Социальное воспитание в процессе социализации
Социальное воспитание ориентировано на включение ребенка в общественную жизнь. Существуют разные точки зрения по определению процесса социального воспитания.
– целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, например, таких как: коммуникативность, трудолюбие, сила воли (М.А.Галагузова);
- социальное воспитание как формирование морального и нормативного социального поведения;
- помощь в социализации, помочь личности интегрироваться в общество и в то же время предохранить от зависимости от него (Б.З.Вульфов);
– создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций личности. (А.В.Мудрик).
Понятие «социальное воспитание» начинает утверждаться в России в 20-30 гг. ХХ в. В правительственных постановлениях того времени было провозглашено, что работа среди детей в клубах, детских домах, кружках должна стать средством, формирующим положительное отношение к коллективному труду, к участию в общественной жизни. Отмечалась важность формирования позитивного отношения к общественно значимым ценностям и только затем – положительных индивидуальных качеств. Опыт вхождения ребенка в общественную жизнь должен им приобретаться согласно индивидуальным особенностям, интересам, через игровую, увлекательную деятельность.
В.А.Сухомлинский отмечал, что в человеке его человеческие черты формируются только потому, что он существо общественное. Познавая мир и себя, человек вступает с людьми в разнообразные отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности.
Существуют разнообразные теории социального воспитания.
Наиболее целостно теория социального воспитания в духе православия изложена в сочинениях В.В.Зеньковского и Н.Ф.Федорова.
На основе определения сущности общественного развития личности, социальное воспитание связывается В.В.Зеньковским с идеей «благодатной соборности». Понятие «соборности» означает возникновение новой реальности, коллективного, духовного начала. Естественной формой соборности, которую человек стремится реализовать во всех социальных отношениях, является семья, где «один за всех и все за одного».
В.В.Зеньковский приходит к выводу, что только Церковь дает человеку постижение естественной соборности в единении с другими людьми, преображение жизни через школу возможно лишь в том случае, если и жизнь и школа включены в Церковь.
Преобразовать «школу учебы» в «школу Храм» предлагал Н.Ф.Федоров, его концепция ориентирована на воспитание человека в духе родства и единства не только со своими предками, но и со всем человечеством. Все человечество необходимо воспитывать единой семьей во имя достижения счастья и бессмертия.
Педагогика среды С.Т. Шацкого как концепция социального воспитания была образована в первой половине прошлого века. По мнению С.Т.Шацкого, ребенок – представитель определенной социальной среды. Среда отражается во всех его проявлениях, в привычках, деятельности, поведении. Понять ребенка можно только в его окружении.
Всем детям присущи такие свойства, как общительность, любопытство, настойчивость, потребность проявлять себя и др. Детская жизнь отличается от взрослой тем, что она должна быть наполнена фантазией и активной деятельностью. Недопустимо стремление взрослых навязывать тип и формы той жизни, которой они сами живут, взрослые могут поддержать ребенка тем, что помогут усвоить новый опыт.
С.Т.Шацкий ратовал за то, чтобы школа стала трудовой, назначение которой в социальном воспитании детей заключается в организации нового опыта, в привнесении культуры в жизнь детей и семьи.
Школа должна активно влиять на среду, ее «педагогизировать», т.е. внедрять положительный опыт и устранять негативный.
Взаимодействие школы и среды должно заключаться в изучении воспитателем окружающей среды, Изучение среды – это изучение педагогического процесса в этой среде, ее воспитательного значения, это необходимо знать для того, чтобы этим можно было воспользоваться в воспитании ребенка.
Изучать среду нужно не для того, чтобы устранять из школьного воспитания все то, что является вредным влиянием окружающей среды, а для того, чтобы, изучая положительные и отрицательные стороны педагогики окружающей среды, поддерживать первые и противостоять вторым.
Таким образом, С.Т.Шацкий предлагал пространство вокруг ребенка сделать управляемым, а для этого повышать педагогический потенциал социальной среды, в которую ребенок должен быть вовлечен.
Наиболее теоретически обоснованной и широко используемой в практике воспитания является концепция коллективного воспитания.
