Методы, приемы, средства организации и управление педагогическим процессом

Организованное обучение и воспитание осуществляются в рамках той или иной педагогической системы, имеют определен-ное организационное оформление. Основными элементами этого оформления являются формы и методы организации учебной деятельности.
Форма учебной деятельности – это набор определенных действий преподавателя по отношению к студенту для получе-ния педагогически запланированного результата.
Среди основных форм учебной деятельности в любых об-разовательных учреждениях выделяют урок, лекцию, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференцию, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.
Форма проведения занятия выбирается в зависимости от це-лей, задач, методов, стандартов образования. Понимание сущности форм учебной деятельности позволит правильно подготовиться к занятию и наиболее успешно освоить требования рабочих программ по различным дисциплинам.
Урок – это ограниченная во времени, организованная сис-тема обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений, навыков, развитие их способностей и совершен-ствование опыта педагога.
В школе урок является основной формой проведения занятий и может включать в себя другие различные элементы воспи-тательно-образовательного процесса. Но высшее образование в настоящее время в силу своих особенностей опирается на иные формы организации учебной деятельности студентов. Основными среди них являются лекция, семинарские, практические и лабора-торные занятия
Лекция – это форма учебного процесса, основанная на пе-редаче преподавателем новых знаний, изложении учебного ма-териала для его целостного усвоения студентами (слушателями) в логической взаимосвязи.
Продолжительность лекции в вузах, как правило, составляет 2 академических часа, что равно 1,5 астрономическим часам. Ма-териал для лекции преподаватель подбирает в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и рабочей программы по предмету. Могут использоваться так же собствен-ные, авторские разработки. Чаще всего используются лекции в режиме монолога преподавателя с учетом обратной связи студен-тов (вопросы, уточнения и т.п.). Для стимулирования познава-тельных процессов студентов, их активизации в процессе обучения применяются лекции в режиме диалога, лекции – диспуты, лекции – конференции и т.д.
Диспут – форма учебного процесса, связанная с публичным обсуждением спорных вопросов, свободным обменом мнениями.
Диспут позволяет в атмосфере конструктивно-делового обсуждения прояснить наиболее интересные или трудные места в учебном материале, получить дополнительную информацию (как студентам, так и преподавателю), наметить пути дальнейшего из-ложения материала для данной группы студентов.
Конференция – форма учебного процесса, связанная с пуб-личными выступлениями студентов и преподавателей в рамках определенной темы с последующим их обсуждением.
Конференции дают возможность для самостоятельной твор-ческой деятельности студента в процессе подготовки своего пуб-личного выступления. При проведении конференции студент может проявить себя, узнать новое, более глубоко разобраться в уже изученном материале. Проведение конференций часто ис-пользуется для дополнительного образования студентов и расши-рения научной деятельности студентов и преподавателей.
Семинарские занятия (или семинар) – форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении студен-тами по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем, тем для дальнейшего совместного обсуждения.
Главной составляющей семинарской работы является до-машняя подготовка. По ее итогам студентами могут быть выпол-нены доклады, рефераты, конспекты по теме занятия. В процессе проведения семинара студенты более глубоко осмысливают учебный материал, а преподаватель может оценить степень их готовности к занятию, уровень понимания обсуждаемых вопросов, прояснить наиболее сложные места.
Практические занятия – форма учебного процесса, по-строенная на практической работе по отработке ранее полу-ченных знаний, формировании умений и навыков.
Практические занятия включают в себя решение задач, по-строение чертежей, выполнение тестов, проигрывание различных ситуаций и т.п. в зависимости от изучаемого предмета. Практиче-ские занятия могут также называться тренингами, тренировками, практикумами.
Лабораторные занятия – форма учебного процесса, по-строенная на практической обработке полученных знаний путем проведения различных лабораторных испытаний.
Наиболее часто лабораторные занятия проводятся по есте-ственнонаучным и техническим дисциплинам, таким как физика, химия, электротехника, строительные материалы и др.
В процесс обучения входят также и функции проверки зна-ний студентов. Для этого существуют такие формы организации учебного процесса как самостоятельные, проверочные, контроль-ные работы, но основными формами проверки являются зачет и экзамен.
Зачет – форма учебного процесса по контролю и оценке ос-воения студентами практических навыков по изучаемой дисцип-лине.
Экзамен – форма учебного процесса по контролю и оценке освоения студентами теоретических знаний по изучаемой дис-циплине.
Зачет может проводиться по окончанию изучения как дис-циплины в целом, так и отдельных ее частей, один или несколько раз в семестр. Экзамен включает в себя оценку всего теоретиче-ского материала, изучаемого в течение семестра.
Для наиболее успешного процесса обучение существуют также дополнительные формы организации учебного процесса, такие как факультативные занятия и консультации. Цель допол-нительных форм – восполнение пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворение повышенного интереса к предмету.
Факультативные занятия (или факультатив) – форма учебного процесса, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков студентов, раз-витие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию.
Факультативы проводятся по специальным программам, со-гласованным с программами обязательных предметов. От основ-ных занятий они отличаются глубиной, широтой, новизной мате-риала. Служат для раскрытия творческого потенциала как сту-дентов, так и преподавателей.
Консультация – форма учебного процесса, заключающаяся в том, чтобы помочь студентам преодолеть трудности и пре-пятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, ока-зать поддержку в углубленном изучении предмета.
Проходит консультация в форме ответов преподавателем на вопросы студентов. Она может быть как групповой, так и инди-видуальной.
Для успешного достижения целей каждой формы организа-ции учебного процесса выбираются определенные методы обу-чения.
Методы обучения – это взаимосвязанные способы дея-тельности преподавателя и студента, направленные на овладе-ние учащимися знаниями, умениями, навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения.
По мере развития человечества и совершенствования общей культуры общества менялись и методы обучения. Так в перво-бытном обществе и в древние времена преобладали методы обу-чения, основанные на подражании. Методы наблюдения и по-вторения действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи информации подрастающему поколению.
По мере усложнения освоенных человеком действий и рас-ширения объема накопленных знаний, человек стал прибегать к словесным объяснениям. Это осуществлялось с помощью устного, письменного, а затем и печатного слова. В период великих географических открытий большое развитие получают методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полу-ченные знания.
Мотивация учащихся к усвоению знаний способствует тому, что педагоги стали прибегать к использованию проблемных ме-тодов обучения.
Развитие гуманитарных наук привело общество к пониманию того, что учащийся нуждается не только в обучении, но в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.

Целеполагание.

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своейдеятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач[1].

Термин «целеполагание» применяется для именования краткосрочных обучающих курсов — тренингов, — популярных в бизнес-среде, изучающих системы планирования, методики управления временем (time management), в результате которых должны достигаться:

· умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;

· способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;

· умение правильно устанавливать цели и достигать их.

Результатом целеполагания в производстве и сервисе является увеличение производительности труда и снижение совокупной стоимости владения решением..

Целеполагание, также — одна из основных составляющих прототренинга (тренинги Эпштейна М. М., ЭГМ БТК), позиционируемого среди бизнес–тренингов как ключевого в формировании успешного организатора, управленца.

Наши рекомендации