Тема 7. ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПУТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь социальной среды, а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые определяют своеобразие реакций на различные жизненные ситуации.

Различные формы девиантного поведения подростков взаимосвязаны - пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение. Если подросток попадает в один вид девиантного поведения, то весьма велика вероятность его вовлечения и в другой.

С точки зрения социально-педагогической необходимо понимание того, что для подростка основными факторами, ведущими к девиантному поведения могут быть школьные трудности, трудные жизненные ситуации, неблагополучные семьи, девиантные группы и влияние девиантной субкультуры.

Наряду с понятиями «дети с девиантным поведением», «трудные школьники» в педагогической практике существуют термины «педагогически запущенные дети», «морально запущенные». Это личности с ненормативным поведением, обусловленным недостатками воспитания. Причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена преподавателей школ, отрицательное влияние улицы, безнадзорность и беспризорность. Объем понятия «педагогически запущенные дети» только частично совпадает с понятиями «дети с девиантным поведением», «трудные школьники». Некоторые запущенные дети учащиеся исправляют свои недостатки сравнительно легко. Основные методы воздействия на педагогически запущенных детей: ▪воздействие через ученический коллектив;

▪вовлечение в различные виды учебной и внеклассной деятельности;

▪индивидуальный подход.

Что же касается подростков с отклоняющимся поведением, то тут достаточно важен вопрос о правильном выявлении наличия у школьника такого поведения, что в первую очередь вызывает трудности у родителей и педагогов.

Девиантность у подростков проявляется обычно в целом ряде симптомов (симптомокомплексе) и в разных сторонах жизни подростка.

Важно обращать внимание на длительное расстройство у ребенка – длительное и стойкое отклонение. Например, кратковременные нарушения дисциплины и страхи характерны для многих детей, но их устойчивое сохранение на длительный период свидетельствует об отклоняющемся поведении.

Специфические особенности отклоняющегося поведения личности:

- поведение не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;

- поведение наносит реальный ущерб окружающим или самой личности;

- поведение связано с общей направленностью личности девианта;

- поведение следует рассматривать в пределах медицинской нормы;

- поведение сопровождается, как правило, различными проявлениями социальной дезадаптации;

- поведение имеет выраженное индивидуальное проявление;

- трудность исправления отклоняющегося поведения;

- особенная необходимость индивидуального подхода со стороны воспитателей, родителей, внимание сверстников.

Классификации групп подростков, склонных к девиациям.

Говоря об отклоняющемся поведении у подростков необходимо указать те психологические индивидуальные особенности, которые могут являться предпосылками девиаций, а в некоторой степени первыми их симптомами. В данном случае речь идет о ленивых, пассивных, неорганизованных, ненастойчивых, эгоистичных, недисциплинированных, упрямых, грубых и лживых подростках. Важно отметить, что исследователи отмечают это не только как личностные черты, но и как отклонения, которые мало рассматриваются, и только кажутся безобидными на фоне имеющихся (алкоголизм, наркомания и т.п.). Поведение таких подростков можно отнести к первому виду проявления отклонений. Тогда как второй вид трудных школьников с отклоняющимся поведением – это дети с акцентуацией характера. Третий вид – это трудные школьники из неформальных групп общения, а также учащиеся с противоправным поведением.

Похожая позиция рассмотрения отклонений в поведении подростков предложена Д.И.Фельдштейном, где определены четыре группы подростков, склонных к девиациям и разработан индивидуальный подход в общении с ними:

Первая группа – характеризуется наличием примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они озлоблены, эгоистичны, осознанно совершают правонарушения. Педагогу необходимо вовлекать их в общественно—полезную трудовую деятельность, используя присущее им упорство в достижении цели, стремление к первенству. Особую роль в этом играет спорт.

Вторая группа – подростки с деформированными потребностями. Подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. В работе с ними важно изменить обстановку и привычные формы поведения, выказывать доверие к ним, поощрять в них - вырабатывать умение не только подчиняться, но и командовать.

Третья группа - характеризуется наличием деформированных и позитивных потребностей и взглядов, но последние не становятся регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.

