Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
Описание методик выявления особенностей восприятия и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
В целях исследования восприятия и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, использовалась серия методик обследования восприятия и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста, разработанная Е.Ф.Архиповой. [6]
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР – д/с «Василек» г.Абакана. В эксперименте принимали участие дети двух групп по 10 человек: экспериментальная группа - дети старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии (ЭГ), контрольная группа – дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (КГ).
Исследование включало 4 экспериментальных заданий, и проводилась методом индивидуального эксперимента. Перед началом проведения каждого задания давалась инструкция, в которых была отражена последовательность предстоящих действий испытуемых.
Материал для исследования: карточки с графическим изображением ритмических структур II II, III III, IUII и т.д., где I - громкий удар, U - тихий удар.
Методика № 1. Обследование восприятия серии простых ударов (по Е.Ф. Архиповой).
Цель: выяснить умения ребенка определять количество серии простых ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
Описание методики: послушай, сколько было ударов, покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов.
Оценка результатов – балльная:
3 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;
2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;
0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции не эффективны.
Максимальная сумма – 9 баллов. Таким образом, уровень сформированности восприятия серии простых ударов:
-высокий уровень – 8-9 баллов;
-средний уровень – 5-7 баллов;
-низкий уровень – 0-4 баллов.
Методика № 2. Обследование восприятия серии акцентированных ударов (по Е.Ф. Архиповой).
Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять количество акцентированных ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
Описание методики: Послушай, сколько и какие были удары, покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов.
Оценка результатов – балльная:
3 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;
2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;
0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции не эффективны.
Максимальная сумма – 9 баллов. Таким образом, уровень сформированности восприятия серии акцентированных ударов:
-высокий уровень – 8-9 баллов;
-средний уровень – 5-7 баллов;
-низкий уровень – 0-4 баллов.
Методика № 3. Обследование воспроизведения серии простых ударов (по Е.Ф. Архиповой).
Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии простых ударов.
Описание методики: послушай и повтори (отстучи) удары.
Оценка результатов – балльная:
4 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;
0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции не эффективны.
Максимальная сумма баллов – 16. Таким образом, уровень сформированности воспроизведения серии простых ударов:
-высокий уровень – 13-16 баллов;
-средний уровень – 8-12 баллов;
-низкий уровень – 0-7 баллов.
Методика № 4. Обследование воспроизведения серии акцентированных ударов (по Е.Ф. Архиповой).
Цель: определить умения детей самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.
Описание методики: послушай и повтори (отстучи) удары.
Оценка результатов – балльная:
4 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла- задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;
0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции не эффективны.
Максимальная сумма баллов – 16. Таким образом, уровень сформированности воспроизведения серии простых ударов:
-высокий уровень – 13-16 баллов;
-средний уровень – 8-12 баллов;
-низкий уровень – 0-7 баллов.
Таким образом, с помощью предложенных методик можно выявить особенности восприятия и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.