Глава III. Особенности певческого звукообразования и дикции
Внимание к слову – одна из характернейших черт русской вокальной школы. У М.И. Глинки мы находим замечательное высказывание: «В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и тоже слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное строгое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают эти ресурсы».
Слово в пении играет не менее важную роль, чем в бытовой речи, так как оно передает слушателю смысл произведения. «Многие певцы к сожалению, пренебрегают хорошей дикцией – писал Энрико Карузо, - слушатели часто не понимают языка, на котором певцы поют на сцене, и довольствуются лишь тем, что знают в общих чертах содержание произведения». Поэтому, так важно, чтобы певец обладал хорошей дикцией, но для этого необходимо знать, какие вопросы включает в себя вокальная речь.
Обучение пению связано с перестройкой работы голосового аппарата с речевой функцией на певческую. И если образование согласных в пении не отличается от образования разговорных согласных, то при пении гласных необходимо наличие певческих формант. Это значит, что певческий гласный звук, помимо формант речевой гласной, содержит еще и певческие форманты, которые придают ему звонкость, полетность, округленность и бархатистость.
Так как пение осуществляется только на гласных звуках, именно на них и вырабатываются все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность, интонация, регистровая ровность) и техника. Вот почему педагогу-вокалисту необходимо знать пути образования певческого гласного звука.
Звук рождается в гортани при совместной работе голосовых складок и органов дыхания. Но, возникнув в гортани, он еще не имеет определенного характера того или иного гласного. Только в резонаторных полостях звук получает определенное оформление в зависимости от формы ротоглоточного канала. Такое понимание пути образования гласных приводит к важному практическому выводу: гортань при пении должна иметь устойчивое положение, так как все гласные звуки, воспроизводимые голосовыми связками, обладают одинаковыми качествами: силой, точной высотой и первоначальным тембром. Одинаковое положение гортани достигается не фиксацией внимания учащихся н ее движениях, а постоянной и целенаправленной работой над единообразной манерой пения гласных.
Особая роль здесь принадлежит упражнениям, связанным с вокализацией мелодии на отдельные гласные и с вокализацией на чередовании гласных – сначала на примарных звуках, а затем и на всем диапазоне. Естественное, красивое формирование гласных безусловно поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани, а значит , и правильный режим экономного расходования дыхания.
В формировании гласных активное участие принимают полости глотки и рта, которые, обладая подвижными стенками, могут изменять свою форму и объем. Например, на звуке «И» ротовая полость становится самой маленькой, а на «У» - наоборот, самой большой. При переходе от «И» к «Е» и «А» гортань уменьшается, а на «О» и «У» снова увеличивается.
В ротоглоточном канале имеется мягкое небо с маленьким язычком, которое благодаря своей эластичности и способности сильно сокращаться значительно улучшает резонирование гласных звуков, особенно на верхних участках диапазона.
Несколько слов о роли языка и губ. Язык при пении должен двигаться свободно, чтобы, активно перемещаясь, постепенно создавать условия для спокойного положения гортани. Губы только в момент зарождения гласного звука принимают характерное положение, соответствующее букве.
Следует заметить, что в образовании определенного гласного звука принимают участие все органы, расположенные в полости рта, поэтому их активация – серьезная задача в работе педагога. «Как неприятны пестрые гласные, - писал К.С. Станиславский, - в которых звук «А» вылетает из живота, звук «Е» - из голосовой щели, «И» протискивается из сдавленного горла, звук «О» гудит точно в бочке, а «У», «Ы», «Ю» попадают в такие места, из которых их никак не вытащить.»
При пении гласных приходится прибегать к округлению некоторых из них. Это округление не только приводит к однородному звучанию, например, гласных А и О, Е и Э, И и Ы, но и регулирует работу органов, участвующих в оформлении той или иной гласной, не вызывал изменения в положении гортани.
Также необходимо знать механизм образования отдельных гласных. Например, при пении гласных И и У создаются условия для активации работы голосовых складок и дыхания. При своем формировании эти гласные не требуют широко открытого рта. Кроме того, И помогает найти ощущение близости звука и для других гласных, так как сам звучит ярко. Это связано с тем, что одна из формант гласного И совпадает с высокой певческой формантой. Гласный звук У помогает найти правильное положение мягкому небу и маленькому язычку, так как при формировании звука У поднимается небная занавеска, позволяющая ощутить «зевок». Хорошо поднятое мягкое небо перекрывает вход в носовую полость и освобождает голос от неприятного носового призвука.