Четвертая группа – подростки не верящие в себя, в свои силы, легко внушаемые, заискивающие перед сильными, случайные правонарушители. Они слабовольны, неустойчивы перед дурным влиянием. Для педагога важно пробудить у них интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и, тем самым, подвести к включению в полезную трудовую, спортивную деятельность. Им необходимо постоянная коллективная работа в должном темпе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность и активное участие в соревновании.

Такие данные играют роль в раскрытии понимания различной степени отклонения у того или иного подростка, что важно для организации помощи. В социально-педагогической работе с подростками с разными отклонениями применимы все методы и формы воспитания, но необходим тщательный учет индивидуально-типологических особенностей личности. Однако понятно, что помощь подросткам с особыми отклонениями будет осуществляться в рамках социально-педагогической работы в различных направлениях, разными специалистами.

Для руководства учебно-воспитательным процессом и социально-педагогической деятельности отклонений в поведении необходимо знать закономерности развития личности учащегося: 1. Процессы органического созревания организма, в первую очередь нервной системы; 2. Особенности психического развития взрослеющего человека; 3.процесс целенаправленного руководства развитием личности. Для исследования личности трудного трудновоспитуемого рекомендуется изучение широкого круга вопросов, среди которых особое внимание заслуживают следующие:

1. Общие данные о трудновоспитуемом — возраст, образование, место жительства, физическое развитие, состояние здоровья, черты характера, особенности развития моральных и волевых качеств, психологические особенности личности , наличие акцентуаций.

2. Условия семейного воспитания – состав семьи, образование родителей, место работы и занимаемая должность, общественные поручения родителей по месту работы, отношение к успеваемости и поведению ученика, связь родителей со школой и классным руководителем; материальные, жилищно-бытовые условия семьи; характер взаимоотношений родителей, родителей и детей, особенности семейного микроклимата, семейные традиции; поведение ребенка дома, какие допускает нарушения и применяемые родителями меры воздействия.

3. Успеваемость в школе, причина неуспеваемости, отношение к учебной деятельности, поведение в школе.

4. Отношение к трудовой деятельности – как проявляет себя в различных видах труда в школе и дома, какую профессию собирается избрать, мотивы выбора, устойчивость профессиональных интересов.

5. Общественная активность – какие общественные поручения имеет, как относится к их выполнению, участие в кружках и спортивных секциях.

6. Статус в классном коллективе — особенности общения с товарищами по классу, отношение к учителям, имеет ли друзей в школе (классе), кто они и на чем основывается их дружба.

7. Как и с кем проводит свободное время, чем занимается, круг увлечений.

Основными факторами формирования личности ребенка и подростка являются: общественное бытие, общественное сознание, особенности быта и культуры, семья, среда общения.

Основными требованиями к организации социально-педагогической и учебно-воспитательной работы могут явиться: ▪ формирование у подростков положительной мотивации; ▪ настойчивое воспитание положительных привычек; ▪ ориентация на принципы учета положительных качеств ученика, проявление уважения к его личности; ▪ формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

Существуют различные методы воспитательного воздействия на учащихся: беседы, личный пример, поощрение и наказание, индивидуальный подход. Основными направления педагогической деятельности является коррекционная работа с опорой преимущественно на индивидуальную и групповую работу и посредством вмешательства в педагогический процесс – индивидуализации обучения и воспитания, оптимизации взаимодействия учителей и школьников.

При организации индивидуальной работы с подростками необходимо работать с мотивацией:

- закреплять преобладание стремления к успеху;

- развивать самоанализ;

- развивать тактику целеполагания в конкретных видах деятельности;

- организовывать межличностную поддержку.

В основе коррекционной деятельности могут использоваться основные группы методов воспитания:

- методы формирования нравственного сознания – беседа, лекции, диспут, рассказ-размышление, разъяснение, обсуждение собственного опыта и опыта других людей, пример, совет;

- методы организации жизни и деятельности и формирования опыта нравственного поведения – увлечение перспективой (красивым в окружающей жизни, добрым делом), поощрение, доверие, обращение к ребенку за помощью, режим жизни и деятельности, общественные поручения, игра, приобщение к традициям, соревнование, упражнение в нравственном поведении, педагогическое требование, формирование общественного мнения, приказание;

- методы коррекции – побуждение, торможение.

