Диагностика олигофрений
Общий осмотр больного ребенка позволяет сделать заключение о строении черепно-лицевого скелета, о пропорциональности и особенностях лица, конечностей, тела и т.д. Уточняется состояние сенсорной сферы — слуха, зрения. Среди дефектов зрительной системы наиболее характерны косоглазие, нистагм, отведение глаз при слежении за движущимся предметом.
Внешность ребенка при некоторых заболеваниях типична, например, синдром Дауна (аномальное строение лица, глаз, челюсти и др.).
Динамика олигофрений.
Прогноз олигофрении
Вопрос о различных возможностях развития умственно отсталых детей является очень важным. Одно из главных положений отечественной олигофренопсихологии — это утверждение о том, что дети-олигофрены способны развиваться. У таких детей возможно возникновение новых, более сложных психических образований (Л.С. Выготский, Л.Н. Занков и др.). Подобное положение вещей подтверждено многочисленными наблюдениями, экспериментами, другими исследованиями. Однако учитывается тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка происходит на аномальной основе. Развитие это по сравнению с нормальным замедленно, имеет существенные отклонения и своеобразные черты.
Л.С. Выготский вывел тезис об общности закономерностей психического развития нормально развивающегося и аномального ребенка. В работах многих отечественных исследователей было доказано, что основные закономерности развития носят поэтапный и поступательный характер. На каждом этапе формируются определенные психические новообразования. На последующих этапах развития они становятся основанием для других психических образований. На развитие ребенка оказывают влияние как биологические, так и социальные факторы. Ведущие развивающие факторы — это обучение и воспитание. Развитие отдельных психических функций проходит одни и те же этапы, как в норме, так и при аномалии. Становление мышления проходит поэтапно от наглядно-действенного к словесно-логическому. Отличие же этих этапов заключается во времени формирования новообразований и качестве психической функции. Для развития умственно отсталых детей характерно значительное замедление по сравнению с нормой.
Закономерностью психического развития детей со специальными потребностями является трудность их адаптации в социуме, затруднено взаимодействие с социальной средой.
Специальные образовательные потребности этой категории детей проявляются в специально организованных условиях обучения, которые включают в себя особое содержание и методы обучения, технические средства, медицинское, социальное сопровождение.
Образовательные потребности реализуются в специальных образовательных учреждениях, которые созданы для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности.
В процессе коррекционного обучения и воспитания у умственно отсталых учащихся выявлена положительная динамика в развитии всех сторон психики.
Дебилы, заканчивая вспомогательную школу, достигают в результате обучения сравнительно высокого уровня психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, т.е. несут ответственность за свои поступки, овладевают профессиями, требующими средней квалификации (плотник, столяр, швея и т.д.), имеют право быть владельцами комнат, домов, квартир и т.д. В некоторых случаях возникают сомнения в их вменяемости, дееспособности и трудоспособности. Если возникают сомнения по этому поводу, юноша или девушка, окончившие вспомогательную школу, подлежат обследованию, проводимому психиатрами. Во время проведения психиатрической экспертизы решается вопрос о вменяемости, трудоспособности и дееспособности обследуемого.
Но сама по себе умственная отсталость в степени дебильности не может быть причиной невменяемости, нетрудоспособности или недееспособности. Причина этого — только те заболевания, которые привели к умственной отсталости.
Дебилы-юноши считаются ограниченно годными к несению воинской службы. Большое внимание уделяется характеристике на юношу-призывника из вспомогательной школы.
Прогноз для жизни олигофренов чаще всего благоприятный. Они доживают до 67-70 лет, как и люди с сохранным интеллектом.
Прогноз для выздоровления — неблагоприятный, поскольку интеллектуальный дефект сохраняется на протяжении всей жизни.
