Организация педагогической практики

Методические рекомендации по организации педагогической

Практики слушателей курсов профессиональной переподготовки специалистов по направлению естественнонаучное образование

Важнейшим звеном в методической подготовке слушателей курсов профессиональной переподготовки является педагогическая практика. В соответствии с учебным планом профессиональной переподготовки, требованиями, определенными "Государственным стандартом высшего профессионального образования специальность 032400 Биология, квалификация "учитель биологии" (Утвержденным Министерством образования Российской Федерации от 14.04.2005 г.) слушатели курсов проходят педагогическую практику в школе.. Педагогическая практика вводит слушателей в круг обязанностей учителя биологии, дает возможность применить теоретические знания в практической работе, провести необходимые научно-методические исследования по проблеме выпускной квалификационной работы.

Цели и задачи педагогической практики

Практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки слушателей по общепрофессиональным предметам и дисциплинам предметной подготовки.

В период педагогической слушатель практики овладевает профессионально-педагогическими умениями, навыками и умениями самостоятельного ведения образовательного процесса

Задачи практики:

- углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

- формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по биологии;

- проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и с применением здоровьесберегающих технологий;

- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по предметам естественнонаучной области образования;

- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя естественнонаучных предметов (естествознания) и классного руководителя;

- овладение современными педагогическими технологиями в преподавании;

- отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся;

- освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении;

- развитие у слушателей умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

- овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.

Организация педагогической практики

Слушатели курсов профессиональной переподготовки проходят педагогическую практику в основной или средней (полной) общеобразовательной школе в течение 4-х недель после четвертой сессии по завершению изучения общепрофессиональных дисциплин "Педагогика", "Психология", «Технологии и методика обучения».

Слушателям курса предоставляется право проходить педагогическую практику с отрывом и без отрыва от работы в школе, в которой работают слушатели. Не работающие в момент обучения в школе, могут проходить практику в ближайшей школе, или школе, предоставленной для практики Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики. Направление в школу слушатели получают у руководителя педпрактики.

При невыполнении программы практики в отведенные сроки, в случае болезни или по другим уважительным причинам, практика должна быть завершена в другие сроки, установленные руководителем педпрактики. Сокращение программы практики не допускается.

Слушатели курса могут быть освобождены от одного из видов педагогической деятельности на практике, конкретно - если имеют базовое педагогическое образование (но по другой квалификации) освобождаются от составления к отчету психолого-педагогической характеристики класса, ученика, воспитательного мероприятия (классного часа) с классом. В отзыве о практике вносится соответствующая запись о качестве работы учителя в своей школе в качестве классного руководителя.

Слушатели курса, работающие не менее одного года по специальности в должности соответствующей квалификации «учитель естествознания», освобождаются от педагогической практики при наличии положительной характеристики (Приложение №1 ) с подписями директора (заместителя директора по учебно-воспитательной работе), заверенной печатью школы. Обучающимся на курсах, освобожденным от практики, на основании «Характеристики» должна быть сделана соответствующая запись в зачетной книжке.

Общее руководство педагогической практикой осуществляет преподаватель дисциплины «Технологии и методика обучения», он же отбирает групповых, школьных руководителей педпрактики. Институт руководит педагогической практикой в тесном содружестве с администрацией, учителями естественнонаучных дисциплин, руководителем школьного методического объединения, классными руководителями базовых школ. Для консультирования и оказания методической помощи за практикантом закрепляется куратор - учитель-предметник или другой специалист. Школьные руководители педпрактики имеют инструктивно- методические материалы: примерные планы работы с практикантами, схемы отчетов.

В конце практики руководителем практики дается отзыв (Приложение № 2), заверяемый подписью учителя, под руководством которого осуществлялась практика, директора и печатью школы. Отзыв содержит анализ учебной, воспитательной работы практиканта; в нем отмечаются профессиональный уровень подготовки, владение методикой преподавания. В конце должно быть дано заключение о подготовленности к работе в качестве учителя естественнонаучных предметов, а также выставлена оценка («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).

В указанные учебным планом сроки (в недельный срок) слушатель курсов представляет в ИПК и ПРО УР отзыв и соответствующую документацию, описанную в приложении ниже.