Очень полезно пение с закрытым ртом на согласном звуке «Н». Такое пение помогает детям понять ощущение «маски»: выработать высокое и низкое звучание, а также протяжность звука. Однако пением с закрытым ртом нельзя злоупотреблять, так как при нем небная занавеска сильно опускается, а это, как мы знаем, нежелательно.
Процесс звукообразования очень сложный. Формированию навыка ровности гласных во многом способствует использование народных песен. Во многих народных мелодиях встречаются характерные распевы на разных гласных.
«Распев, распевание – это есть главное, на чем зарождается русская вокализация…и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и все русские в русской музыке», - писал выдающийся знаток народной музыки А.Д. Кастальский. Однако многие педагоги избегают петь с маленькими детьми народные мелодии с распевами которые предполагают широкое, длинное дыхание. На самом деле, дети любят песни с распевами, а задача педагога состоит в том, чтобы мелодия распева однороднозвучащими гласными, чтобы ребенок не «проглатывал» и не «смазывал» их. Для примера рассмотрим русскую народную песню «Я на камушке сижу».
В первом куплете песни встречаются 2 распева: один из 3-4 нот на гласных У и И, второй распев из 2 нот на гласных А и У. Рекомендуется усиливать звучность в распеве от первой ноты к последней, при этом, каждый раз гласные повторять в медленном темпе.
Известно, что гласные способствуют процессу пения , но для ясности произношения слов в пении они имеют второстепенное значение. Разборчивость слов в первую очередь зависит от четкости и интенсивности произношения согласных. В то же время согласные в пении должны говориться предельно кратко, что требует весьма активного выдоха. Так, например, согласные «К», «Р», «Т», «Д» вызывают при своем образовании как активную работу дыхания, так и движение языка. А это в свою очередь влияет на устойчивость гортани. К тому же акустическая громкость этих согласных значительно меньше, чем у гласных. Значит, прежде всего следует заботиться о четкой артикуляции и даже утрирования их звучания.
«В пении гласные - река, а согласные – берега». Гласные должны звучать полно, широко, а согласные четко, энергично, коротко.
Умелое, правильное формирование гласных и согласных поможет добиться кантилены, широкой и свободной напевности, которая должна быть свойственна всем формам звуковедения от legato до stakkato. Но при любом характере звуковедения дикция должна оставаться яркой.
Однако, у детей дошкольного и младшего школьного возраста артикуляционный аппарат слабо развит: челюсти малоподвижны; язык, губы вялы и пассивны; плохо и неправильно открывается рот; лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и невыразительным. Постоянная работа над правильным и естественным формированием гласных и согласных, над выразительностью слова поможет освободить артикуляционный аппарат от напряжения. Улучшить дикцию и артикуляцию возможно с помощью различных вокальных упражнений:
Это упражнение способствует сосредоточить внимание учащихся на фонации и сохранении высокой позиции, используя удобную тесситуру осуществлять нисходящее движение по ступеням мажорной гаммы (от IV к I). Упражнение поется дважды:
1) на слог «лю»;
2) с чередованием слогов лю- ли- ле- ля- ле-.
Ребята должны запомнить характер звучания мелодии на слог «лю» и сохранить его при пении на другие слоги.
Для выработки четкой артикуляции рекомендуется использовать песни с большим количеством согласных, таких как русские народные песни «Петушок», «Да судном по морю», а также скороговорки, например, «Бык тупогуб, тупогубенький бычок».
Существуют правила вокальной орфоэпии, которые педагог должен объяснить учащемуся:
1) Согласные, которые заканчиваются на слог или слово, должны переноситься к следующему слогу или слову, позволяя тем самым больше распевать гласные. Например: о-го-ньки све-рка-ют;
2) Одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова, поются раздельно (делается люфтпауза). Например: Белая” акация;
3) Согласные звуки в конце слова произносятся ясно и четко;
4) Ударные слова в фразах и ударные слоги в словах поются несколько громче, чем безударные;
5) Особенно мягко должны звучать безударные окончания слов;
6) Слова в пении надо произносить в соответствии с общепринятым литературным произношением, а не их правописанием, Так нужно петь «што», а не «что»; «снек»,а не «снег»; «атчего», а не «отчего».
Отметим также, что цель каждого упражнения должна быть понятна детям, только тогда они смогут активно работать над ее осуществлением.
Подводя итог вышесказанного следует сказать, что выразительное, глубоко осмысленное пение может существовать только при ясной дикции и правильной артикуляции, что в свою очередь создает естественную регулировку дыхания, звукообразования, осуществляет качественное воспитание тембра.