Методы и средства организации процесса обучения в современной школе. Условия выбора и факторы, детерминирующие эффективность методов и средств обучения

Метод (от греч. metodos - путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом обучения понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития. Метод – процессуальная сторона деятельности, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Разнообразие видов и способов человеческой деятельности обуславливает и разнообразие методов обучения. Методы (приемы) обучения – важные структурные компоненты процесса обучения. С их помощью осуществляется освоение учащимися содержания обучения, управление учебно-познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельностью учащихся, формирование их личностных качеств. Методы обучения состоят из конкретных приемов. Прием обучения – это элемент метода обучения, разовое действие, шаг в реализации метода. Один и тот же прием может быть частью разных методов, один и тот же метод может включать разные приемы. К приемам, например, относят показ образца, демонстрацию опыта, сообщение плана урока, прием сравнения, или аналогии, постановку проблемного вопроса, мнемонические приемы.

Методы обучения чаще всего применяются в комплексе. В то же время в каждой конкретной ситуации можно выделить ведущий, доминирующий, наиболее эффективный с точки зрения решаемых педагогических задач.

Перед педагогом всегда стоит проблема выбора того или иного метода или комплекса методов и приемов, которые будут наиболее эффективными в данной педагогической ситуации. Фонд методов педагогического процесса в настоящее время насчитывает десятки единиц. Разнообразие методов педагогического процесса, с одной стороны, и потребность в их комплексном применении, с другой – вызвали потребность в их систематизации и классификации. Классификацией методов обучения называется подразделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию). Рассмотрим наиболее известные классификации методов обучения.

1. В основание одной из первых классификаций методов обучения положен источник передачи информации и характер её восприятия (Е.В. Перовский, Е.Я. Голант и др.). В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов: словесные, наглядные, практические.

2. Другая классификация (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с ними выделены: методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний на практике; методы закрепления знаний, умений и навыков; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

3. Представляет интерес классификация (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), основанием которой является характер учебно-познавательной деятельности учащихся В соответствии с этим авторы классификации выделили:

· Объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецептивные методы. Основное назначение этих методов состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. При этом учитель или заменяющее его средство предъявляет информацию и организует действия ученика с объектом изучения. Учащиеся воспринимают, осознают и запоминают информацию. К данной группе методов относятся: объяснение, рассказ, лекция, работа с учебником, использование наглядных средств, показ способов деятельности и др. Данные методы тренируют память, способствуют усвоению знаний, но не являются эффективными для развития творческого мышления.

Репродуктивные методы имеют главным признаком воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя. Учитель применяет (разрабатывает) систему упражнений, в том числе программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Эффективность данных методов повышается, если учащимся сообщается определенный алгоритм выполнения задания.

· Методы проблемного изложения (проблемная лекция, экспериментирование и др.). В рамках этих методов учитель ставит проблему и показывает пути её решения, то есть демонстрирует образец научного решения проблемы. Учащиеся при этом мысленно следят и усваивают логику, этапы решения научной проблемы, но без выработки умения применять их самостоятельно.

· Частично-поисковые, или эвристические методы состоят в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Он создает проблемные ситуации, конструирует задание, планирует этапы (шаги) его решения, а учащиеся выполняют их самостоятельно под общим руководством учителя.

· Исследовательские методы являются способом организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, нахождению новых способов решения или доказательств. Учащиеся самостоятельно находят и формулируют проблему, планируют этапы и способы решения (исследования), осуществляют самоконтроль результатов исследования. Учитель участвует в предъявлении проблемных задач, осуществляет общий контроль за ходом исследования.

4. На основе методологии целостного подхода к деятельности известный дидакт Ю.К. Бабанский предложил классификацию методов обучения, учитывающую все структурные элементы деятельности: организацию, стимулирование и контроль. В этой классификации представлены три группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (см. таблицу 3, с. 70); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (см. таблицу 4, с. 70); методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (см. таблицу 5, с. 71). Каждая группа методов в свою очередь подразделяется на подгруппы.

5. И.Ф. Харламовым предложена наиболее практичная классификация методов обучения. В зависимости от тех задач, которые решаются с помощью методов, белорусский ученый выделил:

· методы устного изложения знаний учителем (рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; методы иллюстрации и демонстрации);

· методы закрепления изложенного учителем материала (беседа, работа с учебником);

· методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторная работа);

· методы учебной работы по применению знаний на практике (упражнения, лабораторная работа);

· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, проверка домашней работы учащихся, контрольная работа, программированный контроль, тестирование и другие).