Зарождение знаний о детском коллективе происходило под влиянием идей прогрессивных педагогов конца ХIХ в и окончательно сформировалось в теорию коллективного воспитания в 60-х гг. ХХ в. В аспекте данной теории интересны работы О.Шмидта, Г.Рокова, П.Ф.Каптерева, С .Т.Шацкого, П.П.Блонского, В.М. Бехтерева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.И.Новиковой и др.
Теория коллективного воспитания основывается на положении о том, что любой коллектив – трудовой, военный, учебный и др. - обладает воспитательными функциями. Эти функции заключаются в том, что коллектив передает личности принципы, правила, основные социально ценностные качества, свойственные обществу. Возможности в реализации воспитательных функций коллектива зависят от характера его деятельности, психологического климата в нем.
Оптимальным этот процесс становится в том случае, когда существует единый план социального развития коллектива, когда каждый участник коллектива принимает активное участие в его жизнедеятельности, а сам коллектив превращается в явление педагогическое, в инструмент целенаправленного формирования социально ценных качеств личности.
Особенность детских коллективов в том, что они объединяют детей в процессе специально организованной, воспитывающей деятельности, которая является основной детского коллектива. Для ребенка детский коллектив это - среда его обитания. В коллективе, при нормальных взаимоотношениях в нем, личность обогащается опытом других, опирается на опыт товарищей и поэтому развивается быстрее.
Коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Приспосабливаясь к правилам, нормам, свойственным конкретному коллективу, ребенок приобретает опыт коллективного поведения.
По мнению П.П.Блонского, коллектив помогает устранить такие личностные качества, как субъективизм и односторонность. А.С. Макаренко считал, что именно социальные качества личности, которые усваиваются только в коллективе, такие как дисциплинированность, тактичность, принципиальность и др., определяют комплекс личностных черт, необходимых для формирования личности.
Создавая детский коллектив, необходимо в его организации и деятельности ориентироваться на развивающееся общество, чтобы школьники были готовы к самостоятельной жизни в том обществе, которое будет в скором будущем.
Общество оказывает влияние на подрастающее поколение не через один, а через разнообразные коллективы, каждый из которых играет существенную и неповторимую роль в социальном воспитании ребенка, и чем разнообразнее это влияние, тем более разностороннее развивается ребенок.
В детском коллективе ребенок развивается как социально активная личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие у него проблемы. В коллективе ребенок находит общественное признание или непризнание имеющихся у него достоинств, поддержку или осуждение имеющихся у него намерений и жизненных планов, учится отстаивать свое мнение, свою позицию. Поэтому коллектив является важнейшим средством индивидуального воспитания. При приоритете воспитания личности в коллективе развитие индивидуальности ребенка не противоречит этому процессу.
В коллективе у школьника необходимо воспитывать умение и привычку сообща ставить общественно-полезные цели деятельности, совместно намечать пути их достижения, тогда в коллективном труде детей возникают отношения ответственной зависимости, формируются общественные навыки.
В настоящее время теории социального воспитания осмысливаются учеными в контексте глобальных факторов социализации. Современная экологическая ситуация в мире, характеризующаяся негативными природными и социальными последствиями, заставила многих исследователей прийти к мысли о необходимости изучения происходящих социоприродных процессов, в результате возникла новая отрасль знаний – социальная экология, предметом изучения которой является взаимодействие общества с природой.
Многие исследователи приходят к выводу, что формирование личности требует единства человека и природы, чтобы человек не только чувствовал это единство, но и осознавал, и обеспечивал его в процессе деятельностного отношения. Поэтому создание теории экологического воспитания является актуальной проблемой для педагогики.
Педагогические идеи, высказанные В.И.Вернадским, А.Л.Чижевским, К.Э.Циолковским, позволили выделить антропокосмический подход к воспитанию «гражданина Вселенной», способного осваивать Космос и перестраивать его на основе Разума и Нравственности. Эта концепция ориентирована на далекую перспективу, когда человек будет способен активно преобразовывать самого себя, свою внутреннюю природу, Землю и Космос на гуманистических началах.
Исторически социальное воспитание осуществлялось двумя институтами – семьей и церковью. Вокруг церкви создавалась крестьянская община, приход, приходской священник был центральной фигурой русской жизни, который и осуществлял социальное воспитание. При церкви создавались школы, в которых детей обучали грамоте, объясняли политику, проводимую царем, воспитывали уважение к власти, выступали против пьянства, смуты, проповедовали нравственное поведение.
