Профессиональное самовоспитание учителя

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»[22].

Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако данная потребность не появляется автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личными (внутренними) источниками активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда появляется потребность в самосовершенствовании, и начинается процесс самовоспитания.

Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала — чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя — необходимое условие эффективности его самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанныx этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональное самопознание будущего учителя начинается с самооценки. Психологи отмечают два способа формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Однако использование этих способов не всегда приводит к выработке адекватной самооценки. Невысокие притязания могут стать причиной формирования завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и способ формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса.

Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле[23]. Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста «понятийный словарь».

Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В.Ф.Ряховского[24]. Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированности перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности – это не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоздействия занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

§ 4. Самообразование как средство становления педагога-профессионала

Непрерывное образование учителя предполагает не только организованное обучение, но и его самообразование, которое позволяет не только овладеть педагогической деятельностью и достичь в ней мастерства, но и совершенствовать свою личность.

Самообразование обусловлено, прежде всего, непосредственными целями практической деятельности и осуществляется в процессе подготовки к урокам и внеурочным занятиям, докладов на методические объединения, педсоветы и т.д. Обновление знаний необходимо и для того, чтобы ответить на вопросы учащихся, выходящие за пределы программы учебного предмета. Стремление учителя к самообразованию связано и с освоением новых педагогических идей, апробацией передового опыта и др.

В педагогическом учебном заведении вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Овладение умениями и навыками самообразовательной деятельности начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

Овладение навыками самообразовательной деятельности и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Профессиональное самообразование,осуществляемое учителем, направленно на повышение его профессионализма и включает:

- педагогическое просвещение, т. е. освоение учителем научных педагогических идей и ознакомление с опытом других учителей;

- овладение новыми подходами, ценностными ориентациями и установками в профессиональной деятельности;

- осмысление собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы по его созданию и обобщению.

В потребностях учителя в психологических и педагогических знаниях проявляются глубина личностной вовлеченности в процесс самообразования и творчества; стремление оценивать свой опыт в контексте опыта других учителей.

Процесс самообразования направлен на установление соответствия профессионального потенциала (знаний, умений, навыкoв) и профессиональной позиции учителя в обществе. В этой связи самообразование выступает как форма саморегуляции профессионального поведения учителя, которая включает как анализ результатов собственной деятельности, так и его способность к управлению ею.

Самообразование как часть непрерывного образования предполагает компенсацию недостатков полученногообразования; постоянную адаптацию личности к изменяющемуся миру; непрерывное развитие творческого потенциала личности.

У начинающего учителя на первый план выдвигаются компенсаторные или адаптивные цели самообразования, в дальнейшем более важное значение имеют цели, связанные с развитием творческого потенциала.

По доминирующим целям самообразования выделяются следующие уровни самообразовательной деятельности учителя: компенсаторный (мотивы деятельности связаны в основном с ликвидацией пробелов, обнаруженных в базовом педагогическом образовании); адаптационный (кроме компенсаторных целей предполагается достижение определенного уровня профессиональной культуры); творческий (целью самообразования является развитие творческих возможностей).

В определении целей самообразования многое зависит от личности учителя, уровня его подготовки, способностей, опыта и т. д. Они могут быть ближними, средними, дальними. Ближние цели включают восполнение пробелов в знаниях по предмету, педагогике, психологии, методике; средние – основательное изучение и практическое усовершенствование одного из актуальных вопросов; дальние – овладение теорией и практикой организации педагогической деятельности с целью совершенствования своего мастерства. Все эти цели взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Наиболее продуктивное направление профессионального самообразования учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

Профессиональное самообразование, таким образом, является важнейшим средством формирования педагогического мастерства учителя и развития его общей и педагогической культуры.

Вопросы и задания

1. Напишите микросочинение на тему «Почему я выбрал(а) педагогическую профессию?».

2. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?

3. В чем смысл многоуровневого педагогического образования?

4. Представьте структуру педагогического образования схематически.

5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?

6. Дайте характеристику профессионального идеала педагога.

7. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

8. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?

9. Назовите способы профессионального самовоспитания педагога.

10. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).

11. В чем специфика профессионального самообразования педагога?

Рекомендуемая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. – М., 2009.

Диденко В.Н. Введение в педагогическую деятельность. – Смоленск, 2005.

Донцов И.А. Самовоспитание личности. – М., 1984.

Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов-на-Дону, 1997.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.

Педагогическая антропология / под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь, 2006.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995.

Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – Ставрополь, 2007.


Наши рекомендации