Таблица 3. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

I подгруппа II подгруппа III подгруппа IV подгруппа
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) По степени самостоятельности мышления учащихся в процессе усвоения знаний По характеру управления учебной деятельностью (методы управления учебной деятельностью)
Словесные: - объяснение; - рассказ; - беседа; - лекция; - дискуссия и др. Наглядные: - иллюстрации; - демонстрации, Практические: - упражнение; - опыт; -трудовые действия и др. Индуктивные, дедуктивные, аналитические; синтетические, аналогия, выделение главного, сравнение и др. Репродуктивные, продуктивные (проблемные, проблемно-поисковые, исследовательские и др.) Методы работы под руководством учителя; Методы самостоятельной работы учащихся: - работа с книгой; - выполнение письменных заданий; - выполнение лабораторной работы, художественно-творческой работы в мастерских и др.

Таблица 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

I подгруппа II подгруппа
Методы стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования долга и ответственности в учении
Создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, познавательной новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении и др.; познавательные игры; учебные дискуссии Разъяснение личностной и общественной значимости учения и формирование у школьников соответствующих убеждений; предъявление требований; упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков в учении; соревновательность и др.

Существуют и другие классификации методов обучения. Все классификации носят условный характер. Один и тот же метод обучения может быть отнесен к разным группам методов в разных классификациях. Все зависит от задач и содержания, которые реализуются данным методом.

Таблица 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении

I подгруппа II подгруппа III подгруппа
Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля самоконтроля Методы лабораторно-практического контроля самоконтроля
Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устный зачет, устный экзамен, программированный опрос, устный самоконтроль и др. Письменная контрольная работа, письменный зачет, письменный экзамен, письменная программированная работа, тестирование, письменный самоконтроль и др. Контрольные лабораторно-практические работы, лабораторно-практический самоконтроль и др.

Знание классификаций методов обучения поможет учителю ясно представить себе систему методов, понять их назначение, взаимосвязь и взаимопроникновение, характерные признаки, сильные и слабые стороны, условия эффективного применения в реальных условиях педагогической практики. Дадим краткую характеристику основных методов обучения.

Рассказ - монологический метод изложения учебного материала учеником или метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Цель рассказа как метода учителя – целенаправленно передать учебную информацию, которая нова для учащихся, и по ней нельзя развернуть беседу. Рассказ как метод учения используется и в качестве метода проверки знаний (например, индивидуальный устный опрос).

Эффективность метода обеспечивается: продуманностью плана и последовательностью изложения материала, обоснованностью используемых примеров и фактов, ясностью, образностью, яркостью, эмоциональностью языковых форм, убедительностью, доступностью, повторением основных положений, наличием выводов и обобщений, умением мобилизовать внимание учащихся продолжительностью 10-15 минут.

Объяснение – монологический метод изложения теоретических положений, закономерностей, существенных свойств и т.п. Это метод научных доказательств. Эффективность объяснения зависит от глубокого знания научного содержания учебных дисциплин, последовательности раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств, точности формулировок, глубины и доступности изложения, мобилизации внимания детей, учета их психологических и индивидуальных особенностей.

Беседа – диалогический метод изложения и усвоения учебного материала, который предполагает разговор педагога с учащимися с помощью тщательно продуманной системы вопросов. Учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к анализу изучаемых фактов и явлений и формулированию соответствующих выводов и обобщений. Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки педагога, от четкой и логичной постановки вопросов, которые должны развивать все виды мышления, соответствовать уровню развития учащихся.

Школьная лекция как метод обучения – традиционно монологический словесный метод изложения учебного материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений. Учебная лекция охватывает все занятие (урок). Технология проведения лекции предполагает: сообщение целей и задач, плана лекции слушателям; соблюдение логических связей между частями лекции, формулирование выводов и обобщений; использование дидактических, наглядных, технических средств; владение умениями ораторского искусства, оптимальный темп подачи материала, обеспечивающего осмысление и конспектирование содержания, выделение главных идей, положений интонацией, анализ предлагаемой литературы и т.п. На первых этапах применения лекционного метода следует обратить внимание на формирование у школьников умений работать во время лекционного занятия (слушать, осмысливать, конспектировать и др.), а также умений работать с материалом лекции после завершения занятия (дополнение записей, конспектирование лекции по памяти и др.).

Наглядные методы обычно применяются в сочетании со словесными методами. К наглядным методам относятся методы наблюдения, иллюстрации и демонстрации. При их использовании источником информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные пособия или технические средства.

