Модель сопровождения замещающей семьи
Сегодня в педагогике получило широкое применение моделирование, которое, по мнению Г.Н. Бойченко, М.С. Можарова. вывело педагогические исследования на уровень общенаучной методологии (45).
Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С.И. Архангельского, А.Ф. Зотова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой и др.
Моделирование в справочной литературе определяется как «метод исследования объектов и явлений при помощи их условных образов, аналогов» (66).
Моделирование создает возможность более глубокого проникновения в сущность объекта исследования. Г.В. Суходольский дает следующее определение понятию моделирование – процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами.
По мнению В.М. Сафоновой моделирование – это специфическое многофункциональное исследование (66), к особенностям которого следует отнести:
- целостность изучения процесс, т.к. возможно увидеть не только элементы, но и связи между ними;
- возможность изучения процесса до его осуществления. При этом становится возможным выявить отрицательные последствия и ликвидировать или ослабить их до реального проявления.
Моделирование опирается на принципы наглядности, определенности, объективности. Именно этими принципами моделирования определяются тип модели и ее функции.
Основным результатом моделирования является модель. Приведем несколько определений этого понятия.
В справочной педагогической литературе модель: 1) образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь; 2) любой образ, аналог (изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления; это аналитическое или графическое описание рассматриваемого процесса; такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте (70; 71).
Модель имеет свой состав, который зависит от цели исследования и должен давать возможность проследить какие-либо стороны, характеристики объекта исследования.
В ходе моделирования мы исходили из того, что модель может пониматься как совокупность объектов, функции которых и отношения между которыми соответствуют целям и задачам данной системы, помогают их решению, инициируют совместное определение этой совокупности всеми заинтересованными лицами.
Общепринятая классификация моделей такова:
- физические, имеющие природу, сходную с оригиналом;
- вещественно-математические, имеющие отличную от прототипа физическую природу, которые могут иметь математическое описание, раскрывающее поведение оригинала;
- логико-семиотические, конструирующиеся с помощью специальных знаков, символов и структурных схем.
Перечисленные нами выше типы моделей не имеют четких границ.
Интересующие нас педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу.
Анализ научной литературы по способам моделирования педагогических систем позволил выделить некоторые виды моделей.
Первая из них может быть охарактеризована как стадиальная модель. Она наглядно представлена в исследовании Р.Х. Шакурова (90). Рассматривая проблемы руководства педагогическими коллективами, он указывает на стадии управленческого процесса и в соответствии с ними предлагает модель, которая включает три компонента: целевой, социально-психологический и оперативный.
Целевой компонент связан с отражением общественных потребностей и сводится к определению и решению организационно-педагогических задач.
Социально-психологический компонент определяет согласование общественных и личных интересов членов педагогической организации.
Оперативный компонент предполагает реализацию целевой и социально-психологической функции и включает в себя этапы: планирование, принятие решений, исполнение и контроль.
Вторая модель – функциональная. Она принадлежит Н.В. Кузьминой (75). Рассматривая процесс управления педагогическими системами как процесс решения множества педагогических задач, Н.В. Кузьмина выделяет пять функциональных компонентов, которые, отражаясь в структуре деятельности специалиста, становится основой формирования личности приемного ребенка.
К числу основных компонентов этой модели относится гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. В качестве системообразующего фактора выступает гностический компонент, поскольку он связан с получение информации обо всех аспектах функционирования системы.
Третья – ситуационная модель, которая рассматривается как взаимодействие субъекта и обстоятельств, когда могут отражаться два типа взаимодействия человека со средой: объектно-субъектное (отношение человека к предметному миру), и субъектно-субъектное (отношения между людьми).
В педагогической литературе встречается другая классификация моделей.
1. Модель изучаемого феномена как целостности (структурно-содержательная модель). Чтобы ее построить надо:
- на основе теоретического анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы выявить типические черты выбранного феномена (может быть концептуальные основы);
- выделить связи исследуемого объекта с окружающей средой, более широкой системой (его функции);
- выделить свойства, качества, компоненты;
- разработать систему критериев и показателей, описать стадии (уровни, этапы);
- описать постепенность переходов (коррекция);
- описать источники (внутренние силы, факторы (внутренние движущие силы), условия (внешние обстоятельства)).