С развитием общества усложняются процессы социализации. Государство стало создавать воспитательные организации для детей с целью регуляции процесса передачи социального опыта.
Задачи воспитательных организаций:
- приобретение детьми социального опыта;
- создание условий для индивидуального развития ребенка;
- автономизация детей от взрослых.
Содержание социального воспитания – накопление социального опыта в семье и в различных воспитательных организациях.
Основные направления социального воспитания:
1. Организация жизнедеятельности воспитательной организации.
2. Развитие самоуправления.
3. Организация и обучение взаимодействию.
Организация жизнедеятельности воспитательной организации предполагает следующие виды деятельности:
1. Организация предметно-пространственной среды (планировка здания, интерьер, благоустроенность). Интерьер класса – это материализованное отношение педагога к познанию, науке и человеку. Содержательную сторону обустройства воспитательной организации можно сформулировать как удобство, порядок, красота и гигиена. До появления термина «психологический климат» мыслители прошлого говорили о «духе школы», том, что передается от учителя ученику, и о том, что составляет успешность учения.
2. Организация режима.
А.С. Макаренко считал режим воспитательной организации одним из важнейших средств воспитания дисциплины. Главная цель режима – накопление правильного дисциплинарного опыта, когда воспитанник при любых условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное как для него, так и для общества.
3. Регулирование процессов взаимодействия среди воспитанников – нормы общения, правила разрешения конфликта, дисциплина.
4. Организация самообслуживания – организация дежурств.
5. Традиции, символы, атрибуты – форма, значки, приветствия.
6. Включение воспитанников в разнообразные виды деятельности.
Требования к организации жизнедеятельности.
1. Необходимость периодического усложнения ее содержания и форм организации.
2. Организация жизнедеятельности должна носить социально ориентирующий характер, т.е. расширять представления воспитанника о мире, способствовать познанию различных сторон действительности, человеческих отношений, помогать в определении собственной позиции.
3. В процессе жизнедеятельности каждый ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои потребности, проявлять активность, решать возрастные и индивидуальные задачи.
Детское самоуправление предполагает включение каждого воспитанника в активную жизнедеятельность коллектива. Опыт самоуправленческой деятельности формирует способность решать сложные проблемы взаимоотношений, принимать управленческие решения, вырабатывает у школьников качества, необходимые для преодоления сложной социальной жизни.
Самоуправление развивается по мере развития детского коллектива, и важным условием его организации является привлечение большего количества детей к управленческой деятельности. Например, в опыте работы А.С.Макаренко были временные командиры для выполнения небольшого задания, командиры отрядов, которые переизбирались, дежурный бригадир, который с ночи до утра или с 6 утра до 12 часов ночи отвечал за все, что происходит в коммуне, комиссии, которые также возглавляли коммунары. Позднее А.С.Макаренко писал, что если вначале управлять коллективом доверялось лидеру, способному ребенку, то затем любой коммунар в любом коллективе назначался ответственным и прекрасно справлялся с этой работой.
Организация и обучение взаимодействию происходит в процессе вовлечения ребенка в групповую, коллективную, массовую деятельность воспитательной организации. Организация группового взаимодействия предполагает включение отдельных микрогрупп в процессы выдвижения целей, достижение которых необходимо для решения задач, планирования необходимой для этого работы, реализации намеченного, анализа проделанной работы. Организация массового взаимодействия в воспитательной организации предполагает вовлечение всех или большей части членов организации в совместное участие, восприятие и переживание какого-либо мероприятия.
Обучение взаимодействию развивает у воспитанников способность свободно владеть речью, умение выстраивать деловое общение, понимать людей, конструктивно разрешать конфликты.
Методы и формы социального воспитания
В теории воспитания методы принято классифицировать на следующие группы:
1. Методы формирования сознания.
2. Методы организации деятельности школьника.
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности школьника.
Формы воспитания принято классифицировать как индивидуальные, групповые, коллективные и массовые.
Индивидуальные формы воспитания создают психологически комфортные условия для ребенка, предоставляют свободу выбора деятельности, своей роли, своего поручения, активизируют усилия ребенка на осмыслении своих поступков, своей деятельности. Индивидуальные формы воспитания - это оказание индивидуальной помощи, поручение, обязанность, которую выполняет воспитанник в организации и за качество исполнения которой он несет персональную ответственность.