Метод наблюдения представляет собой активную форму чувственного познания. Он применяется как под руководством учителя на уроках, во время экскурсий и т.п., так и в ходе самостоятельной работы учащихся по заданию учителя. Эффективное применение данного метода предполагает разработку памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования, обработки и использования данных наблюдения.

Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов и пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов и т.п. Повышают эффективность восприятия информации учащимися структурное изображение информации на учебной доске, а также компьютерные презентации.

Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, процессов различного происхождения, коллекций и т.д.; в постановке опытов и проведении экспериментов. Метод демонстрации обеспечивает восприятие внешних форм и содержания не только в статике, но и в динамике.

Технология применения наглядных методов требует соблюдения следующих условий:

· Продуманный отбор средств наглядности, согласование их с содержанием урока, объемом учебного материала, количеством демонстрируемых единиц и т.п.

· Соответствие наглядных методов и средств возрастным и другим особенностям учащихся.

· Психологическая готовность учащихся к усвоению демонстрируемого материала.

· Вводная беседа с учащимися до восприятия объектов и явлений.

Демонстрация средств наглядности с четким выделением главного, существенного, в умеренном темпе, в соответствующий момент урока.

· Привлечение самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

· Собеседование с учащимися по поводу воспринятого.

· Формирование у школьников умения отбирать необходимые средства наглядности в процессе самостоятельной, в том числе домашней работы.

Метод работы с книгой применяется как метод получения новых знаний, метод закрепления знаний и выработки умений и навыков, а также как метод проверки знаний. Кроме того, это важнейший метод формирования у школьников потребности и умений самообразования.

Практические методы являются способами организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания. К ним относятся: выполнение упражнений, изготовление рисунков, чертежей, таблиц, схем, проведение фронтальных опытов, выполнение лабораторных или практических работ, трудовых заданий в мастерских и другие.

Наиболее распространенным является метод упражнений. Он заключается в систематической отработке умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе взаимодействия учащихся с учителем или в ходе их самостоятельной деятельности. Все виды упражнений условно разделяют на три группы: подготовительные, тренировочные и творческие. Кроме того, различают устные и письменные упражнения; воспроизводящие упражнения (правописание, грамматические и лексические правила, решение задач, упражнения по закреплению ранее изученного, по приобретению навыков работы с приборами и т.п.); упражнения в применении знаний в новых условиях (с нарастающей степенью трудности), комментированные упражнения (сопровождаются объяснениями); алгоритмические упражнения, упражнения по составлению учащимися задач и примеров (упражнения по образцу); проблемно-поисковые упражнения (формируют творческое мышление); творческие устные и письменные работы; устные или письменные сочинения; доклады; графические работы; игровые упражнения; упражнения на обучающих машинах, компьютерах; упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием. Рекомендуется соблюдать дидактическую последовательность в выполнении упражнений: сначала предлагаются упражнения, обеспечивающее прочное усвоение учебного материала, затем упражнения на его воспроизведение и применение (выработка умений и навыков), а после этого упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения знаний в новых условиях.

Понятие «средства обучения» используется в педагогике в широком и узком смысле слова. В широком смысле средства обучения – это все то, что способствует достижению целей обучения. Сюда относят: все виды деятельности детей, которые организуются в процессе обучения, микросреду (семья, группы учащихся и т.п.); содержание, методы, формы обучения; предметы и приспособления для осуществления деятельности педагогов и учащихся и др. В узком смысле средства обучения – совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления процесса обучения. Существует разные подходы к классификации средств обучения. Традиционной является классификация (по Г.М. Коджаспировой), в которой выделены наглядные (не технические) средства (предметная наглядность, словесно-образная наглядность, объемная и плоскостная изобразительная наглядность, символическая изобразительная наглядность) и технические средства (см. таблицы 6 и 7, с. 75).

Средства обучения подразделяются также на идеальные и материальные (см. таблицу 8, с. 76).

Таблица 6. Наглядные (не технические) средства педагогического процесса

Предметные наглядные средства Изобразительные наглядные средства
Реальные или натуральные объекты: минералы, гербарии растений, чучела животных и др. Образные Символические - схемы; - чертежи; - таблицы; - диаграммы; - графики; - карты и др.
Словесные -«словесное рисование», литературные образы и т.п.; - дидактические материалы: карточки, памятки, конспект-схемы; опорные сигналы и т.п. Объемные - статические: макеты, муляжи и т.п.; - динамические: модели, механизмы и т.п. Плоскостные - картины; - иллюстрации; - репродукции; - рисунки; - открытки - карты и т.п.;
         

Таблица 7. Технические средства педагогического процесса

Визуальные Звуковые (аудио) Аудиовизуальные Комбинированные
- диафильмы; - кодоскопы; - слайды; - диапозитивы; - фото и т.п. - магнитофонные и лазерные записи; - грамзаписи; - радиопередачи; - радио; - магнитофоны; - музыкальные инструменты и др. - кинофильмы; - видеофильмы; - телевидение и т.п. - лингафонные устройства (кабинеты); - компьютерные системы; - замкнутые учебные телевизионные системы и др.

