Деятельностный подход в воспитании

(В.И.Андреев).

Человек проявляется и развивается в деятельности. Эта закономерность
и положена в основу принципа деятельностного подхода в
воспитании.

Даже самый обычный школьный вечер, поход в осенний лес требует организации деятельности детей. Все в меру своих сил и
способностей должны принять в намеченном деле посильное участие.
Поэтому в реализации деятельностного подхода в воспитании вопрос: Давайте подумаем, как мы это будем делать? всегда является
главным. Не навязывать и не давить на учеников своим авторитет-
том, а активно вовлекать в посильную и интересную для каждое
ученика деятельность - вот основа деятельностного подхода в воспитании.

При анализе организации деятельности детей в процессе воспитания особое значение имеют представления о ее структуре. В работах психологов С.Я.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева деятельность чаще всего представлена следующими компонентами: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты. В работах психолога Н.К.Платонова эта схема еще более упрощена: цепь - мотив - способ - результат. Р.Х.Шакуровым предложена системно-динамическая структура деятельности, где дополнительно вводятся представления о фазах деятельности: ориентировка, программирование, реализация, завершение. Кроме того, вводится понятие «барьер деятельности».

Наши исследования организации деятельности учащихся с педагогической точки зрения показывают, что она, как минимум, должна быть ориентирована на активизацию ее мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной стороны или сферы. С учётом этих трех сторон деятельность учащихся, будучи ориентирована на воспитательные цели (учебная, трудовая, игровая и др.), может
быть представлена в виде трехмерной модели (см. рис.5).

Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуацию в педагогике часто говорят о ситуативном подходе в воспитании.

В условиях ситуативного подхода в воспитании может быть реали­зован ряд педагогических правил, которых следует придерживаться.

Правило первое. В любой ситуации, какой бы сложной с педаго­гической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте проду­манное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возмож­ные стратегии своих действий.

Правило второе. При принятии стратегии своего поведения от­давайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитан­ники были абсолютно уверены в вашей профессиональной справед­ливости и честности.

Правило третье. В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас. Сложная проблема, как пра­вило, требует поэтапного решения.

Правило четвертое. По ходу развития событий корректируйте свои действия.

Правило пятое. В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, и ва­шим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выгляди всегда и во всем непогрешимым.

Важным элементом воспитания являются цели. Цели, оказывав ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе и на воспитательный процесс, на его содержание формы и методы, что в значительной степени детерминирует в конечный результат.

Великие педагоги прошлого Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский придавали исключительно большое значение ясности и точности цели воспитания. Однако педагоги-практики часто не уделяют этому вопросу должного внимания. «Что сказали бы вы об архитекторе, сказал К.Д.Ушинский, - который, закладывая новое здание, не сумел ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм или просто дом».
То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который, не сумев ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

Вместе с тем вопрос о целях воспитания не так прост и очевиден
как это на первый взгляд представляется неискушенному в деле воспитания человеку. Прежде всего, не вполне очевидно, как достаточно
четко и ясно сформулировать цели воспитания. И в этой связи следует прислушаться к А.С.Макаренко, который считал, что «цели нашей
работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук». Но ясно и точно сформулировать всю палитру качеств растущего, к тому же активно саморазвивающегося человека не так-то просто.

В связи с этим к недостаткам целей воспитания следует отнеси
размытость целей воспитания, подмену целей задачами, содержанием, а часто и просто видами деятельности, которые организует
учащимися учитель как воспитатель.

Вместе с тем цели в любой деятельности выполняют весьма конструктивную, направляющую и регулирующую функцию и в конечном
итоге оптимизируют нашу деятельность.

В процессе целеполагания в воспитательной деятельности, как
показывают теория и практика воспитания, необходимо учитывать,
что цели воспитания должны: а) быть реальными, б) учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника (ученика), в)
быть привлекательными, т.е. лично значимыми для самого ученика
г) общественно значимыми и соответствовать нашим лучшим гуманистическим представлениям о современном человеке как о человеке культуры и творчески саморазвивающейся личности.

В связи с изложенным, под целью воспитания понимается наш идеальный образ, сознательно планируемый результат воспитательной деятельности учителя, сформулированный в конкретном перечне личностных качеств, которыми должен обладать воспитанник через некоторый отрезок времени.

Анализ многообразия целей воспитания применительно к уча­щимся средней школы показывает, что среди них могут быть выделе­ны следующие.

1. Общие цели воспитания, которые могут быть заданы в форме
описательной модели, т.е. перечне наиболее значимых личностных качеств выпускника средней школы.

2. Цели воспитания на конкретный возрастной период развития личности (например, для учащихся младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-15 лет), старшего школьного возраста (15-18 лет)).

3. Цели воспитания на конкретный год обучения (например, для
учащихся 1-го или 9-го класса).

4. Цели воспитания для конкретного ученического коллектива, группы.

5. Цели воспитания конкретно взятого ученика.

6. Цели воспитания для конкретно возникшей педагогической
ситуации.

Учитель, реализуя деятельностный подход в воспитании, должен и видеть общие цели воспитания, а далее уже их конкретизировать.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуется и мотивационно- ревностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятель­ности, но и с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эф­фективным и для развития педагогической теории, и совершенствования педагогической практики является деятельностно—личност­ный или личностно—деятельностный подход как в воспитании, так и в обучении.

Наши рекомендации