Преимущество групповой формы работы в том, что группа учит ребенка межличностному взаимодействию. Группа - это общество в миниатюре, отражающее внешний мир, в ней проявляются такие явления, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм, переживая которые ребенок приобретает личный опыт социального взаимодействия.
Педагогический смысл организации групповой деятельности сохраняется при условии, когда группа класса выступает в процессе деятельности субъектом, т. е. осознает цель и задачи, отбирает средства и вырабатывает способы действий, оценивает и корректирует деятельность.
Условия эффективной групповой работы:
- ролевое участие каждого члена группы в групповой деятельности;
- участие каждого ребенка в процессе групповой работы должно стать условием достижения группой конечного результата, когда каждый участник переживает происходящее как нечто, зависящее от него, как свое дело, в успехе которого он заинтересован;
- роль должна каждым выполняться хорошо, т.к. от этого зависит успех группы;
- группа должна каждого участника поддерживать, каждый должен себя чувствовать принимаемым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим.
3 варианта организации группового взаимодействия:
- прямое взаимодействие, группы выполняют работу одинакового содержания, в одно время, в одном месте, производя общий продукт, например театр;
- совместно-параллельное взаимодействие – каждая группа рассматривает цель своей работы как отличную от целей других, например КВН;
- совместно-последовательное взаимодействие – каждая группа выполняет свою часть общего задания например, праздник, литературный вечер и др.
И.П. Иванов разработал понятие и теорию коллективной творческой деятельности, которая создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом: учитываются интересы и потребности каждого ребенка, индивидуальные цели не противоречат общим целям коллектива, коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле и данная форма является по исполнению неповторимой. Форма коллективной творческой деятельности позволяет воспитанникам самим «открывать» воспитательные задачи, приобретать новый социальный опыт.
Организация социального воспитания в воспитательных учреждениях
Педагогические исследования по проблеме воспитания доказывают невозможность реализации воспитания с точки зрения линейного процесса, которое осуществляет либо сам педагог, либо совместная деятельность педагога и воспитанника. Воспитание является функцией целого социального организма в лице конкретного образовательного учреждения. Появилось понятие «воспитательная система» (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова и др.), означающее комплекс взаимосвязанных компонентов процесса воспитания.
Воспитательная система предполагает единство следующих компонентов:
1. Цель воспитательной системы (прогнозирование ожидаемых результатов).
2. Организация деятельности и общения.
3. Гуманизация отношений между участниками системы.
4. Создание воспитывающей среды.
5. Управление воспитательной системой, которое обеспечивает интеграцию всех ее компонентов.
Все компоненты взаимосвязаны между собой. Цель воплощается в деятельности, деятельность ведет к определенному типу отношений, все вышесказанное позволяет воздействовать на среду, управление вносит коррективы в процесс взаимодействия компонентов воспитательной системы.
Общим для развития всех воспитательных систем является:
- открытость воспитательной системы, ее сотрудничество с различными социальными, культурными, спортивными учреждениями;
- наличие неустойчивых, нестабильных состояний (конфликты, неожиданности, непредсказуемые ситуации и др.);
- важное значение для развития системы имеют процессы, происходящие на микроуровнях, противоречия между системой и личностью;
- будущее состояние системы определяет ее актуальное состояние;
- должны быть альтернативные варианты развития системы;
- взаимосвязь традиций и инноваций (новые виды деятельности, новые участники, обогащение предыдущего коллективного опыта);
- наличие зон свободного развития, в пределах которых осуществляется творческий поиск;
- управление должно воздействовать на всю структуру системы.
Создание воспитательной системы начинается с разработки ее концепции, на основе анализа и обобщения опыта вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности.
Каждая воспитательная система в своем развитии проходит ряд этапов: 1-й этап – становления системы, возникшая в педагогическом коллективе идея ведет к созданию авторского проекта образовательного учреждения, под этот проект перестраивается весь учебно-воспитательный процесс.
2-й этап – накопление опыта деятельности. Происходит рождение коллективных традиций, упорядочиваются отношения.
