Организации педагогического процесса
2. руководства деятельностью воспитанников.
С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности. Оно используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической ситуации.
Принципы организации педагогического процесса:
· принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;
· принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;
· принцип научностикак требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;
· принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил личноститребует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Именно поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.
· принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;
· принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
· принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;
· принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;
· принцип природосообразности(учет особенностей и законов развития воспитуемых, их ресурсов здоровья, индивидуальных черт);
· принцп культуросообразности(опора на мировую, региональную, семейную культуру в воспитании и обучении,формирование стремления к сохранению и развитию культурного наследия общества и т.д.)
· принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.
Принципы управления деятельностью воспитанников:
· принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников (во всех сферах деятельности как в учебной, так и во внеучебной работе учащиеся должны быть по возможности поставлены перед необходимостью делать выбор, принимать самостоятельные решения, активно участвовать в их выполнении.)
· принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;
· принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;
· принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон;
· принцип согласованности требований семьи, школы и общественности к ребенку, обязывающий педагога добиваться сбалансированности, гармоничности внешних влияний на него (принцип единства воспитательных воздействий);
· принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала коллектива, превращения их в субъектов воспитания личности;
· принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;
· принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.