Методы физического воспитания: их классификация и общая характеристика. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов физического воспитания
БИЛЕТ 1 (вопрос 1)
Роль олимпийского движения в развитии современного спорта. Олимпйская Хартия. Её содержание, история создания, назначение. Основные этапы и социальная значимость развития олимпийского движения в истории России.
Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессионализации, всё откровеннее делая ставку на ценности успеха, карьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Профессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта.
Коммерциализация олимпийского движения также порождает негативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спортсменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.
В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции – жёсткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые в корне противоречат идеалам олимпизма. Можно полагать, что если они будут усугубляться, то общественное мнение перестанет воспринимать сами олимпийские игры, отвергая «новые идеалы» олимпизма.
Ныне действующая олимпийская программа при всём её несовершенстве тем не менее представляет собой тот необходимый минимум видов спорта, без которых невозможно представить себе современные Олимпийские игры. Программа летних и зимних Олимпийских игр должна отражать уровень современной науки и техники, общий социальный прогресс общества. Она должна сохранять спортивную борьбу, красоту, эстетику, дружественную атмосферу.
Кардинальные изменения, происшедшие в мире в конце ХХ в., неминуемо приводят к необходимости коренного пересмотра концепций, принципов и норм в международном спортивном и олимпийском движении. Это требует внедрения в политику и деятельность этого движения новаторских идей, которые должны показывать приоритет общечеловеческих ценностей и интересов над политическими и идеологическими разногласиями.
В излишней коммерциализации спорта заключены и большие отрицательные последствия для международного олимпийского движения. Опасность состоит в том, что Олимпийские игры могут превратиться в ярмарку изделий фирм в интересах дельцов и бизнесменов.
Хартия
1. Под верховной властью МОК Олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и других лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской Хартией. Цель Олимпийского движения заключается в том, чтобы способствовать построению мирного и лучшего мира посредством воспитания молодёжи занятиями спортом в соответствии с олимпизмом и его ценностями.
2. Тремя основными составляющими Олимпийского движения являются Международный олимпийский комитет (МОК), международные спортивные федерации (МСФ) и национальные олимпийские комитеты (НОК). Для любого лица или организации, принадлежащих к Олимпийскому движению в любом качестве, положения Олимпийской Хартии обязательны; они также должны твёрдо держаться решений МОК.
3. Кроме трёх основных составляющих, Олимпийское движение включает в себя организационный комитеты Олимпийских игр (ОКОИ), национальные ассоциации, клубы и лиц, принадлежащих МСФ и НОК, в частности спортсменов, чьи интересы являются фундаментальным элементом деятельности организации и учреждения, признанные МОК. Цель олимпийского движения – способствовать построению лучшего мира и воспитывать молодёжь средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры. Деятельность олимпийского движения носит постоянный и универсальный характер. Она охватывает пять континентов. Вершиной его является объединение спортсменов на великом спортивном празднике – Олимпийских играх. Олимпийская хартия сводит в единый кодекс основополагающие принципы, правила и официальные разъяснения, принятые МОК. Она управляет организацией и функционированием олимпийского движения и устанавливает условия проведения Олимпийских игр. Концепция современного олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 г. в Париже состоялся Международный атлетический конгресс. 23 июня 1894 г. самоучредился Международный олимпийски комитет.
На протяжении многих лет олимпийская идея проникала в сознание российской общественности. Этому способствовали несколько факторов:
Идее использования ОИ в целях улучшения физического воспитания молодёжи
В стране возрос интерес к ОИ как фактору оживления и развития спорта
Происходило первоначальное организационно-методическое оформление развития спорта в стране и участие русских спортсменов в международных соревнованиях
В конце 19-го века педагоги, врачи, учёные и т.д. вели интенсивные поиски новых форм, средств и методов физического воспитания, считая, что ОИ могут сыграть в этом важную роль.
