Характеристика представлений о культурно-гигиенических навыках во время еды и умывания, приеме пищи у детей 4-го года жизни
Низкий уровень (1-1,6 баллов) – характеризуется тем, что дети имеют фрагментарное представление окультурно-гигиенических навыках, поведения во время еды и умывания. Не сформированы представления о столовых принадлежностях, необходимых для приема пищи, не знает элементарные правила поведения за столом. Не перечисляет элементарных действий, которые необходимо совершать в умывальной комнате. Путает последовательность действий при одевании раздевании одежды, не аккуратно относится к вещам (небрежно складывается одежду)
Средний уровень (1,7-2,3 балла)– характеризуется тем, что дети имеют не достаточно полные и четкие представления о культурно-гигиенических навыках, навыках поведения во время еды и умывания. Дети перечисляют лишь некоторые столовые принадлежности, необходимые для приема пищи, элементарные правила поведения за столом называет с помощью педагога. Сформированы элементарные действия, которые необходимо совершать в умывальной комнате. Путает последовательность действий при одевании раздевании одежды, аккуратно относится к вещам (складывается красиво одежду в шкаф)
Высокий уровень (2,4-3 балла) – характеризуется тем, что дети имеют полные представления о культурно-гигиенических навыках, навыках поведения во время еды и умывания. Сформированы представления о столовых принадлежностях, необходимых для приема пищи, знает элементарные правила поведения за столом. Перечисляет элементарные действия, которые необходимо совершать в умывальной комнате. Отмечает верную последовательность действий при одевании раздевании одежды, аккуратно относится к вещам (небрежно складывается одежду)
В Таблице 1 (Приложение 1) нами представлен уровень сформированности о культурно-гигиенических навыках, навыках поведения во время еды и умывания у детей 4-го года жизни. Результаты анализа позволяют отметить следующее: мы наблюдаем 50% детей со средним и 50% детей с низким уровнем сформированности представлений о культурно-гигиенических навыках, х навыках поведения во время еды и умывания у детей 4-го года жизни.
Проанализируем более подробно каждую серию беседы у дошкольников.
В ходе 1 серия «Кукла Катя (Саша - для мальчиков) обедает», мы могли отметить следующее:
1 На вопрос: «Какую посуду поставили на стол? Расскажи», мы могли отметить следующее: 30% детей (Саша Н., Алена К., Антон С., Саша В., Вика К) дали не полные ответы. Например, Алена К. дала такой ответ: на стол ставят тарелки и ложку.
2.На вопрос: «Как ты думаешь, для чего нужны тарелки?», были получены следующие ответы: 10% детей дали полный ответ. Например, Катя П. сказала так: «Тарелки нужны для первого блюда – сюда наливают суп и т.д.), большая часть детей 85% (Артем Я., Саша Н., Виталий С и др), дали не полный ответ отметив, что тарелка нужна для супа, 5% детей (Илья Е) не смог ответить на вопрос.
3 На вопрос: «Как нужно вести себя за столом во время еды?», были получены следующие ответы: 10% детей (Леша Б., Рома К) дали полные ответы на вопрос. Например, Леша Б. дал такой ответ: «За столом не шумят, надо есть аккуратно, не крошить хлеб, не махать руками, не разговаривать с полным ртом», 85% детей (Саша Н., Виталий С., Гоша Б и др) дали не полный ответ на вопрос, указав не все правила поведения за столом. Например, Виталий Н. дал такой ответ: «За столом нельзя шуметь, кушают аккуратно» 5% детей (Илья Е.) не смог ответить на вопрос.
4 На вопрос: «Если во время едя они испачкались руки или лицо, что ты будешь делать?», были получены следующие ответы: 15% детей (Леша Б., Алена К., Катя П.) указали, что воспользуются салфеткой, 65% детей (Артем Я., Виталий С., Маша К.) дали ответы с помощью педагога. 20% детей (Виталий С., Саша В., Вика К., Кристина В.) не смогли дать ответ на вопрос.
Итак, мы можем отметить, что дошкольники 4-го года жизни имеют не точных представлений о столовой посуде, которую необходимо использовать во время приема пища, а также о назначении столовых принадлежностей, правилах поведения за столом во время приема пищи.
В ходе 2 серии «Кукла Катя (Саша - для мальчиков) умывается», мы могли отметить следующее:
1 На вопрос: «Что Катя делает в умывальной комнате?», были получены следующие ответы: 5% детей (Саша Н.) ответил на вопрос так: «В умывальной комнате умывается умываются, моют лицо и руки». 50% детей (Виталий С., Илья Е., Алена К., Антон С. и др) в своих ответах с помощью взрослого указали, что в умывальной мою руки. 45% детей не ответила на вопрос.
уечны следующи еответы:приема пища, а также о назначен
2. На вопрос: «Расскажи, как кукла Катя моет руки, лицо?», были получены следующие ответы: 5% детей (Саша В.) последовательно рассказал как кукла помыла руки. Его ответ был таким: «Сначала надо включить кран, намылить аккуратно руки (не брызгается водой), смыть мыло, выключить кран, насухо вытереть руки полотенцем, повесить полотенце на место- в свой шкафчик. Большая часть дошкольников 85% (Артем Я, Саша Н., Маша К., Кристина В.) перечислили какие действия совершала кукла в процессе мытья рук, но при этом в своем ответе допускали некоторые неточности: забыли кран с водой открыть или закрыть, вытереть руки и т.д. 10% детей (Илья Е, Вика К.) не дали верно ответа на вопрос.
