Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений

Встречаясь в течение учебного дня, учителя и учащиеся соз­нательно и неосознанно вынуждены решать такие психологиче­ские задачи, как определение самочувствия собеседника, степе­ни его искренности и уровня знаний, мотивов поступков и т.п.

Делается это ими не ради любопытства. Учитель решает, ка­кое задание, какой вопрос лучше дать тому или иному ученику, как заставить его поверить в собственные силы, как ответить, чтобы ученик не обиделся, понял истинные намерения учителя, и т.п. Ученик, в свою очередь, должен знать, какое настроение у учителя, каковы мотивы тех или иных его поступков, как отве­тить, чтобы это понравилось учителю, и т.п. Таким образом, от­ношения в педагогическом процессе формируются на основе познания учителем и учащимися друг друга.

Как показывают психологические исследования, среди усло­вий, от которых зависят полнота и глубина познания другого человека, одни больше связаны с характеристиками самого по­знаваемого лица (в нашем случае педагога), другие, наоборот, оказываются следствием особенностей человека, которому при­ходится выступать в роли "оценщика". Конечно, в реальном про-

Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений - student2.ru 412 Раздел IV. Основы технологии целостного педагогического процесса

Глава 21. Технология педагогического общения 413



цессе познания людьми друг друга разъединить эти две группы условий бывает почти невозможно.

Для реализации первого условия учитель должен обладать все­ми необходимыми профессиональными качествами. Второе усло­вие зависит от особенностей тех, кто воспринимает (учащиеся), поскольку каждый судит о другом в меру своей воспитанности. Следовательно, установить педагогически целесообразные отно­шения — это прежде всего сформировать ценностные ориента­ции, мировоззрение учащихся.

Исследования показывают, что представления, которые скла­дываются у учащихся об учителе, зависят в значительной мере от их личностных характеристик, от того, какие взгляды на челове­ка у них сформированы. Отсюда, чем более значим в системе ценностей учащихся педагог, тем заинтересованнее их отноше­ние к нему. Однако это не значит, что учитель в целях установ­ления педагогически целесообразных отношений должен подстра­иваться под уже имеющуюся систему ценностей учащихся.

Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников

В процессе установления взаимоотношений в педагогическом процессе большое значение имеет такое явление, как эмпатия (сопереживание). Она является условием более успешного реше­ния всех профессиональных задач и установления педагогически целесообразных взаимоотношений педагогов и учащихся. Имен­но чувства, которые возникают у учителя в ходе познания уча­щихся, начинают затем оказывать воздействие и на последующую оценку их личностно-деловых качеств.

Во многих случаях на основе эмпатии развивается такое яв­ление, как идеализация, т.е. преувеличенная оценка личностных качеств ученика. Чем больше ученик нравится учителю, тем выше он оценивает все его качества и наоборот. Оценка учителем от­дельных учащихся может не совпадать с общегрупповой оценкой, что нередко и бывает, а это отрицательно сказывается на фор­мировании отношений педагога и учеников. Учащиеся видят, что учитель неадекватно оценивает (недооценивает) их. Это обстоя­тельство решающим образом сказывается и на психологическом климате в ученическом коллективе.

Явление идеализации во многом служит основой выделения так называемых любимчиков. Так, учитель математики идеали-

зирует учащихся, хорошо успевающих по его предмету, хотя часто в коллективе они не занимают ведущего положения. Естествен­но, и в установлении взаимоотношений с классом эти учителя будут опираться на "любимых" учеников, а это не только не по­могает, а, напротив, затрудняет установление педагогически це­лесообразных взаимоотношений.

Однако выделение "любимчиков" — явление, часто психологи­чески неосознаваемое и не всегда отрицательное. Ровное отноше­ние со всеми учащимися не всегда залог успеха. Одинаковое от­ношение и к добросовестному ученику и к нерадивому, с одной стороны, понижает активность первого и отрицательно сказыва­ется на отношениях учителя с классом, а с другой — создает бла­гоприятные условия для "нарушителей спокойствия". Чтобы это­го не случилось, нужно четко дифференцировать отношение учи­теля не только к разным группам учащихся, но и к каждому уче­нику в отдельности, не снижая при этом требовательности.