Используя благоприятные социально-педагогические условия, активными поборниками вступления России в олимийское движение выступали А.Д. Бутовский, А.П. Лебедев, Г.И. Рибопьер, Г.А. Дюпперон и др. Они горячо откликнулись на призыв Пьера Де Кубертена и стали активно распространять олимпийские идеи в нашей стране.
В 1894 г на первом олимпийском конгрессе в Париже генерал А.Д. Бутовский был избран первым членом МОК для России (до 1900 г). После его отставки были избраны Г.И. Рибопьер (1900-1913) и князь С.К. Белосельский (1900-1908).
16 марта 1911 г. был создан Российский Олимпийский комитет (РОК). Официальный дебют на ОИ состоялся в Стокгольме (1912). Но после Октябрьской революции по нескольким причинам Россия вышла из олимпийского движения:
- сильная политизация и идеологизация международных связей советских спортивных организаций.
- отрицательная оценка олимпийского движения и отказы руководителей от участия в ОИ, считая их буржуазным наследием.
- руководство многих международных объединений проводило политику, направленную на изоляцию советского спорта.
И только после ВОВ Россия вновь вернулась в ОД.
К моменту создания Олимпийского комитета СССР и его признания Международным олимпийским комитетом в 1951 г. Всесоюзные секции уже входили в 14 Международных спортивных организаций. После окончания ВОВ в новых исторических условиях в советских руководящих и спортивных кругах возникает повышенный интерес к международному ОД. Следует сказать, что интерес был обоюдным В приобщении нашей страны к олимпизму были заинтересованы многие страны мира. Возросший авторитет страны, победившей в тяжелейшей из воин, стремление многих государств и общественных организаций к налаживанию дипломатических, культурных и торговых отношений с Советским Союзом требовали выхода на непосредственные контакты между людьми. С 1945 г. до 1951 г. делегации нашей страны посещают международные соревнования, конференции и т.д. в качестве наблюдателей, а с момента создания в нашей стране ОК СССР наша страна впервые принимает участие в Олимпийских играх в 1952 г. в Хельсинки. В состав ОК СССР вошло 96 человек – ученые, педагоги, виднейшие тренеры и мастеры спорта. Первым председателем был избран Константин Александрович Андрианов (1910-1988) – видный деятель советского к международного спорт. движения. Он возглавлял ОК до 1975 г. В последующие годы председателями ОК были С.П. Павлов (1975-1983), М.В. Грамов (1983-1990), В.Г. Смиринов (1990-1991).
В круг обязанностей ОК СССР входило развитие олимпийских видов спорта, а также спорта для всех, представительство в МОК и его органах, подготовка спортсменов к ОИ, формирование олимп. команды и оформление заявки на ее участие в ОИ. Кроме того, его целью было расширение международных связей советских спортсменов, укрепление сотрудничества во имя мира и дружбы молодежью всех стран и континентов.
Важная роль отводилась ОК СССР в распространении Олимп. идеалов и защите демократических принципов в международном спортивном и ОД.
В 1952 году впервые наши олимпийцы выступили на ОИ в Хельсинки. Надо сказать, что выступление было удачным не только на этих, но и на последующих играх.
Важный этап в развитии ОД был в 1991 г. Это год распада СССР и формирование нового государства. Это повлекло за собой сокращение, отъезд многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж. Был организован новый орган управления физ. культурой и спортом в стране – Комитет содействия движению при Правительстве РФ.
Всероссийский ОК был сформирован 1 декабря 1989 г, но после распада СССР Олимпийское собрание России избрало первого президента ВОК (до этого момента были председатели) – В.Т. Смирнова. И в 1992 г. ВОК стал называться ОКР.
Впервые в истории олим. движения ведущими учеными и специалистами России было издано для школьников страны красочное пособие «Твой Олимпийский учебник»(к концу 99 г. три издания).