В коррекционной воспитательной работе так же важны приемы педагогических воздействий как определенные способы коррекции поведения детей, развития необходимых качеств личности, черт характера, преодоления недостатков, входящих в структуру методов воспитания, в основу которых положена необходимость индивидуального подхода к детям с учетом реальной и создаваемой педагогической ситуации. Примером таких методов могут быть следующие:

- прием рассказа об аналогичном поступке – история, рассказанная педагогом сходная по смыслу с поступком подростка, должна помочь ему верно оценить свое поведение;

- обращение к неизвестному адресату, т.е. ко всему коллективу, а не к провинившемуся. Прием приводит подростка к самостоятельной оценке своего поведения;

- «случайно» переданная подростку информация о его поведении - механизм этого приема заключается в том. Что тренер. Педагог комментирует поведение ученика. Когда тот отсутствует, но педагог уверен, что провинившемуся станет известно его мнение;

- постановка перспективы - педагог ставит перед подростками постепенно усложняющиеся задачи, ведет от более увлекательной и легкой перспективы к сложной и менее интересной;

- активизация сокровенных чувств ребенка – прием, дающий возможность побудить стремление ребенка к хорошим поступкам через создание незаметно для ученика обстоятельств, которые вызывают звучание глубоко скрытых чувств;

- «взрыв» - как прием педагогического воздействия требует создания обстановки, в которой у детей возникли бы новые, сильные чувства, затрагивающие ведущие качества, связанные с жизненными интересами, перспективами, отношениями;

- возбуждение тревоги о предстоящем наказании – педагог своими действиями или словами дает понять ученику, что знает о его проступке. Но не проявляет немедленной реакции;

- доверие - ребенку поручается выполнить определенное ответственное поручение в целях развития у него определенных чувств и волевых качеств;

- ирония – добродушное высмеивание провинившегося без оскорбления его личности;

- ласковый упрек – применяется тогда, когда проступок ребенка случаен и не злостный, когда разговор ведется в дружелюбном тоне, подчеркивают положительные стороны ребенка;

- мнимое безразличие – педагог, проявив поддержку, находчивость, решительность, вместо ожидаемой учащимися растерянности, возмущения их шалостью делает вид, что ничего не замечает, создает рабочую обстановку, вовлекая детей в работу;

- мнимое недоверие – используется в отношении детей, которые хотя и понимают, но в силу слабости воли не могут взять себя в руки и исправить свое поведение. Педагог задевает самолюбие ученика, выражает сомнение в его способности справиться с проблемой;

- моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы – прием, особенно необходимый в подходе к робким, замкнутым детям. Используя этот прием, педагог относится к ученику доброжелательно, терпеливо, активизирует его творческие силы, создает такую педагогическую ситуацию, в которой ученик может проявить себя наилучшим образом;

- проявление огорчения – педагог, обнаружив проступок, нарушение дисциплины, выражает свое искреннее огорчение, передаваемое словами, жестами, мимикой;

- параллельное педагогическое действие – косвенное воздействие на ребенка через коллектив, когда осуждение или наказание адресуется в целом коллективу или группе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте специфические особенности отклоняющегося поведения личности:

2. Могут ли явиться психологические индивидуальные особенности подростка предпосылками девиации?

3. Раскройте особенности групп подростков, склонных к девиациям.

4. В чем заключается индивидуальный подход в общении с различными группами подростков, склонных к девиациям?

5. Что необходимо учитывать для руководства учебно-воспитательным процессом и социально-педагогической деятельности с отклонениями в поведении?

6. Раскройте методы и приемы воспитательного воздействия на учащихся при коррекции отклонений в поведении.

7. Раскройте содержание возможных педагогических ситуаций, иллюстрирующих применение различных воспитательных приемов.

Тема 8.АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

Алкоголизм – злоупотребление алкоголем. Опасность алкоголизма распространена в нашей стране очень широко. Алкоголизм –это форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией.

Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику в том. Что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах стимулирует ее, снимая сознательное торможение. Эффект проявляется изменением поведения, мотивационными и речевыми нарушениями, снижением способности к прогнозированию, самоконтролю и возможности адекватной, критической оценки ситуации.

Различают три стадии алкоголизма:

1. Начальная стадия (неврастеническая) – характеризуется психической зависимостью, утратой рвотного рефлекса, появление случаев запамятования отдельных событий и своего поведения. В этой стадии совершается переход от эпизодического употребления к систематическому;

2. Развернутая стадия (наркоманическая) – характеризуется неудержимым влечением к алкоголю. Формируется похмельный синдром. Появляется физическая зависимость. Отмечаются выраженные нарушения сна, возможны психозы.

3.Конечная стадия (энцефалопатическая) – характеризуется преобладанием физической зависимости по сравнению с психической. Наибольшая выраженность абстинентного («ломка») синдрома. Часты алкогольные психозы.

О детском алкоголизме говорят в том случае, если признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Опросы подростков свидетельствуют, что спиртные напитки в восьмом классе употребляли примерно 75%,в девятом – 80%, в десятых – одиннадцатых классах – 95% мальчиков.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

- быстрое привыкание, если у взрослого переход к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка, в отличии от взрослого, богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд;

- злокачественное течение болезни, так как детский организм формируется, и устойчивость центральной нервной системы к алкоголю снижена;

- принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя ребенком не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, принимая большие дозы;

- быстрое развитие запойного пьянства;

- низкая эффективность лечения;

- пьянство среди несовершеннолетних связано с отклоняющимся поведением. Большинство преступлений совершается в нетрезвом виде (22% краж, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев). Многие преступления совершаются с целью добычи спиртного (40,5% подростков осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

- пьянство способствует созданию криминальной ситуации, выступает как средство приобщения несовершеннолетних неформальным группам, преступной деятельности взрослых.

Первые выпивки совершаются тайком от взрослых, в компании со сверстниками. Здесь большую роль играет и любопытство, и ложно понимаемый путь к взрослости. Но при повторных выпивках может появиться новый мотив - желание иметь «веселое настроение», чувство раскрепощенности, расторможенности и уверенности в себе. С той же целью может использоваться не только алкоголь, но и другие дурманящие средства, способные вызвать подобное повышение настроения или дать испытать неизведанные еще ощущения и переживания вплоть до галлюцинаций.

Причин прихода подростков к пьянству несколько.

А) любопытство: «Какое влияние окажет на меня алкоголь?»;

б) вхождение в молодежную группу;

в) вхождение в криминальные группы.

Алкоголизации детей способствует такжеалкогольное окружение, которое составляют пьющие родственники, атакже устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с радостными или печальными событиями. Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Наблюдение за детьми дошкольного возраста показало, что они в играх часто точно копируют внешние атрибуты взрослого застолья. У младших школьников неосознанно формируется представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Алкоголизм не передается генетически, но передается склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье. Причины и последствия детского алкоголизма согласно возрасту, представлены в таблице:

Таблица 2

Причины и последствия детского алкоголизма.

Возрастной период Причины Последствия
Раннее детство 0-3 года 1. пьяное зачатие 2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности 3. потребление алкоголя в период кормления грудью 1. эпилепсия, слабоумие 2. аномалии физического развития 3. аномалии психического развития
Дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет 1. педагогическая неграмотность родителей 2. семейные алкогольные традиции 1. алкогольное отравление организма 2. формирование интереса к спиртному
Подростковый и юношеский возраст 9-18 лет 1.неблагополучие семьи   2. самоутверждение   3. позитивная реклама в средствах массовой информации 4. незанятость свободного времени     5.отсутствие знаний о последствиях алкоголизма   6.психологические особенности личности     7. уход от проблем 1. формирование влечения к алкоголю 2. формирование привычки к употреблению спиртного 3. выработка стереотипа алкогольного поведения 4. совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения 5. необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения   6. использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы 7. алкогольная зависимость

Проявление алкогольного поведения подростка может быть индивидуальным. Имеются данные о типологических особенностях алкоголизма у подростков с различными типами акцентуации характера.

Наши рекомендации