2. Модель развития исследуемого феномена (факторная модель) предполагает выявление внешних условий, влияющих на процесс его становления, затем выделение из их числа педагогически управляемых условий. Иными словами, на основании концептуального анализа педагогической литературы, собственного педагогического опыта, выявить потенциал, заложенный в выбранных стратегиях, формах и методах работы с воспитанниками. Выделить тенденции стимулирования и противодействия развитию исследуемого феномена. На основе анализа отобрать наиболее эффективные и характерные методы, методические приемы и формы работы. Выявить тенденцию их развития, обеспечивающую максимальную включенность личности в воспитательный процесс и возрастание его субъектности. Отобрать средства мониторинга.
3. Модель педагогической деятельность ( процессуальная) включает:
- выявление принципов, система которых составляет концепцию деятельности;
- разработку технологических особенностей применения в данной методике отобранных форм, методов, приемов;
- обоснование вариантов их последовательного применения;
- определение перспективы совершенствования.
Итак, основное назначение модели – объяснить совокупность данных, относящихся к предмету познания.
В целом, любая модель должна соответствовать следующим требованиям:
1) обладать такими качествами, как полнота, адекватность и эволюционностъ; она должна обеспечивать возможность включения широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы наиболее точно воспроизвести социальный объект, явление, процесс;
2) быть в меру абстрактной, чтобы иметь возможность оперировать большим числом переменных, но не допускать сомнений в надежности и практической полезности полученных результатов;
3) укладываться во временные рамки решения задачи;
4) ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т.е. быть осуществимой на данном уровне развития общества;
5) обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования;
6) строиться с использованием установившейся терминологии;
7) предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу (75; 89).
В современной России сложились разные модели сопровождения замещающих семей. В преобладающем большинстве они носят структурно-содержательных характер.
Так, например, в Самарском и Калужском регионах, модели сопровождения приемных семей включают такие элементы как: отбор претендентов на роль приемного родителя, обучение приемных родителей и детей-сирот, психолого-педагогическое сопровождение. Поддержку приемным семьям оказывают различные общественные объединения, советы, клубы приемных родителей. Это выражается в организации и проведении совместных мероприятий, праздников и конкретных дел с их участием на территории каждого муниципального образования.
В Пермской области реализуется мультимодальная модель социальной и психологической помощи замещающим семьям (В.Н. Ослон). Ее структура включает три уровня помощи. Первый – экологический, т.е. социальная работа с семьей. Цель работы на данном уровне – создание социально-поддерживающих сетей для приемного ребенка. Под социально-поддерживающей сетью приемного ребенка понимается такая система социальных отношений, которая способна удовлетворить его специфические потребности в социальной, психологической и инструментальной поддержке (в защите, информации, продуктивной помощи и т.п.) (56).
Второй уровень помощи включает работу с семьей на всем протяжении ее взаимодействия со службой сопровождения. Эта деятельность включает: отбор семьи; подготовку ее и ребенка к замещающей заботе, социально-психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи.
Третий уровень – это помощь в решении интрапсихических проблем семьи приемного ребенка.
Исходя из вышесказанного, для разработки мы взяли за основу структурно-функциональную модель сопровождения замещающей семьи.
Данная модель включает концептуальный, целевой, ценностно-мотивационный, содержательный, процессуальный, технологический и результативный компоненты. Компонент - это единица целостной структуры, позволяющие реализовать ряд функций.
Концептуальный компонент, отражает совокупность идей и положений, на основе которых строится данная модель сопровождения. К их числу мы, прежде всего, отнесли: а) системный подход, при котором модель рассматривается как совокупность взаимосвязанных частей, включающих цель, субъектов анализируемого педагогического процесса, его содержание, формы, методы и средства; б) деятельностный, предполагающий специальный подбор и организацию деятельности приемного ребенка, замещающих родителей, включение их в целеполагание, планирование, организацию, регулирование и подведение итогов деятельности; в) полисубъектный, который исходит из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность, не исчерпывается ею. Становление личности происходит в общении с окружающими людьми, успешность его зависит от полноты и содержательности социальных контактов. Поэтому, продуманное продуктивное общение – один из залогов успешного решения социокультурных задач развития; г) аксиологический подход, при котором, ребенок рассматривается как высшая ценность, процесс его развития – как процесс личностного роста, педагогическая деятельность – как создание условий для освоения личностью комплекса социально-нравственных ценностей, построение социально-педагогического сопровождения на гуманистической основе.
Проектируя структурно-функциональную модель сопровождения замещающей семьи мы опирались на следующие понимание термина «сопровождение» как: взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем последнего, обеспечивающее осознанный выбор им жизненного пути.