Основные итоги развития ОД в 20 вв. подвел 12 Олимп. конгресс. Он рассматривал 4 вопроса, по каждому из которых были приняты рекомендации:
– вклад олим. движения в современное общество
– место и роль спортсмена в обществе
– спорт в его социальном контексте (спорт и политика, спорт и экономика, спорт для всех, спорт в развивающихся странах)
– спорт и средства массовой информации
Нo по прошествии времени остался ряд проблем ОД, осложнявших его нормальное развитие:
– применение допинга ставит под сомнение честное спортивное соперничество, здоровье спортсменов. Их дружбу и взаимопонимание. Однако применение допинга не только не прекращается, а приняло устрашающие размеры.
– объективность судейства (фигурное катание)
–Олимпийская программа – необоснованные попытки сокращения или увеличения олим. дисциплин могут привести к подрыву самой олим. идеи.
– координация деятельности МОК, НОК и МСФ
–излишняя коммерциализация спорта – это может лишить ОИ их гуманистической и воспитательной ценности, подорвать ОД как важный фактор взаимопонимания и сотрудничества. Следствием коммерциализации спорта является коррупция среди членов МОК.
БИЛЕТ 1 (вопрос 2)
Этап углублённой спортивной специализации юных спортсменов. Задачи, направленность и режимы тренировочных нагрузок с учётом биологических и психических особенностей занимающихся на этом этапе в вашем виде восточных боевых искусств.
Возрастные границы этого этапа в большинстве случаев находятся приблизительно в пределах от 17—20 до 35—40 лет (исключая случаи, когда допускается ранняя спортивная специализация). Это время наиболее активных занятий спортом, время расцвета спортивных способностей и овладения высотами спортивного мастерства.
Все специфические закономерности спортивной тренировки на этом этапе ярко выражены. Тренировочный процесс приобретает ярко выраженные черты углублённой специализации. Удельный вес специальной физической, технической, тактической и психической подготовки существенно возрастает, причем не столько за счет общей физической подготовки, сколько благодаря увеличению времени на специальную подготовку. Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок, возрастая большими, чем прежде, темпами, достигают на этом этапе (часто в первой его половине) индивидуального максимума. Существенно расширяется соревновательная практика и усиливается ее влияние на структуру и содержание тренировки.
Система тренировки и соревнований на этапе углубленного совершенствования особенно заметно дифференцируется в зависимости от того, попадает ли спортсмен в сферу большого спорта (спорта высших достижений). Субъективная установка и в том случае, когда он не попадает в большой спорт, может сохранить «направленность к индивидуальному максимуму, но она реализуется лишь в той мере, а какой это позволяют фактически складывающиеся условия спортивного совершенствования. Если спортивная деятельность организуется в соответствии с объективно необходимыми условиями достижения абсолютно высоких результатов, то она, поглощая все больше времени, перерастает в одну из основных сфер жизнедеятельности спортсмена и оказывает доминирующее влияние на общий режим его жизни. Естественно, что такой путь выбирают лишь те, кто имеет выдающиеся спортивные способности.
В пределах рассматриваемого этапа можно выделить две стадии. Первая стадия завершается вместе с так называемым «возрастом высших достижений, т.е. возрастным периодом, наиболее благоприятным для достижений в избранном виде спорта. Как показывает обработка данных о возрасте чемпионов и призеров олимпийских игр, этот период во многих видах спорта находится в диапазоне от 18—22 до 22—26 лет, в некоторых других — от 23-26 до 28—30 лет. Затем следует вторая стадия. Она характеризуется поддержанием достигнутых результатов. Граница между этими стадиями проходит приблизительно во второй воловине этапа, довольно значительно колеблясь в зависимости от особенностей спортивной специализации, пола и индивидуальных особенностей спортсмена. С началом второй стадии в тренировке постепенно все больше проявляется тенденция к стабилизации, а затем к снижению общего объема нагрузок. На этом фоне периодически возрастают отдельные компоненты объема специфических нагрузок и поддерживается их высокая интенсивность. Происходят изменения и в общей структуре макроциклов тренировки, что обычно выражается, в частности, в сокращении подготовительного периода и удлинении соревновательного, хотя общее число соревнований может не увеличиваться.
