Назначение и функции программы развития школы

Программа развития школы — это разновидность целевых программ, которые отличаются спецификой своих функций, качеств и структуры, формируются и реализуются в соответствии с основными принципами и методами программно-целевого подхода. Целевая программа как инструмент управления,по сути, является моделью деятельности, с помощью которой можно обеспечить координированность, целенаправленность и эффективность предпринимаемых действий по решению актуальной сложной проблемы. Для того чтобы целевая программа смогла выступить в этом качестве, в ее содержании обязательно должны быть представлены:

проблема или комплекс проблем, на решение ко­торых направлена данная программа;

·
стратегия решения этих проблем;

·
цели программы;

·
задачи (или направления деятельности), ориентированные на достижение поставленных в программе целей и решение проблем;

·
план действий в рамках каждой задачи;

·
ожидаемые результаты реализации действий, предусмотренных планом;

·
ресурсы, необходимые для получения ожидаемых результатов;

·
организационный механизм управления реализацией программы.


Перечисленные компоненты задают состав логически необходимых разделов любой целевой программы вне зависимости оттого, каково ее содержание.

Программу развития школы можно определить как модель инновационной деятельности, направленной на решение проблем развития школы. Назначение программы развития школы как документа, являющегося инструментом стратегического управления, состоит в том, что она должна решить следующие взаимосвязанные задачи:

1.
Выявить и зафиксировать достигнутый уровень развития школы как педагогической системы, место школы в муниципальной системе образования (то есть в большей системе), актуальные проблемы даль­нейшего развития образовательного учреждения.

2.
Построить и описать в виде некоторого концептуального проекта образ желаемого будущего состояния школы как целостной системы.

3.
Определить стратегию действий по реализации концептуального проекта, то есть установить приоритеты в инновациях.

4.
Сформировать план реализации действий, необходимых и достаточных для перевода школы из сегодняшнего состояния в желаемое.

Программа развития школы призвана выполнять следующие функции:

задавать целевые ориентиры, определять направления действий ее участников, то есть обеспечивать целенаправленность совместной работы исполнителей;

·
определять связи между отдельными исполнителями и их группами, т.е. способствовать координации действий и интеграции усилий исполнителей;

·
быть средством контроля хода работ, достижения промежуточных и конечных результатов, выявления и предупреждения сбоев;

·
способствовать адаптации образовательного учреждения к изменяющимся условиям деятельности, обеспечивая коррекцию действий и планируемых результатов.


Таким образом, ключевые понятия, которые должны быть представлены и раскрыты в программе развития для того, чтобы она смогла выполнить перечисленные выше функции и задачи, — это:

·
проблемы развития школы, на решение которых она ориентирована;

·
новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы;

·
образ (проект) обновленной школы, интегрирующий всю совокупность новшеств, которые предполагается ввести в образовательную систему школы;

·
стратегия осуществления изменений;

·
цели программы — ожидаемые результаты изменений;

·
план действий, обеспечивающий получение нужных результатов;

·
инновационные проекты осуществления частных изменений;

·
ресурсное обеспечение программы;

·
механизм управления программой.


2. Структура программы развития школы

Приведенный выше понятийный ряд фактически определяет состав необходимых разделов и в целом структуру программы развития школы как организационной основы управления инновационными процессами:

·
информация об исходном состоянии школы;

·
проблемно-ориентированный анализ, в котором обосновывается выделение определенного перечня проблем развития;

·
концепция (концептуальный проект) новой школы;

·
стратегический план перехода к новой школе, который содержит описание приоритетных направлений действий через комплекс нововведений, необходимых для обновления школы в соответствии с концепцией, а также последовательность их реализации по этапам;

·
цели реализации программы;

·
план действий по достижению поставленных целей;

·
ресурсное обеспечение программы развития;

·
организационный механизм управления реализацией программы.


Все эти разделы взаимосвязаны и отражают последовательность логических шагов по разработке программы развития школы, при которой каждый предыдущий этап является основанием для разработки пос­ледующего.

^ 3. Требования к качествам программы развития школы

Чтобы успешно выполнять свои функции, программа развития как целостный документ должна обладать такими качествами, как актуальность прогностичность, рациональность, реалистичность, целост­ность, контролируемость, чувствительность к сбоям. Ниже приводится краткая характеристика перечисленных качеств.

Актуальность — это ориентация программы на решение наиболее значимых для будущего школы проблем, в результате которой может быть достигнут максимально возможный полезный эффект развития. Прогностичность — отражение в целях программы и планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к школе и изменений в условиях ее деятельности.

Рациональность — наличие в программе таких целей и мер по их достижению, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимальный полезный эффект.

Реалистичность — соответствие между целями программы и необходимыми для их достижения средствами.

Целостность — полнота действий, планируемых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.

Контролируемость — операциональность определения конечных и промежуточных целей (ожидаемых результатов), позволяющая проверять реально полученные результаты на их соответствие целям.Чувствительность к сбоям — это свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от запланированного.

4. обсуждение задач функций и содержания программы развития образования

Наши рекомендации