3-й этап – воспитательная система получает окончательное оформление и начинает работать в заданном режиме.
4-й этап – обновление воспитательной системы за счет инноваций, меняются цели, реформируются структура, деятельность, отношения.
Форма является общей для всех воспитательных систем, внутреннее содержание всегда особенное, уникальное, неповторимое.
Эффективное развитие воспитательной системы зависит от трех условий: отдельные элементы воспитательной системы должны развиваться одновременно, все участники воспитательного процесса должны быть наделены субъектной позицией, максимальное использование воспитательного пространства.
Цели образовательной государственной политики определяются в Законе РФ «Об образовании», в «Национальной доктрине образования РФ»:
- формирование духовно богатой, нравственной, образованной, физически здоровой личности;
- воспитание гражданственности;
-формирование научного мировоззрения;
-разностороннее развитие детей, их интересов, творческих способностей.
В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» они сформулированы следующим образом: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать.
Организация деятельности. предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности: учение, игру, труд, общение, искусство, спорт.
Воспитательная организация должна осуществлять опыт установления гуманистических отношений, основанных на взаимопомощи, понимании, терпимости и уважения. Эти отношения проявляются в воспитательных ситуациях.
Среда понимается как окружение, совокупность условий и влияний вокруг ребенка. С.Т.Шацкий говорил о необходимости педагогизировать среду, окружающую ребенка, выдвигал принцип «педагогики среды». Организовывать среду так, чтобы в ней развивались и ум, и душа, и тело ребенка. В последние годы более актуальным становится термин «воспитательная среда» выступающий в качестве воспитывающего элемента. Ребенок развивается под влиянием различных факторов среды, задача педагогов заключается в том, чтобы предупредить дурное влияние той среды, в которой находится ребенок, для этого необходимо внести изменения в окружающую среду, использовать ее позитивный потенциал в воспитательных целях.
Воспитательную среду необходимо организовывать, а воспитательное пространство создавать. В воспитательное пространство входит установление связей и организация взаимодействия классов, различного рода объединений как в школе, так и вне ее, превращение школы в зону деятельности всех этих объединений. Главное, чтобы воспитательное пространство воспринималось детьми как освоенная ими территория, за которую они несут ответственность.
Социальное воспитание в школе
Школа как социально-педагогическая система играет первостепенную роль в социализации подрастающего поколения. Ребенок в школе не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Современная социальная ситуация, когда появилось значительное количество детей из неблагополучных семей, повысилось агрессивность в отношении между людьми, школа должна быть не просто учебным учреждением, а социально развивающей, воспитательной системой.
С начала 90-х гг. ХХ в. Россия перешла к новому этапу в решении воспитательных и образовательных задач. Произошедшие в обществе перемены привели к переосмыслению социальных функций системы образования. Современная школа представляет собой социально-педагогическую систему подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе, решает задачи образования, развития и социализации детей.
Модель выпускника среднего образовательного учреждения состоит из следующих компонентов:
модель образованного ученика, владеющего знаниями и общеучебными умениями, способного к самообразованию;
модель адаптированного ученика, у выпускника школы должны быть сформированы качества социально зрелой, нравственной личности, обладающей индивидуальностью, ведущей здоровый образ жизни, готовой к семейной жизни;
модель гражданина – коммуникативные умения, гуманизм, толерантность, законопослушность;
модель успешного выпускника – трудолюбие, готовность работать и зарабатывать.
В современной школе не существует единой для всех концепции воспитания. Каждый тип образовательного учреждения имеет свою концепцию и программу социального воспитания школьника с учетом специфики региона и отдельного образовательного учреждения, традиций, кадрового потенциала, финансово-экономических возможностей. Можно выделить общие положения в организации социального воспитания в школе.
1. В определенном возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования социальных качеств личности. В 1-4-м классах создаются условия для переживания каждым ребенком ситуации успеха, формирования ценностного отношения к нормам жизни групп, правилам поведения. В 5-6-м классах акцент в воспитательной работе переносится на виды деятельности, способствующие самоутверждению: общественные, спортивные, художественно-эстетические и др., развитие общения. В 7-8-м классах создаются условия для самоутверждения личности в коллективе, формирования готовности к здоровому образу жизни. В 9-11-м классах основной задачей социального воспитания является формирование способности старшеклассника к жизненному самоопределению, культуры знаний, труда, здоровья.
