Методы активизации педагогов при подготовке и проведении заседаний Совета педагогов

1. Совет педагогов – коллегиальная форма управления дошкольным учреждением. Всех педагогических работников дошкольного учреждения объединяет Совет педагогов (педагогический совет). Совет педагогов является постоянно действующим коллегиальным органом дошкольного учреждения. Он создается в дошкольных учреждениях всех видов, типов и профилей независимо от ведомственной подчиненности, где работает более трех педагогов.

Задачи Совета педагогов:

Ø определение путей реализации избранного содержания образования дошкольников (планов, программ воспитания и обучения дошкольников);

Ø повышение уровня образовательного процесса, развитие способностей и интересов детей;

Ø повышение научно-педагогической квалификации педагогов, развитие их творческой инициативы;

Ø внедрение в практику достижений педагогической науки и прогрессивного педагогического опыта.

В соответствии с возложенными на него задачами Совет педагогов рассматривает следующие вопросы:

Ø утверждает планы работы дошкольного учреждения и Совета;

Ø при необходимости вносит предложения в городские (районные) отделы образования по режиму работы дошкольного учреждения;

Ø определяет пути дифференциации образовательного процесса;

Ø принимает решения о проведении экспериментальной работы по всем направлениям деятельности.

Состав Совета педагогов: заведующий (председатель), заместители председателя, воспитатели, заместитель заведующего по основной деятельности, музыкальные руководители, руководители физического воспитания и другие педагогические работники.

Совет педагогов работает по плану, который утверждается Советом на каждый учебный год. При необходимости могут проводится внеплановые заседания. Порядок работы Совета педагогов определяется уставом дошкольного учреждения.

Все заседания Совета педагогов можно условно разделить на 3 группы (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Заседания Совета педагогов

По формам организации По видам В зависимости от поставленных задач
1) традиционное заседание; 2) заседание с использованием отдельных методов активизации педагогов; 3) заседание в нетрадиционной форме. 1) тематическое заседание; 2) итоговое заседание. 1) инструктивное заседание; 2) проблемное заседание; 3) оперативное заседание.


Совет педагогов помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки своих педагогических установок, принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

2. Формы организации заседаний Совета педагогов. Совет педагогов, являясь одной из основных форм методической работы с педагогическим коллективом, может быть организована по-разному.

Педагогический совет в форме деловой игры может быть проведен для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Педсовет-конференция может состоять из нескольких составных частей, например: основное теоретическое сообщение и диалог, который организует заместитель заведующего с группой специалистов (музыкальный руководитель, психолог, руководитель физического воспитания, логопед). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех остальных задавать вопросы по теме, высказывать свое мнение. В заключение принимаются рекомендации по обсуждаемому вопросу.

Педагогический совет в форме «круглого стола». Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения по этому вопросу (теме). Главное правило при организации «круглого стола» – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Важно выбрать ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

Педагогический совет в форме научно-практической конференции можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких дошкольных учреждений. Базой для проведения такого педсовета может стать учреждение, имеющее статус экспериментальной площадки: здесь работает наука. При подготовке такого педсовета заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Научный руководитель во вступительном сообщении тезисно представляет основные положения обсуждаемого вопроса. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого педагогического коллектива отдельно, с учетом его специфики.

Подобные заседания помогут создать на педагогическом совете обстановку для творческого размышления, поиска истины.

3. Методы активизации педагогов при подготовке и проведении заседаний Совета педагогов. В какой бы форме не проводился педсовет, важно, чтобы все его участники были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. Практика показала, что конечный результат любого заседания будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Выбор методов для каждого педсовета должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса. Приведем примеры некоторых методов.

Решение конкретных ситуаций. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности педагогов:

Ø в ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение;

Ø ситуации-упражнения нужно решать, проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела Программы дошкольного образования и др.);

Ø в ситуациях оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его;

Ø ситуации-проблемы – наиболее сложный метод активизации, когда конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Диалоги, дискуссии стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог – это разговор двух и более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Дискуссия – рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Это более мягкая разновидность спора, это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям, выбрав золотую середину среди разных точек зрения. В дискуссии нужна не только критика, но и изложение позиций, путей решения проблемы.

Обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми.

Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества. Руководитель готовит материал. Это могут быть магнитофонные записи, подборка рисунков или поделок детей, записи их поведения. Педагоги знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных проблем.

В заключение следует подчеркнуть, что в содержании проблем, выносимых на педсовет, в характере их обсуждения, поведении педагогов на педсовете, в отношении к нему проявляется уровень управления дошкольным учреждением.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные задачи деятельности Совета педагогов в дошкольном учреждении.

2. Назовите и дайте краткую характеристику наиболее распространенным формам проведения заседаний Советов педагогов.

3. Какие методы активизации педагогов при подготовке и проведении заседаний Совета педагогов Вам известны?

Литература: 5, 7, 15, 27 (осн.).

Лекция 13

Наши рекомендации