Итоги практики подводятся на заключительной конференции в ИПК и ПРО УР. Заключительная оценка по практике и дифференцированный зачет выводится преподавателем дисциплины «Технологии и методика обучения» с учетом отзыва о педагогической практике, уровня содержания и оформления представленных документов. При необходимости проводится собеседование со слушателями курсов, прошедшими практику, в процессе которого проверяется умение анализировать проведенные уроки, аргументировать выбор методик, технологий, средств обучения и др.

Дифференцированная оценка по педагогической практике заносится в зачетные книжки.

Содержание педагогической практики

Содержание педагогической практики определяется образовательной программой курсов профессиональной переподготовки и требованиями. Практика проводится в течение четырех недель.

Работа практикантов в школе проводится в следующих направлениях:

1.Знакомство со школой, классом, отдельными учениками.

2. Учебная работа по предметам естественнонаучной области.

3.Внеклассная и воспитательная работа в предметной области.

4.Исследовательская, экспериментальная работа

На первой неделе проводится ознакомительная практика. Первые две недели имеют главной целью отработка и закрепление профессиональных знаний и умений при проведении собственных (пробных) занятий и изучение опыта работы при посещении уроков учителей биологии, химии, физики, географии . Вторая часть практики - подготовка и проведение зачетных уроков и внеклассных мероприятий, подведение итогов исследовательской работы.

Педагогическая практика начинается с общего знакомства со школой, ее руководителями, с постановкой учебно-воспитательной работы в ней, разработки индивидуального плана педпрактики слушателя курсов. В течение всей практики слушатель обязан вести дневник своей работы по определенной форме. В дневнике ведутся регулярные записи, отражающие содержание и объем ежедневно выполняемой работы: посещение учебных и внеучебных занятий, внеклассная и воспитательная работа, записи по научно-исследовательской работе и др.

За время практики слушатели должны:

- посетить не менее 8, разнотипных уроков, учебных занятий, преимущественно предметов естественнонаучного цикла, охватывающие все этапы школьного образования (начальный пропедевтический - 1-5 классы, основной - 6-9 классы, завершающий -10,11 классы), в том числе - не менее 4-х уроков биологии, химии, физики, географии. Ход каждого посещенного занятия протоколируется в «Дневнике» (Приложение № 5 ). На один из посещенных уроков оформляется полный анализ;

- изучить состав учащихся; вести психолого-педагогичесие наблюдения за ними, составить психолого-педагогическую характеристику на одного ученика и на учащихся одного класса;

- изучить рабочую программу, учебно-тематические планы, внеклассную (внеурочную) работу в естественнонаучной области образования; определить темы пробных и зачетных уроков, зачетного внеклассного мероприятия (классного часа), обсудить и утвердить руководителем педпрактики и руководителем школы. Спланировать и провести не менее 4-х пробных уроков. В последнюю неделю проводится 2 зачетных урока. В процессе подготовки пробных уроков практикант может обращаться за консультацией к учителям или руководителю практики. Конспекты представляются на просмотр и утверждение куратору или руководителю практики. Зачетные уроки разрабатываются без консультаций руководителя, утверждаются перед их проведением. Защитные уроки проводятся обязательно в присутствии руководителя (куратора предмета в школе из числа администрации школы) с последующим самоанализом, анализом и оценкой.

- проводить внеклассную (внеучебную) работу. Зачетное внеклассное мероприятие – одно. Это могут быть заседания кружка, клуба, НОУ, биологический вечер и др., план утверждается руководителем практики (куратором), занятие проводится в их присутствии, с последующим самоанализом, анализом и оценкой,

- провести одно зачетное воспитательное мероприятие в качестве классного руководителя с последующим самоанализом, анализом и оценкой. При подготовке зачетного воспитательного мероприятия с классом практикант может консультироваться с преподавателями соответствующих кафедр ИРО;

- оказывать методическую помощь школе, выступать с докладами, оформлять кабинет, консультировать учеников и родителей и др.;

- проводить исследовательскую, экспериментальную работу педагогического, научно-методического характера по теме курсовой и выпускной квалификационной работы: собирать, систематизировать, обобщать факты педагогической деятельности; анализировать учебные и внеучебные занятия в методическом, дидактическом, психологическом аспектах и оценивать качество наблюдаемых занятий; осуществлять самоанализ собственной деятельности, теоретически осмысливать опыт работы коллег.При планировании и проведении исследований слушатель курсов консультируется с научным руководителем выпускной квалификационной (курсовой) работы и преподавателями соответствующих кафедр ИПК и ПРО. План утверждается руководителем педпрактики.

Наши рекомендации