Таким образом, свои отношения с учащимися учитель стро­ит, опираясь на данные им оценки. Педагогически целесообраз­ными они будут в том случае, если, оценивая действия, поступ­ки и поведение учащихся, он учитывает мотивы, внешние обстоя­тельства и душевное состояние ученика в контексте общей (пред­варительной) оценки личности.

Педагогический такт и авторитет учителя

Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственно­сти, следует выделить педагогический такт.

Педагогический такт можно определить как соблюдение пе­дагогического принципа меры в общении с детьми в самых раз­нообразных сферах деятельности, как умение выбрать правиль­ный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способ­ность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения и действий учителя, обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении воз­можных последствий применения тех или иных методов и свое­временной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогическо­го воздействия.

414 Раздел IV. Основы технологии целостного педагогического процесса

Глава 21. Технология педагогического общения 415



Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педа­гога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профес­сионального мастерства. Он является той основой, на которой вы­растает духовная близость между учителями и учащимися, зарожда­ется и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.

Исследования показывают, что возраст и опыт учителя сами по себе не имеют значимости для учащихся. Точно так же и по­ложение учителя само по себе не гарантирует уважительного от­ношения к нему со стороны учащихся. Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе такое отношение.

Младшие подростки считают, что учитель должен знать все и обо всем. Они более чем критически отзываются о тех своих учителях, кому довелось признать в их присутствии, что они чего-то не зна­ют. Поскольку младшие подростки в силу недостаточного жизнен­ного опыта еще не могут отделить существенное от несуществен­ного в работе учителя, то вполне возможно, а в отдельных случаях даже желательно, на этом возрастном этапе уделять внимание по­казным, рассчитанным на эффект действиям. Особенно это необ­ходимо использовать в день знакомства с классом, так как первое впечатление об учителе является наиболее устойчивым. Учитывая действенность "эффекта ореола", не понравиться классу в день зна­комства не может себе позволить даже опытный учитель.

Давно подмечено, что если в день знакомства с младшими подростками учитель произвел на них хорошее впечатление, то он вполне может в дальнейшем рассчитывать на их поддержку, даже если и отступит впоследствии от принятой им в тот день линии поведения. Если с первых шагов он вызвал к себе анти­патию, то обычно педагогически целесообразные взаимоотноше­ния в дальнейшем не складываются. Дело здесь в том, что сила первого впечатления настолько велика, что все, что соответству­ет ему, принимается закономерным и естественным, а то, что противоречит, — фальшивым и наигранным. Фальшь же в лю­дях дети особенно не любят.

Опыт показывает, что не стоит в этом возрасте игнорировать и фактор личного примера. Если учитель говорит одно, а делает другое, если он неряшлив, груб и косноязычен, если слабо знает

свой (да и не только свой) предмет, рассчитывать на уважение, а следовательно, и на установление хороших взаимоотношений с учащимися ему трудно.

Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотноше­ний, является то, что подростки не терпят никаких запретов (осо­бенно необоснованных). Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.

Подростки восприимчивы ко всем промахам и неудачам учи­теля. Не все они замечаются учащимися, но если что-то привлек­ло их внимание, то они реагируют тотчас же, стремясь во что бы то ни было нанести ущерб авторитету учителя.

Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедли­вых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс "на взводе". Таких учителей уважают даже те учени­ки, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей "сво­боде". Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педа­гогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося.

Рассматривая вопрос о влиянии личности учителя на воспитан­ника, необходимо отметить, что установление педагогически це­лесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагоги­ческом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическо­му процессу. Наличие в личности учителя таких качеств, как са­момнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистли­вость, не может остаться незамеченным. Практика свидетельству­ет о том, что в тех классах, где классными руководителями, начи­ная с IV — VI классов, назначаются учителя с такими чертами ха­рактера, трудно налаживать отношения и другим педагогам.

Наши рекомендации