Коррекционно-развивающие
направления обучения и воспитания
ребенка с диагнозом олигофрения
Олигофренопедагогикой называется часть дефектологии (коррекционной педагогики), которая изучает ребенка с различными отклонениями интеллектуального развития. К области олигофренопедагогики относятся вопросы воспитания, образования, обучения и последующей реабилитации ребенка. Коррекционное образование представляет собой систему специальных мероприятий, к которым относятся психолого-педагогические, социокультурные и лечебные мероприятия, ориентированные на обучение, воспитание, развитие и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. Цель коррекционного образования — методы, направленные на коррекцию имеющихся у ребенка нарушений, а также помощь ребенку в адаптации. Можно выделить следующие особенности помощи детям с недостатками интеллекта:
♦ медико-клиническое направление — основано на изучении этиологии умственной отсталости. Внимание обращается на анатомо-физиологические и генетические причины, которые могут привести к нарушениям интеллекта;
♦ психологическое направление — обращает внимание на психическую деятельность детей с нарушениями интеллектуального развития, состояние их эмоциональной сферы;
♦ педагогическое направление — занимается исследованием и разработкой педагогических методов, принципов и форм коррекции, обучения, воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития. Это направление актуально и в настоящее время (особенно популярно оно в Бельгии);
♦ психометрическое направление — заключается в методе количественной оценки уровня развития интеллектуальных особенностей.
В России с конца 20-х гг. XX в. установилась основная тенденция работы с детьми с отклонениями в развитии. Отечественный подход носит комплексный медико-психолого-педагогический характер. Основной задачей коррекционных школ считается подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни. По Л.С. Выготскому, цель коррекционной работы заключается во всестороннем развитии аномального ребенка как обычного. Исправление и коррекция недостатков в развитии осуществляется попутно с воспитанием и обучением.
На сегодняшний день границы предмета олигофренопедагогики расширились. Предметом олигофренопедагогики являются дети и с достаточно глубокой степенью умственной отсталости — имбецилы, и дети с минимальными мозговыми дисфункциями — дебилы.
Основные направления коррекционной деятельности:
1. Корректирующее воздействие на ребенка с помощью окружающей среды (социальной, природной).
2. Организация и коррекционная направленность учебного процесса.
3. Подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.
4. Психогигиена семейного воспитания.
Эти направления могут быть представлены следующим образом:
♦ совершенствование достижений сенсомоторного развития;
♦ коррекция отдельных сторон психической деятельности;
♦ развитие различных видов мышления;
♦ коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
♦ развитие речи и овладение техникой речи;
♦ расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
♦ коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекция отклонений ребенка осуществляется комплексно, на основе глубокой диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения отклонений в развитии. В программе коррекционно-педагогической деятельности должны быть предусмотрены как работа по преодолению дефекта, так и шаги по профилактике, действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. Коррекционно-педагогическая деятельность также должна быть направлена на формирование мировоззрения, социально значимых знаний, навыков и умений. Обязательным условием коррекционной деятельности является ее практическая ориентированность. Коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает тесное сотрудничество учителей, родителей и умственно отсталого ребенка.
Основным методом обучения детей с умственной отсталостью является интеграция детей младшего возраста в детский коллектив. Интеграция находится в центре внимания в настоящее время, это связано с особой актуальностью проблемы. Интегрированное обучение предполагает, что ребенок с особенностями в развитии овладеет общеобразовательным стандартом в более близкие к норме сроки. Интеграция является закономерным этапом развития коррекционного образования. В соответствующей отечественной практике концепция интегрированного обучения строится по следующим принципам:
♦ ранняя коррекция недостатков развития, способствующая восстановлению некоторых функций детей с отклонениями в развитии;
♦ обязательная коррекционная помощь каждому интегрированному ребенку;
♦ обоснованный отбор детей для интегрированного обучения — дети с глубокими нарушениями в психоэмоциональном развитии не могут успешно воспитываться в окружении обычных детей.
