Основы рейтингового контролирования эффективности учебного процесса в вузе
Недостаточность информации о личных особенностях учебной деятельности конкретного обучающегося на протяжении всего периода изучения им учебной дисциплины, как правило, содержащейся в одиночных оценках, выставляемых при устном или письменном опросе, выполнении контрольной работы и т.д., приводит к необходимости оценивать его по среднему баллу. Однако ориентация на средний уровень обучающихся оказывает отрицательное влияние не только на формирование качества знаний, но и лишает способных студентов возможности максимально раскрыть свой индивидуальный потенциал.
В современной дидактике решение этой проблемы связывается прежде всего с разработкой различных рейтинговых способов оценивания, особенностью которых является определение ранга (места) обучающегося, которое он занимает при изучении дисциплины в учебйой группе, учебном потоке и т.д. Переход к рейтинговым оценкам позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности обучающегося, а с другой - увеличить состязательность учения, объективизировать оценки, учитывая не только одноразовые результаты контроля, но и особенности работы в течение семестра. Именно установление рейтинга студента способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполнении учебной программы и в конечном счете улучшению его профессиональной подготовки. Каждый вид учебной деятельности имеет свою «стоимость», «цену» (весовой коэффициент). Поэтому назначение рейтинга в качестве оценки зависит от весового коэффициента вида занятия и от уровня сложности заданий, выполняемых обучающимися. Таким образом, «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученное™ по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения этого задания. Следует подчеркнуть, что в ходе разработки рейтинговой системы контроля преподаватель вправе самостоятельно расставить акценты в выборе баллов по видам занятий.
К основным преимуществам рейтингового контроля следует отнести:
♦ во-первых, возможность управления познавательной деятельностью
обучающихся с использованием целостной системы рейтинговых баллов.
В данном случае речь идет не только о начислении их студенту за выполнение конкретных учебных заданий, но и о поощрительных баллах, ко
торые могут быть добавлены ему за активность на занятиях, своевремен-
ность выполнения учебных заданий и творческий подход к их решению,
участие в научной работе, выступление с докладами на конференциях,
участие в конкурсах научных работ и т.п.;
♦ во-вторых, использование преподавателем шкалы с унифицирован-
ными рейтинговыми градациями способно (в зависимости от потребнос-
ти управлять познавательной деятельностью) осуществлять мониторинг
успешности обучения студентов по данному учебному предмету и вы
числять индивидуальный рейтинг каждого из них за определенный пери-
од обучения (месяц, семестр, учебный год);
♦ в-третьих, широкое информирование всех участников учебного
процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большин-
ства обучающихся прежде всего из-за возможности сопоставления ре-
зультатов своего обучения с результатами товарищей. При этом повыша-
ются мотивация к обучению, состязательность, активизируются амби-
ции субъекта обучения, что способствует формированию такого важно
го для обучающегося качества, как умение рационально, с учетом своих
сил, распоряжаться имеющимся ресурсом времени;
♦ в-четвертых, возможность при оценке успеваемости обучающегося
отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение
всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и резуль-
тативность, а также своевременно выявлять и корректировать причины
снижения успеваемости;
♦ в-пятых, использование метода педагогического тестирования в ус-
ловиях рейтинговой системы оценки и контроля знаний, навыков и уме-
ний обучающихся позволяет резко снизить при начислении рейтинговых
баллов влияние таких субъективных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т.п.;
♦ в-шестых, наличие серьезной математической поддержки всей рейтинговой системы дает возможность полностью автоматизировать процесс начисления соответствующих баллов и представления конечных результатов контроля в презентабельной форме.
Педагогическая практика применения в российских вузах рейтинговых систем контроля свидетельствует о тенденциях, наметившихся при этом: повышается ритмичность и системность в работе обучающихся; индивидуализация обучения приобретает конкретные формы и содержание; уровень учебной самоорганизации при подготовке к занятиям характеризуется развитием инициативы и творчества обучающихся; количество традиционных «задолжников» по различным формам контроля уменьшается и т.п.