Важную роль в получении современного образования выполняют технические средства обучения. Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации (Г.М. Коджаспирова). Они способствуют более эффективному восприятию обучаемыми программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний.

Таблица 8

Идеальные средства Материальные средства
На уровне процесса обучения
Система обучения Кабинеты для обучения
Методы обучения Библиотеки
Система общешкольных требований Столовые, буфеты
  Медицинский кабинет
  Помещения для администрации и педагогов
На уровне предмета
Учебные компьютерные программы Учебники и учебные пособия
Система условных обозначений в различных дисциплинах (математические символы, нотная грамота и др.) Дидактические материалы
Методические разработки по предмету
Книги-первоисточники
На уровне урока
Произведения искусства Тексты из учебника и других книг
Средства наглядности (схемы, чертежи) Упражнения из учебников, сборников задач и др.
Знаковая система устной и письменной речи Тестовый материал
Организационная деятельность учителя Средства наглядности (макеты, модели)
Квалификация и культура учителя Технические средства обучения
Формы организации работы на уроке Лабораторное оборудование

По назначению ТСО делятся на:

технические средства передачи учебной информации, позволяющие раскрыть содержание материала учебных дисциплин (учебное телевидение; видеоаппаратура; диа-, кино-, графо-, и мультимедийные проекторы; звуковая аппаратура – магнитофоны, усилители; средства демонстрационного эксперимента; электромеханические стенды; действующие макеты или модели механизмов);

· технические средства контроля, позволяющие быстро получить сведения об уровне усвоения учащимися переданной им информации. Применяются при проведении текущего контроля знаний учащихся, проверке на допуск к лабораторным занятиям, проведении зачетов и экзаменов, самоконтроле знаний обучаемых в процессе их самостоятельной работы;

· тренажерные технические средства, используемые для выработки практических навыков в выполнении логических задач или физических действий при работе с аппаратурой, проведении измерений, настройке или управлении сложными устройствами или процессами;

· вспомогательные технические средства – устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время и повышающие культуру педагогического труда: интерактивные классные доски, устройства дистанционного управления комплексом ТСО и затемнением аудитории, оргтехника и другие;

· комбинированные технические средства, выполняющие одновременно несколько функций: передачу информации и контроль, тренаж и контроль и др. Примером таких средств являются современные персональные компьютеры. Компьютер может использоваться при изучении всех учебных предметов всеми группами обучаемых.

Выделяют две области применения компьютера. Первая из них - компьютерная поддержка традиционного обучения. В этом случае применение компьютера связано с решением разнообразных задач обучения: 1) предъявление информации в разных формах (словесной, наглядной, экспериментальной); 2) формирование у школьников общеучебных и специальных умений по тем или предметам; 3) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; 4) организация индивидуального и группового обучения; 5) управление процессом обучения. Вторая область – это собственно компьютерное обучение, то есть обучение, реализуемое с помощью компьютерных программ разного назначения.

Важной проблемой для учителя является выбор оптимального сочетания методов, приемов и средств обучения в каждой конкретной педагогической ситуации. Этот выбор не является произвольным. Осуществляя его, педагог должен учитывать многие зависимости.

Назовем те из них, которые выполняют функции критериев.

· Закономерности и принципы педагогического процесса.

· Цели и задачи учебного процесса в целом, а также конкретного урока.

· Содержание изучаемой учебной дисциплины и отдельного урока (цикла уроков).

· Время, отводимое на изучение того или иного учебного материала.

· Материально-технические и средовые условия обучения.

· Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в том числе особенности их психофизического развития.

· Уровень обученности учащихся, уровень сформированности и особенности их мотивации к учебно-познавательной.

· Уровень развития учебной группы (детского объединения), стили педагогического руководства и педагогического общения.

· Возможности и индивидуальные особенности педагога (уровень развития профессионально-педагогической культуры, методического мастерства, опыт практической работы, личностные качества, способности, интересы и др.).

· Тип и структура урока, формы организации деятельности учащихся, содержание их домашней работы и т.д.

Наши рекомендации