Билет 5. Ретроспективный анализ педагогических идей и воспитательных практик
Билет 1. Педагогика как наука, учебная дисциплина и область практической деятельности.
Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации пед. процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Педагогика как наука.Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального.
Педагогика как учебная дисциплина включает в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития и которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и непедагогическим специальностям.
Практическое значение педагогики.Ее рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовкиего к самостоятельной жизни и труду. При этом важна взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.
Билет 2. Объект, предмет и основные функции педагогики.
Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации пед. процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Объект науки – человек развивающийся посредством воспитания.
Предмет науки – педагогические процесс(спец.организованное взаимодействие учителя и обучаемого для передачи ,освоения опыта предыдущих покалений)
Ф-ции педагогики:
· Теоретические (описательная, диагностическая, проективная);
· Технологические (моделирование, преобразовательная, рефлексивная (аналитическая));
· Управленческие (нормативные, организационные, менеджмент).
Билет 3. Отраслевое деление педагогического знания и его связь с другими науками.
Отрасли:
1.общая педагогика – основные закономерности воспитания, обучения, образования и развития личности;
2.история педагогики;
3.сравнительная педагогика – сравнение разных стран;
4.возрастная педагогика;
5.специальная педагогика (дефектология): сурдопедагогика (глухонемые и глухие); тифлопедагогика (слепые и слабовидящие); олигофренопедагогика (умственно отсталые); логопедия (расстройства речи).
6.методики преподавания различных дисциплин;
7.профессиональная педагогика (профессиональная подготовка);
8.социальная педагогика (воспитание);
9.исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание лиц, находящихся в местах лишения свободы);
10.лечебная педагогика.
Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Она взаимосвязана с методологией, философии и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятель - постный, полисубъектный и др.) для обоснования сущности педагогических явлений и процессов. Педагогика взаимодействует с такими областями философии, как этика и эстетика. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта. Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты: семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации. Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.
Билет 4. Категории педагогики и их характеристика.
Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие и социализация(процесс вхождения человека в общество.осуществляется на протяжении всей жизни ,связан с освоением соц.ролей человека в обществе.Носит стихийный характер.
1) Развитие – обусловленный внешними и внутренними факторами процесс накопления количественных изменений, обеспечивающих качественный скачок в функционировании личности.
2) Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормами
3) Обучение – Спец.организ.процесс взаимодействия педагога и обучающегося,в ходе которого ученик усваивает систему знаний, умений навыков и отношение к миру ,людям,самому себе
4) Образование – процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства с целью передачи социального опыта, удовлетворения потребностей личности в развитии, повышения благосостояния личности.
Билет 5. Ретроспективный анализ педагогических идей и воспитательных практик.
Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.
Структура целостного педагогического процесса:
Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части:
- общие основы;
- теория воспитания;
- дидактика – теория обучения;
- школоведение.
Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.
Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания.
Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.