Существует несколько моделей интеграции:
♦ полная — ребенок с отклонениями в развитии постоянно воспитывается среди здоровых сверстников. Такая форма интеграции подходит только для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению;
♦ комбинированная — если психофизическое развитие детей с отклонениями в развитии соответствует или близко к возрастной группе, они воспитываются в общих группах с обычными детьми (по 1-2 человека), при этом постоянно получая помощь дефектолога;
♦ частичная интеграция — дети с проблемами в развитии еще не способны овладевать образовательным стандартом на равных со здоровыми сверстниками, и они занимаются в массовых группах лишь часть дня;
♦ временная интеграция — все воспитанники специальной группы объединяются со здоровыми детьми для проведения праздников, соревнований и прочих массовых мероприятий. Это объединение происходит не реже 1-2 раз в месяц.
Для детей-олигофренов наиболее целесообразны частичная и, особенно, временная формы интеграции. Такое воспитание способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и более раннему социальному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью.
Все направления специального образования и воспитания обладают рядом особенностей:
♦ дифференциация содержания обучения — в программах целесообразно ввести несколько уровней содержания материала, различных по объему и глубине раскрытия разделов. Различные уровни трудностей содержания программ должны учитываться при осуществлении дифференцированного подхода. Дифференциация содержания обучения в отечественной олигофренопедагогике предполагает индивидуализацию методов и приемов обучения;
♦ научность содержания обучения является важным принципом: даже для достижения большей доступности учебного материала нельзя упростить его до степени искажения понятий, закономерностей, причинно-следственных связей. Принцип доступности требует вскрытия сущности описываемых явлений в доступной форме, создания у учащихся верных представлений об окружающем мире;
♦ жизненная и практическая направленность обучения необходима для учащихся вспомогательных школ. Учебный материал значим не только с познавательной, но и с практической точки зрения. Практическая направленность обучения — это формирование системы учебных, трудовых, практических, нравственных, бытовых умений и навыков на основе получаемых знаний. Содержание обучения в коррекционной школе носит прикладной характер;
♦ межпредметные связи осуществляются в содержательном процессе образования, в программах и учебниках, где отражаются связи между языком и трудовым воспитанием, математикой и трудом, естествознанием, географией и трудом. Такая особенность важна для детей с умственной недостаточностью, которым трудно установить межпредметные связи;
♦ пропедевтический этап обучения — особая система уроков, направленная на подготовку учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков, определяемых программами по учебным предметам. Среди задач пропедевтического этапа обучения можно выделить следующие: сенсомоторное развитие учащихся, формирование круга элементарных представлений у детей с умственной отсталостью, формирование мыслительных качеств.
Методические разработки обучения
аномальных детей основным
школьным предметам
Содержание специального образования.
Организация процесса адаптации
Дети с умственной отсталостью проходят обучение в так называемых школах восьмого типа. Основная масса обучающихся в данных заведениях — дети с клиническим диагнозом «олигофрения».
Своеобразие обучения детей с умственной отсталостью объясняется рядом причин.
1. Нередко отмечаются заметные изменения в физическом статусе умственно отсталых детей. Признаки физического недоразвития чаще всего встречаются при ранних тяжелых поражениях мозга. Часто наблюдаются изменения внутренних органов, такие как врожденный порок сердца, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, дефекты развития органов дыхания. Все эти факторы приводят к необходимости коррекции преподавания трудового обучения и других предметов, связанных с физической нагрузкой или моторной сферой деятельности.
2. Грубые локальные неврологические симптомы при олигофрении встречаются редко. Они могут проявляться при сочетании олигофрении с другими локальными поражениями центральной нервной системы. Но сравнительно нередки следующие симптомы:
♦ со стороны черепно-мозговых нервов: косоглазие, опущение верхнего века, нистагм (ритмичные движения глазного яблока), парез лицевого и подъязычного нервов;
♦ двигательные нарушения: нерезко выраженные парезы, изменения мышечного тонуса. У детей-олигофренов часто отмечаются задержки в развитии двигательных функций. Двигательные нарушения оказывают влияние на быстроту, ловкость, точность движений;
♦ несформированность речевой функции сказывается на освоении школьных предметов;
♦ со стороны рефлекторной сферы нередко наблюдаются патологические рефлексы, снижение или отсутствие рефлексов, оживление сухожильных и периостальных рефлексов;
♦ нарушения в работе анализаторов приводят к осложнению восприятия различных раздражений, вялости, малой активности, что сказывается на психической деятельности ребенка;
♦ нарушение вегетативной нервной системы — повышенная потливость, дистония сосудов, нарушения диэнцефальной области.
