Система дидактических принципов
Дидактика – это раздел общей педагогики, направленный на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.
Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Частная дидактика изучает методики обучения отдельным учебным дисциплинам (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку). Основными понятиями дидактики являются понятия «обучение», «преподавание», «учение».
Обучение – это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система преподавания и учения.
Преподавание – это деятельность учителя по передаче информации учащимся, организации их учебно-познавательной деятельности, оказанию им помощи при затруднении в процессе учения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся, оценке их учебных достижений. Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.
Учение – это деятельность ученика по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков, самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений, а также осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.
Учебная деятельность включает в себя овладение системами знаний и оперирование ими; овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения – умениями и навыками; развитие мотивов учения; становление мотивации и смысла последнего; овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, норм, правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. В обучении используют следующие дидактические принципы:
─ научности как соответствия знаний и методов обучения современным достижениям науки и техники;
─ наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации;
─ системности и последовательности как целенаправленного упорядочивания знаний и умений обучающихся;
─ сознательности, активности и самостоятельности обучающихся или ограничения их зависимости от педагога;
─ взаимосвязи теории и практики как осуществления воспитания и обучения в тесной взаимосвязи с жизнью;
─ доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;
─ прочности как требования наличия у знаний и умений воспроизводимости.
Принцип научности требует, чтобы в процессе обучения учащиеся овладевали научно-достоверными знаниями, отвечающими современному уровню развития науки, а также чтобы в процессе обучения учащиеся знакомились с научными методами исследования. Принцип научности относится не только к содержанию, но и к методам обучения. Он требует совершенствования современных методов обучения на основе использования достижений науки и техники, ознакомления учащихся с методами научного исследования и применения их в доступных формах в учебной работе. Учащихся необходимо учить методике простейших самостоятельных исследований: организации наблюдений, постановке экспериментов, работе с литературными источниками, выдвижению проблем и умению разрешать проблемные ситуации.
Принцип наглядности требует, чтобы обучение строилось не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым. Ход обучения, таким образом, строится от конкретного к абстрактному, от представления к мышлению.
Различают следующие виды наглядности:
─ естественную наглядность (реальные предметы и явления, с которыми знакомятся учащиеся);
─ изобразительную наглядность (чертежи, рисунки, схемы, графики, картины и пр.);
─ объемную наглядность (муляжи, геометрические тела и пр.);
─ условную и символическую наглядность (глобус, карты и пр.);
─ звуковую наглядность;
─ словесную наглядность (художественное слово);
─ различные модели и специальные приборы.
Принцип системности и последовательности требует, чтобы учащиеся овладевали научными знаниями, умениями, навыками в строго определенном порядке, чтобы система не только проявлялась внешне (в соответствующем расположении материала), но и создавалась в сознании учеников. Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими, с тем чтобы последующее вытекало из предшествующего, опиралось на него и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности учащихся. Систематичность и последовательность содержания обучения дополняются соответствующими требованиями к деятельности учителя и учащихся. От учителя требуется строгая систематичность и последовательность построения урока, изложения знаний, повторения, закрепления и проверки изученного материала; учащиеся должны вырабатывать навыки систематической работы в процессе учения.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности предполагает понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значения своей учебной деятельности, владение приемами этой деятельности, умение практически применять приобретенные знания в новых условиях, формирование на основе знаний устойчивых убеждений, наличие способности к самоконтролю. Сознательность успешно достигается тогда, когда у учащихся вырабатывается ответственное отношение к приобретению и усвоению знаний, их осмыслению и практическому применению. Самостоятельность требует от учащихся активного отношения к процессу учения, которое выражается в осознанном и целенаправленном стремлении поставить себя в положение субъекта обучения, принимающего деятельное участие в добывании знаний, формировании умений, навыков и убеждений. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся.
В принципе взаимосвязи теории и практики проявляется такая общепедагогическая закономерность, как осуществление воспитания и обучения в тесной взаимосвязи с жизнью. Практика является и источником познавательной деятельности, и областью приложения результатов познания. При обучении практика служит главным образом для углубления понимания учащимися теории, для закрепления, применения и проверки усвоенных знаний. Особый интерес для обучения представляют различные формы практической деятельности в процессе обучения, имеющие исследовательский и творческий характер, когда на основе имеющихся знаний и умений учащиеся самостоятельно устанавливают зависимость и взаимообусловленность различных явлений, постигают их сущность.
Принцип доступности подразумевает соответствие содержания, характера и объема учебного материала уровню подготовки учащихся и развития их познавательных способностей. Доступность определяется прежде всего возрастными особенностями учащихся. Кроме того, следует иметь в виду, что обучение становится доступным в силу влияния целого ряда других обстоятельств. К ним относятся соблюдение других дидактических принципов, тщательный отбор учебного материала, определение системы его изучения, использование рациональных методов работы учителя и учащихся, влияние личности учителя и его мастерства. Классической дидактикой установлены следующие положения, обеспечивающие доступность обучения и получившие название правил доступности обучения: 1) идти от легкого к трудному, 2) идти от известного к неизвестному, 3) идти от простого к сложному, 4) идти от близкого к далекому.
Принцип прочности требует, чтобы знания, умения, навыки, усваиваемые учащимися в процессе обучения, были прочными, обладали свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях. Прочные знания, умения, навыки необходимы как для успешного продолжения образования, так и для формирования у школьников научного мировоззрения, развития познавательных способностей, подготовки их к практической деятельности. Одно из главных условий, определяющих достижение прочности усвоения знаний, умений и навыков, состоит в глубокой внутренней осознанности их учащимися, в формировании потребности их сохранения на длительное время с целью практического применения. Прочность усвоения зависит от правильной организации первичного восприятия изучаемого материала, которая достигается соблюдением всех перечисленных дидактических принципов, а также от самостоятельной работы учащихся, организуемой учителем.
Все принципы находятся в тесной взаимосвязи и проявляются одновременно в любом элементе процесса обучения.