Известно, что по мере продвижения спортсмена к высший достижениям степень относительного прироста спортивных результатов уменьшается. После 6— 8 лет углублённой специализированной тренировки часто наблюдается временный спад достижений. Он обусловлен, по-видимому, причинами двоякого рода: биологическими (естественное снижение адаптационных возможностей организма с возрастом и др.) и несовершенством методики построения многолетней тренировки. Надо полагать, дальнейшая рационализация тренировочного процесса может свести этот спад к минимуму, либо вообще подвинуть на значительно более поздний возрастной период. Решающую роль в этом должно сыграть целесообразное варьирование содержания и структуры тренировки в макроциклах рассматриваемого этапа, в том числе использование различных форм макроциклов (годичных, «сдвоенных» к др.).
Углублённая специализация юных спортсменов к этапу специализированной подготовки. На этом этапе формируются основные двигательные качества, усваивается большой объем специфических двигательных навыков, элементов и соединений. Приобретается соревновательный опыт по разрядным комбинациям. Большой объем вновь осваиваемых элементов технической подготовки и элементов специальной физической подготовки является критерием успеваемости. Именно способности к обучению (скорость обучения, обучаемость), определяющие наиболее одаренных.
Освоение сложнейших элементов, соединений с проявлением высокого уровня физических качеств и точной координации движений. Физическая подготовка по отношению к специальной технической подготовке определяется как 1/4. СФП больше, чем ОФП.
БИЛЕТ 1 (вопрос 3).
Характеристика современных правил спортивных соревнований в вашем виде восточных боевых искусств. Влияние изменений в правилах на содержание спортивной подготовки.
(ответ строить на основании знаний правил соревнований в своём Виде ВБИ)
БИЛЕТ 2 (вопрос 1).
Методы физического воспитания: их классификация и общая характеристика. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов физического воспитания.
Специфические методы ФВ (методы строго-регламентированного упражнения, игровой, соревновательный методы).
Общепедагогические методы (речевого воздействия, наглядный, идеомоторный, психорегулирующий, аппаратурные средства и методы экстренного упражнения, построением движений и эффективности упражнений).
Специфические методы:
А) Методы строго-регламентированного упражнения (регулирование): твёрдо предписанная программа движения; нормирование нагрузки с отдыхом; использование внешних условий.
Игровой и соревновательный методы частично регламентированы. Регламентация обеспечивает оптимальные условия для усвоения навыков воздействия на развитие физических качеств.
На начальном этапе применяются:
- метод расчленённого конструктивного упражнения (при сложном двигательном действии, когда в целом ДД разучить невозможно – последовательным объединением частей в целое).
- метод целостного конструктивного упражнения (при разучивании целостного ДД, воспроизводится в целостном виде с выделением деталей; используются подводящие упражнения).
В процессе совершенствования ДД и воспитания качеств, способностей применяются методы:
1. Избирательно-направленного упражнения. Развитие отдельных, необходимых качеств и отдельных морфофункциональных свойств организма, посредством специальных упражнений. Направлены определённые функциональные возможности организма и их увеличение.
2. Методы сопряжённого упражнения. Предусматривается одновременное взаимосочетание воздействия как на двигательные качества, так и на формы ДД. Нагрузка формируется так, чтобы не внести искажение в формирование умений и навыков.
3. Методы стандартно-повторного упражнения (слитное – непрерывная нагрузка, интервальное – перерывная нагрузка). Отличается повторным выполнением заданных движений, действий по ходу отдельного занятия без существенных изменений их структуры и внешних параметров нагрузки (прохождение дистанций с постоянной скоростью, выполнение упражнений постоянным способом).
4. Методы вариативного упражнения (слитного и интервального). Характеризуется направленным изменением воздействующих факторов по ходу упражнения. Достигается изменением параметров движения. Варьирование интервалов отдыха. Изменение внешних условий.