Все эти факторы диктуют необходимость коррекции системы образования и воспитания детей-олигофренов в зависимости от нарушений в их развитии.
3. Нарушения психической деятельности — основа дефекта при олигофрении. Клиническая картина психических нарушений зависит от следующих факторов:
♦ степени тяжести поражения ЦНС;
♦ характера патогенного агента;
♦ времени воздействия патогенного агента;
♦ вредных влияний в период активного формирования психических функций.
К патологии психического статуса детей-олигофренов относятся следующие особенности:
♦ малоактивность процесса восприятия окружающего мира. Представления детей-олигофренов обычно нечетки и малодифференцированны, причиной такого явления является пониженная реактивность коры. Выработанные условные связи у таких детей быстро угасают. Второстепенные признаки явлений и предметов обычно не фиксируются. Эти особенности памяти приводят к сложностям при изучении нового материала, следовательно, к необходимости многократного повторения пройденного материала;
♦ недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в высказывании суждений, характеристике явлений окружающего мира. Олигофренам бывает трудно найти сходство или различие между предметами по характерным признакам, самостоятельно оценить ситуацию, приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. Все это нередко вызывает неадекватные реакции и не вполне осмысленные формы поведения;
♦ нарушения волевой сферы у олигофренов отмечаются многими авторами. Слабость воли у детей-олигофренов проявляется в восприимчивости к чужому, нередко негативному влиянию. Внешне такая особенность выражается в хаотическом поведении, в преобладании непроизвольных движений и действий. Дети-олигофрены из-за нарушений волевой сферы не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели, их поведение носит импульсивный характер. Внимание является одним из видов волевой деятельности, следовательно, с нарушением волевой сферы связаны и сложности постановки произвольного внимания. Произвольное внимание большинства детей-олигофренов неустойчиво — им трудно сосредоточиться на определенном предмете, что осложняет процесс их обучения. Но педагогическая практика показала, что в процессе обучения и воспитания объем внимания расширяется, оно становится более устойчивым;
♦ расстройства эмоциональной сферы также относятся к нарушениям психической деятельности. Эмоциональная сфера активизирует работу мышления, а следовательно, имеет немалое значение в процессе обучения. При тяжелых поражениях ЦНС чувства детей однообразны и неустойчивы, характеризуются двумя крайними состояниями — удовольствием и неудовольствием, возникают только при непосредственном воздействии раздражителя. Переживания детей с тяжелыми поражениями ЦНС непрочны и поверхностны. При незначительных поражениях ЦНС сфера чувств может значительно обогатиться в процессе воспитания и развития;
♦ расстройство речи является типичным нарушением даже при легкой степени умственной отсталости. У многих детей-олигофренов нарушается структура слова, страдает грамматический строй речи, контроль за собственной речью ослаблен. Речевая система формируется с задержкой. Все вышеперечисленные особенности требуют специализации системы воспитания и образования, ориентированного на детей-олигофренов.
Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости является обучение их доступным знаниям и социальное адаптирование к самостоятельной жизни. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми включает несколько этапов.
1. Первый этап (4-8 лет) — работа по формированию санитарно-гигиенических навыков и развитию моторики. Дети приучаются к адекватному поведению в общественных местах. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка к школьному обучению. Первый этап является наиболее важным в системе воспитания, образования и адаптирования умственно отсталого ребенка. От того, насколько будут усвоены первоначальные навыки и знания, зависит успешность дальнейшего обучения детей.
