Тема: Развитие деятельности в дошкольном возрасте
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
«Психология дошкольного возраста»
для студентов-бакалавров заочного отделения,
Направления подготовки: 44.03.02 психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки: психология образования
Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Психология дошкольного возраста»
1. Общая характеристика дошкольного возраста. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности. Центральные новообразования.
2. Общая характеристика игровой деятельности дошкольника.
3. Виды игр дошкольника.
4. Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника.
5. Этапы развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте.
6. Влияние игры на психическое развитие ребенка. Игрушка как средство психического развития.
7. Развитие изобразительной деятельности дошкольника.
8. Конструктивная деятельность дошкольника.
9. Развитие элементов учебной деятельности дошкольника.
10. Развитие элементов трудовой деятельности дошкольника.
11. Развитие речи дошкольника. Функции и формы речи дошкольника.
12. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками.
13. Развитие перцептивных действий дошкольников.
14. Развитие ориентировки в пространстве и времени в дошкольном возрасте.
15. Развитие внимания дошкольника.
16. Развитие памяти дошкольника.
17. Общая характеристика воображения в дошкольном возрасте. Виды и функции воображения в дошкольном возрасте. Этапы развития воображения дошкольников.
18. Общая характеристика мышления в дошкольном возрасте. Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. Развитие логического мышления в дошкольном возрасте.
19. Общение дошкольников со сверстниками (формы общения). Особенности общения дошкольников со сверстниками. Дифференциация детей в детском коллективе.
20. Общение дошкольников с взрослыми (формы общения).
21. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.
22. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте. Соподчинение мотивов.
23. Развитие волевой сферы дошкольника.
24. Развитие способностей в дошкольном возрасте.
25. Особенности чувств дошкольника.
26. Общее проявление темперамента и его развитие у детей дошкольного возраста. Характеристика детей разных типов темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей детей.
Задания к практическим
и семинарским занятиям по дисциплине «Психология дошкольного возраста»
Тема: Развитие деятельности в дошкольном возрасте
1. Выделите основные показатели, характеризующие сюжетно-ролевую игру и раскройте их содержание и значение для психического развития ребенка.
Ответ.Структурные компоненты сюжетной игры – цель и мотив – в игре совпадают. У ребенка проявляется желание подражать взрослому, быть как взрослый. Мотив существует как внутреннее побуждение, следуя которому ребенок берет на себя роль. При этом интересен сам процесс отображения роли, а результат не важен.
У ребенка, играющего со строительным материалом, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее, то есть в содержании самого действия. Не выиграть, а играть – такова общая формула мотивации игры (А. Н. Леонтьев).
Сюжет, который ребенок берет из жизни:
¦ бытовой;
¦ общественный. Содержание игры:
¦ действия взрослых;
¦ взаимоотношения взрослых.
Роли, усваиваемые ребенком, разнообразны:
¦ эмоционально–привлекательные (мама, доктор, учитель, капитан и др.);
¦ значимые для игры, малопривлекательные для ребенка (директор школы, магазина и др.).
Правила определяются в процессе игры самими детьми. Например, при игре в «школу» дети договариваются, что «учитель» не бегает на перемене.
Игровые действия являются обязательными компонентами игры. Они могут быть выражены символически (как будто, понарошку). Например, тушить пожар, водить машину и т. д. можно и без обязательных атрибутов этих действий.
Игрушки, используемые в игре, разнообразны:
¦ готовые;
¦ самоделки;
¦ предметы–заместители.
Дети могут играть и без игрушек, прибегая к воображению.
2. Дайте характеристику изобразительной деятельности дошкольников. Покажите взаимосвязь развития восприятия и детского рисунка.
Ответ.Изобразительная деятельность дошкольника имеет свои характерные признаки. Главное для ребенка – процесс рисования, а не результат. Во время рисования ребенок много говорит, жестикулирует.
Рисунки отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный опыт ребенка и его представление о предмете. Характер изображения определяется тем, что выделяет для себя ребенок. У него нет потребности в наблюдении натуры. Чаще он рисует по представлению.
Содержание рисунков обусловлено:
¦ половой сензитивностью ребенка:
¦ ценностной ориентацией национальной культуры и семьи;
¦ событиями жизни взрослых, общавшихся с ребенком;
¦ степенью ориентированности ребенка на реальную или воображаемую действительность.
Может иметь место и индивидуальная привязанность ребенка к какому–либо предмету.
На разнообразие тематики влияет:
¦ общее развитие;
¦ влияние взрослых;
¦ стереотипные шаблоны.
Детским рисункам присуща тенденция к использованию шаблонов–образцов. Задача взрослого – разрушить застывшие шаблоны и стимулировать детское творчество.
3. Раскройте влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника.
Ответ.В процессе конструктивной деятельности у ребенка развивается умение видеть предмет, устанавливать его назначение. Он учится определять свойство деталей данного предмета.
4. Решите задачи:
Задача 1. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют порой более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно. Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.
Ответ. Упущен сензитивный период развития игры. Дома в семье не учили ребенка играть.
Задача 2. В приведенных ситуациях определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.
Лена (3г.5мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку, Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.
Мама Нины (3г.6мес.), показывая девочке, способы действий с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.
Ответ.У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее формировались не только игровые действия как таковые, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.
У Лены этого не сформировалось, так как требования мамы выполнять строго разученные под ее руководством действия не формируют образа мамы и не вызывают у девочки потребности играть в маму.
Задача 3. Проанализируйте следующие суждения с точки зрения развития личности ребенка: «Девочка потому становится мамой, что у нее в руках кукла»; «Девочка потому берет куклу, что ей хочется быть как мама».
Какое суждение правильное? В чем принципиальное различие в развитии ребенка в условиях игры?
Ответ. Правильно второе суждение, так как в основе действий этой девочки лежит потребность быть мамой, быть взрослой и поступать, как мама, как взрослые. В играх таких детей отмечается бережное обращение к кукле, «мама» шепчет ласковые слова своей «дочке» и т. д.
Первое суждение неверно, так как в основе действия этой девочки не лежит потребность стать мамой. В играх таких детей можно отметить небрежное отношение к кукле, бедность игровых действий и т.д.
5. Напишите аннотацию к видеолекции д.пс.н. Смирновой Е.О. «Психология детской игры» (http://univertv.ru)