5. Методы комбинированных разновидностей упражнения.
6. Модификация методов упражнения в структуре круговой тренировки. Упражнения выполняются в порядке последовательного выполнения 8-10 станций. На каждой станции повторяется один вид упражнений или действий.
- круговая тренировка по типу непрерывного длительного упражнения без интервалов отдыха между станциями и кругами
- круговая тренировка по типу интервального упражнения, воздействует на воспитание силовой и скоростно-силовой выносливости
- круговая тренировка по типу интервального упражнения с одинарными интервалами отдыха (скорость, темп и пр.)
Под нагрузкой понимается прибавочная функциональная активность организма, приносимая выполнением упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей, то есть количественная мера определённых упражнений, вносимая сдвиги в функциональные системы организма и будет определять тренировочную нагрузку.
Нагрузку рассматривают как с внешней, так и с внутренней стороны:
- внешняя сторона (продолжительность упражнения, преодолеваемое расстояние, скорость движения и т.д.)
- внутренняя сторона (величины функциональных сдвигов в организме, вызываемых упражнениями).
Чем больше нагрузки по внешним параметрам, тем больше функциональных сдвигов организма. При постоянных нагрузках происходит привыкание организма. Нагрузку различают по характеру: тренировочная – соревновательная, специфическая – неспецифическая. По направленности: комплексная – избирательная. По величине: малая – значительная – средняя – большая.
Малая нагрузка является первой формой периода устойчивости работоспособности и составляет 15-20% объёма работы, выполняемой до наступления явного утомления. Основные задачи при планировании данной нагрузки: ускорение процессов восстановления, поддержание тренированности.
Средняя нагрузка – вторая фаза устойчивости работоспособности, 40-60% объёма работы, выполняемой до наступления явного утомления. Основная задача: поддержание тренированности на заданном уровне.
Значительная нагрузка – составляет 60-70% объёма работы до наступления явного утомления. Основная задача: стабилизация и дальнейшее повышение тренированности.
Большая нагрузка – 100%. Наблюдается явно выраженное утомление. Основная задача – повышение тренированности.
Интенсивность нагрузки – скорость (темп) выполнения нагрузки. Чем больше объём, тем меньше интенсивность (обратно пропорциональная связь).
Признаки утомления: понижение работоспособности, ухудшается качество движения. Регулировать нагрузку обязательно с отдыхом (между занятиями и между упражнениями). Различаются активный и пассивный (собственно) отдых. Активный отдых применяется посредством переключения на деятельность, отличную от утомляемой. Активный и пассивный отдыхи можно комбинировать, т.е. применять в комплексе. Сочетание А-П предпочтительно, меньший эффект восстановления П-А.
Типы интервалов отдыха:
1. Между упражнениями (повторениями): ординарный, напряжённый, минимаксный (только А отдых).
2. Между занятиями: ординарный, жёсткий, суперкомпенсаторный (сочетание А-П).
ординарный интервал отдыха (обычный, рядовой). Этот интервал соблюдают в большинстве случаев между занятиями, чем между упражнениями. Варьируется от 10 секунд до больших временных промежутков при упражнениях большой интенсивности. Исход ОИО между занятиями и упражнениями одинаковый. Уровень работоспособности к началу очередного упражнения успевает возвратиться к тому, какой был в начале предыдущего, то есть до исходного состояния.
Напряжённый интервал отдыха – по сравнению с ординарным интервалом короче. Интервал, во время которого создаётся тренировочное воздействие. В определённых случаях отдельные функциональные показатели во время напряжённого интервала бывают более высокими, чем во время упражнений с ординарным отдыхом. Интервал такого типа характерен для воспитания выносливости.