Модель сопровождения приемного ребенка и замещающей семьи ребенка будет строиться на таких принципах, как:
- принцип гуманизма, предполагающий создание условий для развития самих замещающих родителей (их личностного потенциала);
- принцип комплексного и интегративного подхода к превентивной и коррекционной работе, предполагающий формирование и развитие компетентностей педагогической деятельности замещающих родителей параллельно, а не по очереди, а также объединение усилий и заинтересованность в результате всех участников процесса взаимодействия;
- принцип дополнительности (А.Н. Леонтьев), требующий включения в содержание совместной деятельности элементов, которые, с одной стороны, позволяют удовлетворить интересы, потребности и права замещающих родителей в процессе воспитания приемного ребенка, с другой – формируют недостающие и корректируют имеющиеся (при необходимости) навыки и умения педагогической деятельности родителей, а также обогащают окружающую среду и предоставляют возможность для расширения поля позитивного общения членов замещающей семьи;
- принцип индивидуального подхода, предполагающий учет социальных, психологических, функциональных характеристик семьи и ее членов в выборе средств работы;
- принципконфиденциальности, предполагающий невозможность для широкого обсуждения информации, предоставляемой членами замещающей семьи.
- принцип релевантности (соответствия) предложенной информации и помощи специалистов запросу, проблемам замещающих родителей и приемных детей;
Поскольку разработанная нами модель направлена на оказание помощи и поддержки замещающим семьям в воспитании приемного ребенка, следовательно, она предусматривает реализацию ряда функций, среди которых: абилитационная, компенсирующая, корректирующая, развивающая, интегрирующая, регулятивно-стимулирующая.
Функция — (от лат. functio — исполнение, совершенствование) — роль, выполняемая в социальной системе в интересах определенных групп.
Функция семьи - способы проявления активности и жизнедеятельности семьи и ее членов; исполнение, выполнение определенной роли в социальной системе и малой социальной группе (семье).
Многие исследователи (Я.Н. Арцимович, А.М Бардиан и др.) указывают на наличие многообразных функций у семьи.
Социологи (В.Н. Лавриненко, Ж.Т. Тощенко) чаще всего называют репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, хозяйственно-потребительскую, но при этом предпочтение отдают первым двум, потому что «…если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью». Значение воспитательной функции семьи, по мнению социологов, состоит в воспитании детей, в оказании положительного влияния на развитие личности, в формировании ее социального опыта, создании пространства для самореализации (84).
В теории и методике социальной работы И.Г. Зайнышевым, П.И. Нещеретным, А.Н. Пановым, Г.А. Червяковой, Т.В. Шеляг, Л.Т. Шинелевой основными функциями семьи признаются:
1. Генеративная, обусловленная необходимостью продолжения рода. Общество, считают они, заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее.
2. Первичной социализации, так как появившийся на свет ребенок несет в себе только черты сапиентности. Для обретения им социального опыта ребенок должен быть постепенно, последовательно введен в систему социальных отношений, присущих данному обществу. Семья в этом случае воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего наличия, существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.
3. Экономическая и хозяйственно-бытовая, поскольку исторически семья всегда являлась основной хозяйственной ячейкой общества. И хотя со временем многие производственные функции были вынесены за рамки жизни семьи (прежде всего городской), многие сохранились, особенно те, что связаны с повседневным бытовым обслуживанием.
4. Гедонистическая, которая обусловлена наличием у человека общебиологической потребности.
5. Рекреационная и психотерапевтическая, обеспечивающие защищенность, принятие человека вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения. Семья – надежная опора каждого, где можно восстановить растраченные силы, разрядить отрицательные эмоции, укрыться от неурядиц (23; 91; 92).
По мнению данных авторов, с которым нельзя не согласиться, «каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или с меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье».
В справочных изданиях по социальной работе другие авторы (Л.Ф. Ковалев, В.И. Курбатов, Н.М. Лисицкий, Г.Н. Сердюков и др.) предлагают свое видение функций семьи. Они, в частности, выделяют следующие:
а) поддержание биологической непрерывности общества, благодаря обеспечению своих членов предметами и услугами первой необходимости, воспроизводству населения за счет удовлетворения сексуальных и родительских потребностей; б) поддержание культурной непрерывности общества путем первичной социализации личности; в) экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных; г) предотвращение дезинтеграции личности через удовлетворение ее индивидуальных эмоциональных и интимных потребностей, духовного взаимообогащения; д) социальное контролирование и моральная регламентация поведения членов семьи (76).
