Глава 1. Игра как проблема научного исследования
Оглавление
Введение……………………………………………………………...…………....3
1. ИГРА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ….……….….….8
1.1. Исторические истоки становления и развития игры
в системе социально-культурной деятельности……...…………………………8
1.2. Психолого-педагогические основы игры……………..…………………23
1.3. Типология игр……………………………………………………………..32
1.4. Сущность и специфика проектирования игр………...……………….…38
2. АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….………………………….…..…61
2.1.Современное состояние и проблемы использования
игры в педагогическом процессе в различных странах…………….………....61
2.2. Практический опыт использования педагогического
потенциала игр в социокультурной деятельности
в России……………………………………………………………………….….76
2.3. Региональный опыт и проблемы
использования игр в педагогическом процессе………………………………..89
3.ПРОЕКТ «ОТДЫХАЙ С НАМИ»……………………………………………99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….......110
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…121
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, само понятие игры и ее сущности неоднозначны по своей природе. На первый взгляд, игра - слово однозначное, однако уже одно только многообразие представленных энциклопедических определений, обращает на себя внимание и требует тщательного анализа этого феномена для дальнейшего формулирования основной его роли в научном процессе, культурной практике и жизнедеятельности человека.
Во-вторых, поскольку одним из условий успешного развития общества является осмысление и усвоение молодым поколением предшествующего опыта, игра, являясь своеобразной формой отражения действительности, сопровождая людей с самого раннего детства, может служить важным средством, как развития, воспитания, так и обучения, передачи накопленных жизненных знаний.
Игра - это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физической культуры и др.
Исследуя природу многочисленных вариантов существования игры в человеческом сознании, культуре, как одной из первичных форм деятельности и важнейший элемент онтогенеза и филогенеза, закономерно соотнести, систематизировать и проанализировать сведения, интегрирующие и синтезирующие данные о классификациях и теориях игры и игровой деятельности, позволяющие подойти к пониманию сущности игры в качестве уникального социально-культурного феномена в его философском, психолого-педагогическом, этическом и культурологическом аспектах.
Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания.
Социальная значимость проблемы заключается в том, что игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество – синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто не может получить в одиночку.
Важными выводами из анализа теории детской игры, выдвинутой отечественными исследователями, является выявление сущностных и функциональных характеристик игры, обоснование концепции игры как феномена, вида деятельности, и подтверждение ее (игры) права считаться серьезным и важным явлением общественной и индивидуальной жизни, а теорию игры – самостоятельной комплексно-интегративной областью знания.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Цель работы: теоретическое изучение проблемы использования игры как средства педагогического воздействия и разработка ее проекта в системе социокультурной деятельности.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать понятие игры и ее возможностей использования с позиции педагогического воздействия.
2. Раскрыть сущность игры как социокультурного феномена.
3. Выявить основные принципы и подходы к проектированию игр.
4. Проанализировать опыт использования игр в мировом, российском и региональном аспектах.
Основные методы исследования – общие философско-логические методы и принципы научного познания: диалектический принцип (развития, всеобщей связи явлений), системный анализ, сравнение, обобщение, дедукция, индукция и аналогия, а также методы системного анализа и социологический. К методам исследования также относятся - явления в выделении составляющих взаимосвязей и отношений, которые формирует структуру всей деятельности, выделяет проблемы и разрабатывает план их решения. К основным понятиям таких явлений относятся: целостность, связь, организация, развитие, стабильность и т.д. Система их образует единство с социальной средой.
Степень разработанности проблемы использования игр в системе социокультурной деятельности и ее педагогического воздействия. Теоретической основой данного исследования стали работы Белинской О.В., Высоцкого Л.С., Зинченко А.П., Ившиной В., Лэндрета Г.Л., Платова В.Я., Смирнова С.А., Тюкова А.А, Хруцкого Е.А. – в области деловых игр. Лапиного Н.И., Масленниковой И.А., Царевой Е.Г. в области игровых методов социокультурного проектирования в зарубежных странах и регионе. Особенностями социокультурной деятельности и проблемами ее развития занимались такие деятели как: Дуликов В.З., Жарков А.Д., Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. и др.
Проблематикой социально-культурного проектирования, анализом его теоретико-методологических и методических основ занимались такие выдающиеся ученые как: Бирженюк Г.М., Дридзе Т. М., Курбатов В. Я., Курбатова О. В., Марков А.П., Орлова Э.А., Пригожин А.И. и др.
Объект исследования – игра как метод педагогического воздействия в системе социокультурной деятельности.
Предмет исследования – педагогическое воздействие игры.
Гипотеза исследования – есть основания предположить, что благодаря использованию игры как метода педагогического воздействия в системе социокультурной деятельности произойдут существенные положительные изменения в развитии и становлении личности.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновываются актуальность исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования. Первая глава включает четыре параграфа и основана на раскрытии понятия и сущности игры как метода педагогического воздействия, а также типологию игр и особенности проектирования игр в системе социокультурной деятельности. Вторая глава состоит из трех параграфов, в которых раскрывается опыт использования игр в мире, в России, а также региональный опыт игр в системе социокультурной деятельности. Третья глава включает разработку проекта игры как метода педагогического воздействия как компонента социокультурной деятельности.
В рамках первой главы рассматриваются исторические истоки становления и развития игры в системе социально-культурной деятельности, психолого-педагогические основы игр, типологии игры, а также сущность и специфика проектирования игр, раскрыты понятия самой игры как социокультурного феномена, особенностей социально-культурной деятельности, а также понятие социального проектирования. В заключении подводятся итоги, предлагаются обобщения и выводы, полученные в процессе выполнения работы. В конце работы указан библиографический список, который был использован при написании работы, 15 приложений к дипломной работе и проекту. В работе использовано 139 источников. Объем дипломной работы составляет 138 страниц, включая приложения.
Глава 1. Игра как проблема научного исследования
В рамках первой главы рассматриваются исторические истоки становления и развития игры в системе социально-культурной деятельности, а также психолого-педагогические основы игр, типологии игр, рассматриваются сущность и подходы в проектировании игр, раскрываются понятия самой игры как социокультурного феномена, а также особенностей социально-культурного проектирования. В процессе изучения и анализа данной проблемы были использованы материалы, посвященные социокультурной деятельности и особенностям игры как метода педагогического воздействия таких авторов как: Бирженюк Г.М., Дридзе Т. М., Дуликов В.З., Жарков А.Д., Зинченко А.П., Киселёв Т.Г., Красильников Ю.Д. Курбатов В. Я., Курбатова О. В., Марков А.П., Орлова Э.А., Пригожин А.И., Платов В.Я., Смирнов С.А, Тюков А.А, Хруцкий Е.А. и др.