Минимаксный интервал не так распространён. По истечении этого интервала отдыха может выявляться ближайшее последствие предшествующего упражнения, которое отражается в повышенных показателях оперативной работоспособности выполнения последующего упражнения. Соблюдать при переходе от разминки к выполнению основных в занятии упражнений. Если увеличивается от последующей работы или увеличивается число повторений, то минимаксный интервал переходит в напряжённый. Этот интервал отдыха часто соблюдают после разминки или при выполнении скоростных и скоростно-силовых упражнений (например, повторения со штангой) бывают положительные последствия.
Жёсткий интервал отдыха – между занятиями, короче интервального. Интервал, при котором утомление, вызванное предыдущим занятием, частично не успевает смениться полным восстановлением работоспособности (при 2х или 3х-кратных ежедневных занятий) может способствовать увеличению выносливости (применяется в спортивной практике).
Супекомпенсаторный – при применении происходит полное восстановление. Позволяет справляться с более значительной нагрузкой в очередном занятии. Более качественное выполнение ДД. Более протяжённый по сравнению с другими интервалами.
БИЛЕТ 2 (вопрос 2)
Стадия максимальной реализации спортивных возможностей. Основные задачи, решаемые на различных этапах этой стадии. Содержание и построение подготовки с учётом биологических и психологических особенностей занимающихся.
Возрастные границы этой стадии связаны с так называемым возрастом высших достижения, т.е. с периодом, наиболее благоприятным для максимальных спортивных достижений. Применительно к большинству видов спорта этот период продолжается от 18—20 до 22—26 лет. Основным исключением являются спортивное плавание, фигурное катание на коньках и гимнастика у женщин, где высшие достижения демонстрируются нередко в 16—20 лет и даже раньше, а также бег на длинные и сверхдлинные дистанции, легкоатлетические метания, тяжёлая атлетика и некоторые другие виды спорта, где высших достижений обычно достигают в возрасте 24—30 лет.
С учетом данного возрастного периода и сроков, необходимых для углубленной специализации как условия высших спортивных достижений, эту стадию многолетней тренировки можно подразделить на два крупных этапа — предкульминационный этап и этап высших достижений. Их общая продолжительность примерно 8—12 лет. Эго время наиболее активных занятий спортом, расцвета спортивных способностей и овладения высотами спортивного мастерства.
Предкульминационный этап начинается с началом углублённого спортивного совершенствования. Специфические закономерности спортивной тренировки получают на этом этапе свое полное выражение. В содержании её существенно увеличивается удельный вес специальной подготовки (физической и психической), причём не столько за счет общей подготовки, сколько благодаря дополнительно возрастающим затратам времени на специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Суммарный объём и интенсивность тренировочных нагрузок возрастают более значительными, чем в предыдущей стадии, темпами. Ряд параметров общего объёма нагрузки (суммарные затраты времени, число тренировочных занятий и некоторые другие) нередко достигают индивидуального максимума. Вместе с тем существенно расширяется соревновательная практика и усиливается её влияние на содержание и структуру тренировки.
Вся подготовка спортсмена по мере продвижения его по пути совершенствования все более индивидуализируется. Она строится в более непосредственной в зависимости от того, попадает спортсмен по своим возможностям в сферу спорта высших достижений или нет. Субъективная установка спортсмена и в том, и в другом случае может оставаться направленной на индивидуальный максимум, но она реализуется фактически лишь настолько, насколько позволяют объективно складывающиеся условия спортивного совершенствования. Если создается вся совокупность условий для абсолютно высоких достижении, то спортивная деятельность на рассматриваемом этапе, поглощая все больше времени, занимает одно из доминирующих мест в общем режиме жизнедеятельности спортсмена. Она перерастает в развёрнутую систему подлинно непрерывной круглогодичной тренировки с широким участием в спортивных состязаниях и тотальным использованием дополнительных факторов спортивной подготовки. Такой путь оправдан для спортсменов, имеющих выдающиеся способности.
