их семей, соответственно на них реагировать, а также подключить к совместной работе другие социальные службы и организации. Эффективность социально-педагогической работы и взаимодействия как важнейшей структуры этой работы зависит от того, какое место они занимают в школе.

В настоящее время разработана структура этого взаимодействия, где выделяются три инновационных блока:

1)содержание образования, удовлетворяющее интересы и социальный заказ на него со стороны родителей и детей, как один из способов социализации личности ребёнка;

2) система воспитательной работы, в которой родители выступают партнёрами школы, эффективно используются возможности семьи в воспитании ребёнка, связующим звеном является семейный социальный педагог;

3) социально-педагогическая служба, обеспечивающая помощь и поддержку семье, ребёнку, содействующая повышению семейной психолого-педагогической культуры[30].

В основу положены следующие принципы:

- построение человеко- ориентированной школы, гуманно-личностный подход к ребёнку, партнёрские отношения с родителями;

- педагогизация окружающей среды, создание единой системы воспитания ребёнка в школе, семье, в социуме;

- адаптирующая педагогика, обеспечивающая взаимное сближение семьи и школы.

Направлением в системе деятельностного взаимодействия социального педагога и семьи является оказание помощи трудному ребёнку, подростку в решении проблем адаптации в обществе. В такой помощи нуждаются дети, оказавшиеся в неблагоприятных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; жертвы жестокого обращения в семье, дети, находящиеся в состоянии длительного конфликта и отчуждения с родителями, друзьями, соседями, сверстниками, ставшими причиной дезадаптации. Эти группы отклонений представляют собой суммарный результат семейно-педагогической запущенности в виде недостаточности общения и саморегулирования поведения. Кроме того, группа причин отклонений у детей вытекает из снижения их психических возможностей вследствие разного рода заболеваний. Свойственные им неустойчивость внимания, раздражительность, слабость, утомление требуют более частого, чем обычно, переключения на иные виды деятельности, игровой разрядки по ходу работы, снятия психического напряжения и щадящего режима отдыха. Сказываются на причинах отклонений замедление общих темпов взросления, инфантилизм, когда потребности и интересы ребёнка отстают от аналогичных у сверстников.

Если учесть, что у некоторых детей указанные причины комбинируются в разнообразных сочетаниях, придавая отклонениям в развитии личности дополнительные нюансы, то в целом группа трудновоспитуемых учащихся предстаёт весьма пёстрой по своему составу. Объединять их будут не столько причины, сколько следствия того невыгодного положения, в котором они оказались.

Совокупность перечисленных признаков обыкновенно обозначает педагогическую запущенность, комплекс внутренней беспомощности или состояние средовой дезадаптации.

Важной составной частью организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи является профилактическая работа. Профилактикатрудновоспитуемости-этоспециальноорганизованнаясовместная деятельность педагогов, родителей, ученического коллектива, общественности и самого подростка, осознающего необходимость самосовершенствования. К этому направлению взаимодействия социального педагога и семьи примыкает организация творческой деятельности детей на базе досуговых центров, центров художественного и технического творчества, природоохранной деятельности, спортивно-оздоровительных комплексов, центров профессиональной ориентации

Наши рекомендации