З.Я. Матвейчик называет ряд других функций: а) экономическую, рождаемую внутрисемейными отношениями, являющуюся базой для формирования представлений супругов о семейном статусе каждого из них, влияющую на самооценку положения в семье; б) коммуникативную, многообразную по содержанию, но главное – обеспечивающую психологический климат в семье; в) организации досуга и отдыха, как путь гармонизации, развития внутрисемейных отношений, укрепления семьи. Не умаляя значения выше названных функций, автор, исходя из назначения семьи «удовлетворять индивидуальные, групповые и общественные потребности», вполне справедливо к основным относит также репродуктивную и воспитательную(41).
Репродуктивной он приписывает два обособленных друг от друга вида побуждений – естественное сексуальное стремление и стремление к рождению ребенка. Благодаря этой функции возможны воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода и сохранение сапиентности человека, поскольку без наличия детей индивид испытывает затруднения как личность.
Воспитательная функция семьи, по З.Я. Матвейчику, имеет три аспекта:
- формирование личности ребенка;
- воспитательное воздействие семьи, как малой социальной группы, на каждого своего члена в течение всей его жизни;
- постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи (41).
Учитывая тот факт, что семейному воспитанию присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, реализация именно этих функций способствует сохранению человеческой цивилизации и является условием его поступательного развития. На это указывал в свое время наш соотечественник П. Сорокин, который, выделив три типа семей (патриархально-общинную, групповую, индивидуалистическую), доказывает, что, во-первых, семья оказывает значительное влияние на общественный строй и исторические судьбы народа, а во-вторых, чтобы народ имел хорошую общественную организацию, экономическое процветание, свободу, духовное развитие и силу, мало хороших наследственных свойств, мало благоприятных условий, надо, чтобы семейный институт народа был хорошо организован, и тогда она будет воспитывать настоящих людей. Таким образом, делает вывод П. Сорокин, семья – мощнейший воспитательный институт; основная фабрика производства людей; главная лаборатория, где определяется и решается количество наследственных склонностей и импульсов и количество приобретенных свойств и форм поведения; экономическая мастерская. На основе вышеприведенной характеристики данный автор считает, что семье свойственны троякого рода функции:
1) воспитательно-педагогическая;
2) социально-физиологическая;
3) экономическая.
Он подчеркивает, что они имеют настолько важное значение в жизни общества, что «если семья не устроена надлежаще, по крайней мере, в двух первых отношениях, то едва ли возможно вполне здоровое и процветающее общество».
Другой представитель русского зарубежья – И.А. Ильин семью относит к первичному лону человеческой культуры. Он утверждает, что «здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как), верить (во что) и жертвовать (чему и чем); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец» (4; 6).
Семья в силу этого:
1. Имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни – научить от природы любить.
2. Призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Семья для ребенка первое родное место на земле; сначала – жилище, источник тепла и питания; потом – место осознанной любви и духовного понимания. Она – лоно естественной солидарности, школа взаимного доверия и совместно организованного действования.
3. Помогает ребенку учиться верно воспринимать авторитет, благодаря чему человек воспитывается к внутренней свободе, осваивает начала свободного и здорового правосознания.
4. Является школой здорового чувства частной собственности, учит самостоятельности и верности, собственной инициативе и социальной взаимопомощи.
Естественно, автор дает себе отчет в том, что не всякая семья окажется в состоянии решать такие сложные задачи. Он, в частности, выделяет ряд особенностей здоровой семьи, которая может воспитать достойного человека. Это: а) эротически чистая атмосфера, искусство духовно-целомудренной любви; б) атмосфера искренности; в) спокойная, достойная дисциплина; г) искусство повеления и запрета; д) подарок человеку двух священных первообразов: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение.
Другой незаслуженно забытый в предыдущий исторический период отечественный педагог В.В. Зеньковский также подчеркивает, что «семья сама по себе обладает могучим воспитательным средством.
Воспитательные силы семьи край не велики, и, с другой стороны, разрушение семьи влечет за собой чрезвычайные беды для души ребенка…». Причем автор указывает на те факторы, которые в первую очередь отрицательно сказываются на педагогические потенциалы семьи: почти полное исчезновение труда и превращение ее в основном в потребительскую единицу; урбанизация семейной жизни; изменение положения женщины в семье, ее занятость в общественном производстве; возможность ранее производимый семьей продукт приобрести легко на стороне. В силу этого семья не может с достоинством выполнять свои прежние функции, которые принято разделять на физические и психические. Их задача – воспитание здорового ребенка. Задача третьей функции – социальной – развитие двух главных навыков: повиноваться и повелевать.