3. На вопрос: «Что еще делает Катя в умывальной комнате?», были получены следующие ответы:10% детей (Артем Я.) дал верный и полный ответ: Артем Я ответил так: «В умывальной комнате расчесывает волосы и кладет в шкафчик расческу, пользуется носовым платком». 30% детей (Виталий С., Илья Е., Алена К.) 60% детей (Саша Н., Виталий С., Аня к. и др) не смогли дать ответ на вопрос.
Итак, мы можем отметить, что младшие дошкольники не знакомы с правильной последовательностью действий умывания, четкую последовательность их выполнения.
В ходе 2 серии 3 серия «Кукла Катя (Саша - для мальчиков) идет на прогулку», мы могли отметить следующие ответы:
1. На вопрос: «Кукла Катя подошла к своему шкафчику. Она одевается на прогулку. Расскажи, что она оденет сначала, что потом..», были получены следующие ответы: 20% детей (Алена К., Катя П., Кристи на В.) в своем рассказе указали о последовательности одевания одежды. Например, Алена К.дала такой ответ: «надо начинать одеваться с колгот, заканчивает шапкой». 75% детей (Саша Н., Виталий С., Леша Б., Гоша Б и др) дали ответ с помощью взрослого, путались в последовательности. 5% детей (Артем Я) не смог дать ответ на вопрос.
2. На вопрос: «Кукла Катя подошла к своему шкафчику. Она раздевается с прогулки. Расскажи, что она оденет сначала, что потом..», были получены следующие ответы: 5% детей (Саша В.) в своем ответе сказал следующее: «начинают одевать с колгот, заканчивает шапкой». 70% детей смогли дать ответ с помощью педагога. 25% детей (Аня К., Илья Е., Маша К и др) не смогли дать ответ на поставленный вопрос.
3 На вопрос: «Что сделала со своими вещами кукла Катя?», были получены следующие ответы: 5% детей (Артем Я.) в своем ответе отметили, как необходимо аккуратно складывать одежду в шкаф: куртку и штаны – повесила на вешалку, шапку, кофту и колготы – на верхнюю полку, на нижнюю полку – поставила аккуратно обувь, 30% детей (Виталий С., Рома К., Вика К. и др) дали ответ с помощью педагога, 65% детей не дали ответ на вопрос.
Таким образом, можно отметить, что у дошкольников не сформированы представления о навыках самообслуживания: целостные процессы - одевания и раздевания с прогулки, аккуратного обращения с собственными вещами.
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента, направленной на выявление особенностей проявления культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детьми 4-го года жизни в практической деятельности нами было организовано наблюдение (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
1 Группа культурно-гигиенических навыков необходимых
во время еды
· пользоваться ложкой
· пользоваться вилкой
· пользоваться салфеткой
· пищу закрытым ртом
· не разговаривать с полным ртом
во время умывания
· пользоваться мылом
· аккуратно мыть руки мылом
· насухо вытирать руки полотенцем
· вешать полотенце
· пользоваться расческой
· пользоваться носовым платком
2. Группа навыков самообслуживания
· одеваться в правильной последовательности
· раздеваться в правильной последовательности
· расстегивать и застегивать пуговицы
· развязывать и завязывать шнурки
· аккуратно складывать предметы одежды
· обращать внимание на внешний вид, исправляя недостатки.
Наблюдая за ребенком в процессе одевания и раздевания на прогулку, еды и умывания, пользования туалетом, фиксируется стремление к самостоятельности и конкретное ее проявление в самообслуживания. При этом отмечается следующее:
· сформированность умения следить за своим внешним видом, самостоятельно выполнять микро и целостные процессы самообслуживания, связанные с определенными физическими нагрузками, требующие развития мелкой моторики (расстегивание и застегивание кнопок, пуговиц, молний, развязывании и завязывание шнурков, шарфов и пр.)
· сформированность контрольно-проверочных умений,
· характер необходимой ребенка помощи со стороны сверстников и взрослых,
· затраченное ребенком время.
Для уточнения сформированности умений зашнуровывать, застегивать пуговицы мы использовали специальные дидактические пособия (застегивание пуговиц, шнуровка).
Критерии оценки:
3 балла – у ребенка сформированы умения следить за своим внешним видом, самостоятельно выполнять микро и целостные процессы самообслуживания, связанные с определенными физическими нагрузками, требующие развития мелкой моторики, при этом демонстрирует контрольно-проверочные действия, помощь со стороны сверстников и взрослых минимальна. На выполнение самообслуживания затрачивает минимальное количество времени.
2 балла – у ребенка частично сформированы умения следить за своим внешним видом, с помощью взрослого выполняет микро процессы самообслуживания, связанные с определенными физическими нагрузками, требующие развития мелкой моторики, при этом демонстрирует недостаточные контрольно-проверочные действия, нуждается в помощи со стороны сверстников и взрослых. На выполнение самообслуживания затрачивает большое количество времени.
1 балл – у ребенка не сформированы умения следить за своим внешним видом, не проявляют самостоятельность в процессе выполнения микро и целостные процессов самообслуживания, связанных с определенными физическими нагрузками, требующими развития мелкой моторики, при этом не демонстрирует контрольно-проверочные действия, помощь со стороны сверстников и взрослых необходима регулярно. На выполнение самообслуживания затрачивает большое количество времени.