2. Второй этап (8-16 лет) — закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, проводится работа по обучению хозяйственно-бытовым навыкам. Дети обучаются счету и элементарной грамоте, большое внимание уделяется развитию связной речи.
3. Третий этап (16-18 лет) — социальная адаптация. Цель коррекционной работы с детьми при глубокой умственной отсталости — трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:
♦ развитие психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения. Коррекция недостатков психофизического развития детей. Основное внимание направляется на умственное развитие учащихся;
♦ формирование правильного поведения у детей с глубокими формами умственной отсталости;
♦ трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда, физическое воспитание, ориентация на самообслуживание;
♦ бытовая ориентация и социальная адаптация.
К социальным средствам коррекции относятся создание оптимальной социальной микросреды и организация целенаправленного процесса обучения и воспитания, то есть создание специальной психолого-педагогической системы. Отношения в учебном коллективе детей-олигофренов вплотную зависят от личности учителя. Воспитание выступает как ведущий фактор формирования личности. Умелое воспитание способствует быстрейшему формированию способностей к самовоспитанию.
Методы и формы обучения
в коррекционной школе
Олигофренопедагогика, как и любая область педагогической науки, включает в себя тесно связанные между собой части: дидактику (теорию обучения), теорию воспитания и школоведение. Дидактика включает в себя проблемы обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации детей с отклонениями в развитии. Дидактика решает следующие задачи:
— Кого и зачем учить?
— Чему учить?
— Как учить?
На все эти вопросы необходимо ответить с точки зрения особенностей детей-олигофренов. Согласно классической теории олигофренопедагогики, обучение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии сводится к сообщению учащимся определенной суммы общеобразовательных знаний, навыков и умений для подготовки их к самостоятельной жизни и соответствующему возможностям труду. Но это определение не учитывает особенностей личности — личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной системы, познавательные, волевые и эмоциональные процессы, потребности и направленность, которые проявляются в поступках, переживаниях, суждениях и действиях. Это определение, относится и к ребенку с отклонениями в развитии, за одним исключением: биологический дефект развития детей-олигофренов делает личность таких детей еще более неповторимой, в сравнении с нормально развивающимся ребенком. Следовательно, помимо привития умственно отсталым детям навыков, умений и знаний, необходимо обратить внимание на их социальное и психическое развитие, приспособиться к особенностям личности каждого такого ребенка.
Существенной стороной процесса обучения в специальной школе являются мотивы учения. Мотивация может быть:
♦ положительной — стремление к знаниям, желание получить хорошую оценку или получить одобрение (родителей, учителей, сверстников). Задача учителя в этом случае — развить и укрепить мотивы;
♦ отрицательной — отрицательное отношение к школе и учебной деятельности особенно часто вырабатывается у детей, которые обучались в общеобразовательной школе и переносили насмешки одноклассников, а порой и учителей. Отрицательную мотивацию необходимо нейтрализовать, после чего воспитать положительную;
♦ нейтральной — при нейтральной мотивации, когда учащемуся безразлично получение знаний, ребенок не стремится к овладению специальностью и пр. В этом случае педагог-дефектолог также должен помочь ребенку выработать положительную мотивацию, сформировать положительные стереотипы в отношении обучения;
♦ сочетающей в себе разные мотивы, то есть сложной — такая мотивация также нуждается в коррекции. Упор необходимо сделать на положительную мотивацию.
Положительную мотивацию могут выработать такие занятия, как экскурсии, активное участие во внеклассной и внешкольной работе, моделирование проблемных ситуаций.
Принципы обучения в коррекционной школе практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения детей с умственным недоразвитием вносит в них свои коррективы. Обучение — двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога) и учения (активного познавательного процесса, в котором проявляются и формируются умственные качества учащегося).