На конкретном примере обоснуем специфику организации рейтингового контроля обучающихся в вузе.
(4.1)
где Rti – баллы, набранные в результате текущего контроля;
Rpi – баллы, набранные в результате рубежного контроля;
Rui – баллы, набранные в результате итогового контроля.
При учете нормирующих весовых коэффициентов, учитывающих ценность каждого вида контроля и приводящих полученные результаты к 100-балльной шкале, выражение для расчета рейтинга обучающегося можно представить в виде:
(4.2)
где kt, kp, ku – нормирующие весовые коэффициенты.
Рейтинговая система, разработанная только на принципе оценки накопления знаний, на практике оказывается не очень динамичной и слабо стимулирует познавательную деятельность обучающихся. Для устранения этого недостатка при расчете рейтинга может быть использована следующая формула:
R = Rн + Rст - Rш (4.3)
где Rн – рейтинг, учитывающий уровень накопления знаний;
где Rст – рейтинг, учитывающий стабильность работы обучающихся;
где Rш – штрафной рейтинг, учитывающий несвоевременную отчетность и задолжность по результатам контроля.
Исходя из посылки, что обучающийся при изучении учебной дисциплины способен заработать максимально 100 баллов, его рейтинг можно представить в следующем виде:
Итоговый рейтинг формируется из условия максимального значения при идеальной работе (активная текущая работа с оценкой «отлично», регулярность отчета по рубежным видам контроля с оценкой «отлично») в 100 баллов. Следовательно,
где Ал/ - нормированный постоянный коэффициент, учитывающий важность и сложность конкретного вида контроля; кпд- нормирующий коэффициент, учитывающий количество различных видов контроля, разработанных и утвержденных для учебной дисциплины.
Если наибольшую значимость из всех видов контроля имеет итоговый экзамен, то кпэ = 1. Наименьшую значимость, естественно, имеет текущий контроль, значение которого можно определить как кпт = 0,05. Значения коэффициентов других видов контроля, применяемых в качестве рубежного, лежат соответственно в пределах от 0,05 до 1 и пропорционально соответствуют объему каждого учебного модуля дисциплины. Так, например, коэффициент зачета может составлять кпз = 0,5; коэффициент индивидуального контрольного собеседования кпикс = 0,3.
Для вывода итоговой оценки в соответствии с принятой в вузах 4-балльной системой оценивания при рейтинговой системе контроля может быть использована следующая методика формирования шкалы перевода.
Максимальное значение относительного рейтинга можно получить, имея только отличные оценки и вырабатывая все заложенное количество контрольных мероприятий, при этом Rod5 =100.
Вопросы и задания
1. Что следует понимать под эффективностью применения преподавателем профессионально-ориентированной технологии обучения?
2 Раскройте сущность таких дидактических понятий, как контроль, проверка, оценивание, оценка и отметка.
3. Обоснуйте основные функции и принципы педагогического контроля, а также требования, предъявляемые к нему современной дидактикой.
4. Составьте классификацию основных методов и видов контроля.
5. Какие формы контроля применяются в высшей школе и чем это
обусловлено?
6. Раскройте сущность таких критериев оценки, как объем, системность,
действенность и осмысленность знаний, прочность их усвоения.
7. В чем заключается сущность педагогического тестирования? Дайте
определение понятия «педагогический тест».
8. Какими основными критериями оценивается качество педагогических тестов?
9. В чем заключается разница между нормативно-ориентированным и
критериально-ориентированным педагогическим тестированием?
10. Какие вы знаете формы тестовых заданий? Охарактеризуйте их.
11. Обоснуйте основные достоинства и недостатки применения педагогических тестов в высшей школе.
12. Выделите и обоснуйте основные преимущества рейтингового контроля в вузе.
Использование описанного подхода к организации рейтинговой системы контроля позволяет получить более чувствительный интегральный показатель успешности обучения студентов и одновременно решить одну из наиболее значимых задач, возлагаемых на рейтинговую систему, - повысить мотивацию обучающихся к изучению материала.