2. Организация в школе клубной, кружковой работы, сферы дополнительного образования, что позволяет развивать индивидуальные способности ученика.
3. Проведение воспитательных мероприятий: соревнование, игры, конкурсы, фестивали, КТД, праздники и др., участвуя в которых школьник получает опыт группового и коллективного взаимодействия.
4. Организация самоуправления школьников – выполнение общественных поручений, участие в самоуправленческих органах, собраниях.
5. Повышение педагогической культуры родителей.
6. Школа привлекает к организации процесса социального воспитания другие организации: правоохранительные, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, дошкольные учреждения, семьи, что позволяет интегрировать воспитательный процесс.
7. На базе школ создаются центры психологической помощи, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи, куда можно обратиться за помощью в случае кризисной жизненной ситуации.
В настоящее время существуют следующие модели социально-ориентированных школ.
Модель «Школа как центр воспитания в социальной среде» С.Т.Шацкого (30-е гг. ХХ в.) была организована на следующих принципах:
- школа должна быть открытой для детей, являться центром воспитания детей в социальной среде, она органически связана с обществом и окружающей средой;
- школа должна не готовить детей к жизни, а быть самой детской жизнью;
- изучение ребенка как целостной личности и воспитательных возможностей среды;
- организация воспитательного процесса внутри школы с учетом влияний на коллектив окружающей среды;
- активное участие школьного коллектива в совершенствовании окружающей среды: воспитывая детей, одновременно воздействовать и на взрослое население;
- школа должна являться педагогическим центром, объединяющим воспитательные усилия всех общественных, трудовых, семейных коллективов, лиц и организаций.
Все занятия в школе строились на личном интересе ребенка, не желающий работать мог в любой момент уйти. В школе не было обычного деления на классы, создавались группы по интересам, кружки (родного языка, драматический, музыкальный и др.). Школа имела свое хозяйство: огород, яблоневый сад, ферму, летом ребята работали на покосе. Значительное место в педагогической системе С.Т.Шацкого занимала культурно-просветительская работа с населением. С.Т.Шацкий обосновал программу, по которой школа должна была работать с населением в среде: 1. Что необходимо сделать в районе, в котором находится школа. 2. Как возможно улучшить жизнь детей, проживающих в этом районе. 3. Составить список дел, касающихся района, в которых школа могла бы принять посильное участие. 4. Распределить эти дела по времени их выполнения в течение года. 5. Определить, какие навыки должны быть сформированы у школьников, чтобы они смогли выполнить эти дела. 6. В процесс изучения программных тем включить формирование необходимых навыков.
Деятельность школы являлась воспитательным пространством, в которое входили также ясли, детские сады, школы первой ступени, клуб, читальня, педагогический техникум, исследовательские группы, издательский отдел, выставка-музей и методический отдел для работы с педагогами школ района.
Социальное воспитание в детских оздоровительных лагерях
Загородный детский оздоровительный лагерь располагает значительным социально-педагогическим потенциалом для интенсивного личностного развития ребенка, формируя у него умения сочетать личные, групповые интересы, самореализовываться в различных видах деятельности через сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Участие в коллективной творческой деятельности определяет успешность процесса формирования таких умений, как способность работать самостоятельно, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, адаптироваться к временному коллективу.
В психолого-педагогических исследованиях временный детский коллектив как предмет научного интереса имеет давнюю традицию. О.С.Газман, А.Г.Кирпичник, М.Г.Коваль, А.Н.Лутошкин, К.Н.Волков, С.А.Шмаков и др. считают, что факт скоростного созревания временного коллектива позволяет рассматривать его как своеобразную модель детского коллектива вообще. Изучение отношений в коллективе (Б.Я.Гиндис) показало, что кратковременные коллективы по уровню достигаемого в них развития коллективистских отношений не уступают постоянным: за короткий период лагерной смены можно создать детский коллектив, отвечающий самым высоким требованиям.