Этап высших достижений в многолетней тренировке должен совпадать, в принципе говоря, с возрастом, наиболее благоприятным для демонстрации индивидуально максимальных спортивных результатов. Одним из факторов общей организации деятельности спортсмена. претендующего на абсолютно высшие достижения является периодика в проведении наиболее крупных соревнований, важнейшие среди которых, как известно, Олимпийские игры.
Так олимпийский (четырехлетний) цикл, возникнув как организационная категория, оказывает в современном спорте высших достижении существенное влияние на построение многолетней тренировки.
Такой цикл имеет нередко следующую структуру:
1-2-й годы – годичные тренировочные циклы с расширенными подготовительными периодами (периодами фундаментальной подготовки): общая цель — создать достаточно основательные предпосылки особенно значительных достижений в олимпийском году;
3-й год — моделирование основных черт построения тренировки и системы соревнований, намечаемых на олимпийский год; апробация модели.
4-й год (реализационный) – воспроизведение апробированной модели (с коррекциями, если в них возникает необходимость) при полной мобилизации возможностей спортсмена на достижение целевого результата.
Подобный цикл вводят уже в предкульминационном этапе. Конечно, это не единственно оправданный вариант построения многолетней тренировки. Многое зависит от тренировочного стажа и соревновательного опыта спортсмена. Так, у молодых быстро прогрессирующих спортсменов олимпийский год характеризуется с самого начала повышенным уровнем мобилизации возможностей, связанных с переходом на новые, более значительные параметры нагрузки. Для спортсменов, многократно испытавших напряженность подготовки и участия в особо ответственных состязаниях, тренировку в первый год очередного четырехлетнего цикла целесообразно проводить в относительно облегченном режиме – со значительным объемом, но уменьшенной суммарной интенсивностью тренировочных нагрузок и сокращенным числом состязаний.
БИЛЕТ 2 (вопрос 3)
Определение понятия «тактика» в спортивных видах восточных боевых искусств. Характеристика тактической деятельности. Методы тактической подготовки спортсменов высокой квалификации (в вашем виде восточных боевых искусств).
На основе анализа боевой деятельности каратистов можно определить важнейшие направления тактической подготовки, которые имеют самостоятельное значение в процессе совершенствования спортсменов любой квалификации. Каждое из направлений содержит обширный материал различного уровня сложности и ценности.
В подборе средств и методов тактической подготовки для каждого из учеников находят свое воплощение особенности спортивного мастерства тренера – его доктрина, спортивный и тренерский опыт, методический и тактический уровень и многое другое, что составляет тренерскую доктрину.
На основе обобщения опыта работы с каратистами различной квалификации можно выделить основные направления тактической подготовки:
1. Приобретение тактических знаний. В обогащении каратиста специальными знаниями, накоплении тактической информации должны сочетаться задачи расширения объема сведений, которые могут понадобиться спортсмену в подготовке или ведении единоборства, и их углубления. Образовательный рост каратиста должен идти постоянно в течение всей спортивной жизни. Поэтому материал должен соответствовать возможностям учеников в его усвоении и строиться с учетом их психологического склада и тактической манеры.
Важнейшие разделы тактической информации: правила соревнований; сравнительная эффективность разновидностей атак, встречных нападений, защит и ответных атак, типичные варианты подготовок, ведения боев, особенности ведения боев в личных и командных соревнованиях; обобщенные выводы из боевого опыта – тактические советы, типичные, наиболее рациональные варианты боевого поведения, тактических намерений и действий; варианты индивидуальных проявлений в технике, тактике, физических и волевых качеств; сведения о противниках, соревнованиях, выводы о поучительных случаях из собственной боевой практики.
2. Освоение тактической сущности действий нападения и защиты.
Разделы подготовки: освоение важнейших тактических задач для применения действий; расширение диапазона используемых боевых средств; расширение объема средств нападения и защиты для применения определенных боевых ситуация.
3.Освоение тактической сущности подготавливающих действий: освоение важнейших тактических задач, основанных на применении подготавливающих действий; расширение диапазона используемых средств подготовки; расширение объема средств подготовки для применения в определенных боевых ситуациях.