К основным принципам обучения в специальной школе относятся следующие (Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. М., 2001. С. 60-71):
1. Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях. Для осуществления развития ребенка-олигофрена специальная школа создает следующие условия:
♦ обеспечивает длительный пропедевтический период, то есть подготовку учащихся к усвоению системы профессионально-трудовых и общеобразовательных навыков. У детей воспитываются навыки поведения в коллективе, навыки самообслуживания;
♦ трудовое обучение и воспитание — предметная ручная деятельность более доступна для понимания умственно отсталого ребенка, а следовательно, она позволяет постепенно приготовить ребенка к усвоению более сложных понятий, знаний.
2. Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке необходимых моральных и волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера. К этому принципу относятся следующие направления обучения:
♦ формирование научного понимания мира, законов мирового устройства, мировоззрения;
♦ воспитание положительно направленных нравственных качеств ребенка — упорства, трудолюбия, дисциплинированности;
♦ коррекция умственного развития включает в себя связь содержания обучения со склонностями, потребностями иинтересами, то есть обучение является личностно ориентированным. Данная направленность необходима в работе с детьми-олигофренами, которые, как уже было сказано, еще более нуждаются в индивидуальном подходе, нежели нормальные дети;
♦ каждый урок включается в коррекционно-воспитательную работу, то есть не существует уроков, направленных лишь на объяснение общеобразовательного материала. Обучение идет в тесной взаимосвязи с личностным развитием.
3. Принцип систематичности и системности в обучении. В коррекционной школе восьмого вида объем общеобразовательных предметов меньше, нежели в обычной общеобразовательной школе. Тем не менее, программа обучения представляет собой систему естественных и гуманитарных знаний, а трудовое обучение позволяет применять полученные знания на практике. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.
4. Принцип научности в обучении. Научное познание — это переход от внешнего описания явления или предмета к характеристике их сущности (внутреннего строения). В результате научных знаний формируется теория. Главным звеном школьных знаний являются основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям-олигофренам минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.
5. Принцип доступности тесно связан с принципом научности. Процесс преподавания знаний в коррекционной школе тесно связан с особенностями интеллектуального развития учащихся. Доступность обучения вплотную зависит от связи новых знаний с особенностями мышления детей-олигофренов. Реализация этого принципа в коррекционной школе требует особого внимания, излишнее упрощение научных знаний может привести к примитивизации процесса обучения, тогда как усложнение учебного материала — к неуспеваемости учащихся и, как следствие, к отрицательной мотивации. В специальной школе важна связь новых знаний с уже усвоенными, потому как новое содержание требует новых операций мышления и непривычных для ученика рассуждений, практических действий. А по причине умственных дефектов этот процесс у детей-олигофренов затруднен.
6. Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной школе. Абстрактное мышление умственно отсталого ребенка слабо развито, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Одним из главных условий обучения детей-олигофренов является именно опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.
Наглядные пособия подразделяются на несколько групп:
♦ I группа — реальные предметы или явления (растения, животные, минералы, насекомые), использование их позволяет сблизить теоретические знания и реальную жизнь;
♦ II группа — изображения и модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы (крупных или вымерших животных, исторические эпизоды, природные явления);
♦ III группа — символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты) используются для лучшего усвоения и понимания закономерностей истории, математики и других предметов.
7. Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности. Механическое усвоение приводит к быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности. Прежде всего сознательное отношение к обучению предполагает развитие познавательных интересов у детей. В коррекционной школе, особенно на ранних ступенях, активность и сознательность формируются исключительно благодаря профессиональным навыкам педагога. В старших классах сознательность проявляется обычно на уроках трудового обучения, что связано с осознанием учащимися необходимости получения профессии для дальнейшей адаптации в обществе.
8. Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных ■навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни. Главное в усвоении знаний — это повторение. Но в специальной школе повторение имеет свои особенности в связи с особенностями памяти детей-олигофренов. Прежде всего, повторение должно быть разнообразным по форме. Можно сформулировать следующие требования, предъявляемые к учебному процессу в плане прочности усвоения знаний:
♦ необходимо выделить главную мысль в том или ином учебном материале, которая определит весь путь объяснения и усвоения знаний. Понимание главной мысли способствует лучшему усвоению всего материала урока. Для усвоения материала используются объяснение на уроке, закрепление и повторение материала, практические работы;
♦ помимо главной мысли, учащийся должен хорошо усвоить все зависимые положения того или иного предмета. Главная мысль того или иного урока должна занимать определенное место в системе уже полученных знаний, обретенных умений и навыков;
♦ связь знания, умения и навыков с практикой обеспечивает их длительное сохранение в памяти и хорошее воспроизведение. Необходимо достичь понимания учащимися практического значения полученных знаний.
9. Принцип индивидуализации обучения имеет особое значение в специальной школе. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.
10. Принцип дифференцированного подхода в обучении в олигофренопедагогике реализуется в следующих направлениях:
♦ дифференцированный подход к содержанию образования зависит от социально-географических, экономических и пр. условий региона;
♦ разделение класса на группы по способностям и степени обучаемости.
Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся коррекционной школы. Существует несколько видов классификаций методов обучения:
1. Классификация по методам работы учащегося и педагога:
♦ способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, то есть приемы, в которых основная роль принадлежит учителю. Задача ученика сводится к пониманию, запоминанию и воспроизведению преподаваемого материала;
♦ способы учения: упражнения, самостоятельные и практические работы, то есть приемы, главная роль в которых принадлежит ученикам, учитель же контролирует усвоение знаний, помогает и поправляет учащегося.
2. Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина основана на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся.
3. Классификация Б.П. Есипова основана на выполняемой учебной задаче на определенных типах уроков. То есть та или иная учебная задача требует определенного метода.
4. Наиболее распространена в настоящее время классификация, подразделяющаяся по характеру познавательной деятельности на 3 группы по методам обучения:
1) словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа;
2) наглядные методы;
3) практические методы.
Рассмотрим словесные методы подробнее. Словесные методы изложения учебного материала являются наиболее важными в процессе преподавания в коррекционной школе. Именно словесные методы способствуют установлению контакта педагога и учащегося, что, в свою очередь, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Помимо этого, слово учителя является образцом устной речи для учащихся, углубляет понимание речи окружающих, расширяет словарный запас детей. Так как значение учительской речи в процессе обучения очень высоко, к устному изложению учителем учебного материала предъявляются некоторые требования:
♦ научная достоверность учебного материала, излагаемого учителем, является необходимым условием успешного обучения;
♦ системное и последовательное изложение материала особенно важно для преподавателей коррекционной школы, о чем говорилось выше;
♦ доступность и понятность учебного материала — эти факторы также зависят от личности педагога и его способности связно, ясно и четко излагать новый материал, терпеливо объяснять непонятные моменты учащимся. Дети-олигофрены испытывают определенные сложности даже с усвоением ограниченного количества знаний;
♦ излагаемый материал должен быть интересным для учащихся; сознательный интерес способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Урок становится более интересным, а следовательно, и более эффективным в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, трудовой деятельности, близкие учащимся;
♦ устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, то есть на уроках нужно пользоваться наглядными пособиями, графическими и иллюстративными работами, материал нужно закреплять с помощью самостоятельных работ и упражнений;
♦ целостность, завершенность и познавательная ценность — необходимые требования к содержанию излагаемого учителем материала.
Также к необходимым качествам учителя-дефектолога относятся хорошая дикция, выразительная речь, правильное построение фраз.
Рассказ является одним из основных методов обучения в специальной школе. Рассказом называется форма изложения учебного материала, которая представляет собой словесное описание событий, явлений, фактов. Как метод, рассказ может быть использован на различных этапах урока. Рассказ используется для сообщения новых знаний, если материал не требует теоретических доказательств; для сообщения дополнительных знаний. Рассказ может занимать самостоятельное место на уроке или включаться в процесс объяснения на различных этапах. В начале урока рассказ подготавливает учащихся к усвоению нового материала, в конце — обобщает изученно