Временный детский коллектив понимается как общество детей и педагогов автономного кратковременного существования, со сборным составом и четко обозначенной функциональностью. Установлено, что временный коллектив, как всякий воспитательный коллектив, существует и развивается в соответствии с общими законами коллектива:
- перед ним стоит строго определенная цель;
- обладает содержанием жизнедеятельности;
- имеет формальную и неформальную структуру отношений;
- ему свойственны определенные этапы и закономерности процесса коллективообразования;
- осуществляются идеи дополнительного образования;
- имеет возможности социализации и социальной реабилитации.
Создание сплоченного коллектива есть показатель качества процесса воспитания в лагере. Развитие временного коллектива представляет собой движение от непосредственно эмоциональных контактов до отношений «ответственной зависимости». Периоды, или этапы развития, коллектива – фестивальное настроение, кризисный период, период консолидации отношений «ответственной зависимости» - характеризуют становление отношений, определяемых содержанием и целями общественно ценной и личностно значимой деятельности. Прохождение кризисной фазы содержит импульс к дальнейшему развитию, усложнению видов целеполагающей деятельности.
Возможности временного детского коллектива в развитии личности подростка – организация в коллективе всех ведущих сфер жизнедеятельности (познание, труд, предметно-практическая деятельность, общение, игры, спорт), использование разнообразных по содержанию форм воспитательной работы, получение опыта управленческой деятельности (дежурные отряды, советы дела, инициативные группы и т.д.), развитие умений самоанализа в процессе анализа дел, дня.
Основная идея в работе с временными детскими коллективами заключается в том, что кратковременность пребывания детей в лагере не предполагает импульсивного, отрывочного педагогического сопровождения.
В условиях временного детского коллектива подросток может попробовать новую игровую и социальную роль, выбрать новый образец поведения, апробировать новые отношения.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования
Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. Возникновение первых внешкольных учреждений связано с именами С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко. В 1905 г. они открыли в Москве первые клубы для детей под общим названием «Дневной приют для приходящих детей». При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная), на базе приюта было организовано культурно-просветительское общество. Акцент в работе первых клубов ставился на обучении детей практическим знаниям, воспитании коллективности, развитии творчества. С 20-30 гг. стала создаваться система внешкольных учреждений для детей.
Большинство детей и подростков проводят свободное время в стихийно складывающихся группах и компаниях на улицах, во дворах микрорайона. Им противостоит культура, представленная деятельностью системы учреждений дополнительного образования. Основная идея создания учреждений дополнительного образования заключается в том, что здесь детская жизнь организуется, исходя из детской природы, все остальные воспитательные организации создаются взрослыми и государством. Деятельность детей протекает в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам. Предусматриваются разнообразные формы занятий: групповые, индивидуальные, коллективные.
Цели учреждений дополнительного образования заключаются в развитии мотивации личности к познанию, творчеству, формировании общей культуры, организации содержательного досуга, профилактики безнадзорности.
В нашей стране существуют различные виды учреждений дополнительного образования детей.
Центры – экологические, технического творчества, туризма, морские, эстетического воспитания, оздоровительные. Это объединения разнообразных форм и видов внеурочной воспитательной работы с целью их координации. Во главе центра стоит руководитель, который планирует и координирует все виды работы с детьми и деятельность всех специалистов - социальных педагогов, родителей, руководителей кружков и объединений.
Дворцы – юных натуралистов, спорта, художественного творчества, культуры. Самые крупные учреждения дополнительного образования, например Московский городской дворец творчества, посещают до 18 тыс. детей. На базе дворцов проводятся фестивали, конференции, смотры, выставки, организуются праздники.
Дома технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, художественного творчества, культуры.
Клубы. В этих учреждениях дополнительного образования главное внимание уделяется освоению воспитанником содержания той или иной предметной области, например клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов и др. Досуговые клубы решают задачи организации досуга, свободного общения детей. Отличительные признаки клубов – наличие названия, определенной символики, существуют традиции, правила. Объединяются дети в клуб либо по возрасту, либо по интересам.
Основные принципы организации детской жизни в клубе:
- ориентация на индивидуальные интересы ребенка;
- дружеское общение детей с педагогом, который выступает в роли товарища, а не воспитателя;
- педагогическая организация свободного времени детей.
В настоящее время клубная работа в сравнении с организацией школьного образования рассматривается как менее формализованная практика социализации детей и подростков. Основная задача клуба – создание условий для удовлетворения интересов и потребностей ребенка, расширение социального опыта.