4. Рациональный подбор средств нападения и защиты, подготавливающих действий. В большинстве случае целесообразнее владеть несколькими действиями разной тактической сущности, чем кругом средств одной тактической разновидности. Так, лучше иметь на вооружении атаку, защитно-ответную атаку и контратаку, чем три варианта контратак. Более результативными чаще будут два варианта контратакующих действий в разные секторы, чем оба в один сектор и т.д. Подготавливающие действия также важно подбирать, чтобы они в наибольшей мере соответствовали фактическому боевому оснащению, увеличивали его эффективность. К уже освоенным действиям имеет смысл подбирать те, которые дополняют (усиливают) их применение в боях, позволяют бороться против контрдействий противников. Например, бойцу, успешно применяющему атаку с финтами, следует стремиться овладеть также средствами борьбы против контратак, так как противники неминуемо с течением времени начнут его контратаковать.
5. Освоение тактической сущности различных боевых ситуаций.
Включает изучение типичных боевых ситуаций и способов ведения боя в них, наиболее эффективных способов поведения, возможного круга вариантов решения аналогичных тактических задач.
Разделы подготовки: борьба против приближающихся противников; борьба против отступающих противников; борьба против противников, использующих разнообразные средства подготовки; борьба против противников с типовым положением боевой позиции и стойки; борьба против противников с нестандартным положением боевой позиции и стойки.
6.Формирование тактического мышления. Включает развитие способности каратистов находить тактическую сущность в действиях, намерения состояниях, боевом поведении своем и противников, окружающей обстановке, факторах, вытекающих тренировок и соревнований, а также учитывать закономерности психотактической борьбы, возможные варианты тактического обманывания. Уровень развития тактического мышления находит свое воплощение в выборе боевых средств, построении единоборства в боях, соревнованиях.
7. Создание целостного представления о единоборстве в каратэдо, собственной боевой доктрине. Определенный уровень целостного представления в единоборстве в каратэдо и собственной боевой доктрине присущ каратистам на каждом этапе их спортивной деятельности независимо от квалификации. Так, если новичок начинает сохранять даже в учебном бою безопасную дистанцию, отступать от атак противника (или применять хоть один из вариантов защиты) и, выжидая удобный момент, пытается атаковать лишь одним из способов нападения, то он уже каратист с собственной (пусть элементарной) доктриной, имеющий и воплощающий в действиях свое представление о бое.
Процесс постоянного синтезирования всего освоенного боевого материала и полученной специальной информации идет непрерывно в течение всей спортивной жизни каратиста. Наиболее заметны изменения в представлениях бойцов после участия в крупных турнирах, так как соревновательная борьба подвергает мастерство каратиста наибольшим испытаниям, позволяет каждый раз заново оценить свою подготовленность, вынуждает сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Целостное представление о собственной доктрине складывается из очень многих компонентов. Важнейшие среди них: осознание собственной боевой оснащенности характера проявлений индивидуальной манеры, достоинств и недостатков подготовки, способности к максимальным проявлениям; понимание взаимосвязи между действительными боевыми средствами, вариантами тактического обманывания, подготавливающими действиями; понимание характера боевой инициативы, роли выбора и создания ситуаций для решения тактических задач, места и значения в боях таких тактических элементов, как внезапность, маневр, чередование взаимодополняющих действий, их глубины, ритма , темпа и др.; понимание характера и целесообразности выдержки и разумного риска, особенностей проявлений качеств и навыков, применения методов разминки, регулирования психических состояний, дисциплины, знания вариантов боевого поведения; осознание способности противостоять различным противникам, знакомым и незнакомым; представление общих и частных целях в ситуации, бою, соревновании, цикле подготовки, о характере действий, ведущих к желаемым результатам, возможностях и реальности достижения этих целей; понимание психотактической специфики единоборства в спортивном каратэ.