Таким образом, по мнению В.В. Зеньковского, «…семья подобна цветку, вырабатывающему аромат, необходимый для ребенка. Ребенок не может жить без семьи. …Даже в самой скверной семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка. Громадное значение… имеет период кормления его грудью матери. Сюда входит весь комплекс психологической и физической связанности, все то, что восстает из глубины души матери. В дальнейшие годы дитя живет в семье беспечно и на просторе, не просто пользуясь семьей, но любя ее, переживая поэзию семьи. Ребенку необходимо пережить эту поэзию, это ложится неизгладимой печатью на его душу».
В.С. Торохтий (83) придерживается точки зрения, что функции семьи – явление динамичное. Они изменяются на разных жизненных циклах семьи, так как с течением времени одни утрачиваются, другие становятся дополнительными, вспомогательными или ведущими.
«Вместе с тем, существуют функции, которые в той или иной форме, сохраняются реально в течение всего жизненного цикла полноценной семьи» [98,108]. Среди важнейших он рассматривает:
1. Воспитательную функцию;
2. Функцию хозяйственно-бытовых отношений;
3. Функцию интеллектуального общения;
4. Функцию психологической разрядки;
5. Функцию сексуальных отношений и деторождения.
Воспитательную функцию семьи автор, поставив на первое место, характеризует через призму психолого-педагогического воздействия посредством таких психологических механизмов, как притязание, ожидание, сравнение, достижение, удовлетворенность, а также жесткую ролевую структуру (муж, жена, ребенок или отец, мать, брат, сестра, сын, дочь). Все это требует от каждого определенных знаний, умений, навыков, характера поведения, соответствующих определенному образу, статусу, границам социальной приемлемости. Главное, к чему приходит автор в своих размышлениях и с чем нельзя не согласиться, – в ходе реализации воспитательной функции обеспечивается социализация не только подрастающего поколения, но и старших членов семьи, их адаптация через детей к изменениям в различных сферах жизни современного общества.
Исходя из выше сказанного, замещающая семья призвана выполнять следующие функции:
Абилитационная – направлена на создание условий как для ребенка, так и для родителей (введение в сообщество таких же семей, показ отличия и значимости данной формы занятости взрослых и т.п.), для получения опыта, не имевшегося у них ранее.
Компенсирующая – предполагает организацию деятельности замещающих родителей и других членов семьи, направленной на восполнение опыта взаимодействия с приемными детьми.
Корректирующая – позволяет исправлять имеющиеся нарушения в отношениях между взрослыми и приемными детьми, внутри детских коллективов, как в условиях замещающей семьи, так и в образовательном учреждении.
Развивающая – направлена на повышение педагогической компетентности и психологического просвещения замещающих родителей.
Интегрирующая – направлена на создание условий для успешной адаптации всех членов замещающих семей, включая и приемного ребенка, на ранних стадиях становления и развития семей, а также на формирование социального окружения и поддерживающей сети семьи, еë дальнейшее укрепление в социуме как профессиональной семьи.
Регулятивно-стимулирующая – связана с упорядочением социально-педагогических процессов и их влиянием на формирование личности ребенка, семейной атмосферы, а также с повышением социальной защищенности ребенка и родителей, нейтрализацией влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка в процессе его развития и активизации его положительной социально полезной практической деятельности.
В целевомблоке разработанной модели сопровождения замещающей семьи в соответствии с вышеперечисленными принципами в качестве конкретной цели предусматривается создание благоприятных условий для семей, взявших на воспитание детей из учреждений интернатного типа, предупреждения вторичного сиротства за счет мобилизации ресурсов самой семьи, замещающих родителей и детей, их нацеливание на изменения сложившейся ситуации, на дальнейшее развитие новой семьи.
Для реализации этой цели необходимо решение следующего комплекса задач: 1) оказание своевременной социально-экономической, социально-информационной, социально-правовой, социально-психологической, социально-реабилитационной,медико-социальной, социально-педагогической, социально-бытой помощи замещающей семье; 2) повышение компетентности приемных родителей в воспитании и развитии приемного ребенка; 3) поддержка приемного ребенка в процессе адаптации к новым условиям в замещающей семье.
Третий блок модели – ценностно-мотивационный –отражает формирование у замещающих родителей главной ценности - служения детям и отражает суть сопровождения - формирование отношений взрослых и приемных детей.
Ценности — это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называют обобщенные, устойчивые представления о чем-то, как о предпочтительном, как о благе, о том, что отвечает каким-либо потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека. Некоторые философы отмечают, что ценности — это, главным образом, идеалы общественной жизни, которые лежат в основе и личной деятельности.
Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности формируют критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам.
Таким образом, категория «ценность» используется для обозначения объектов и явлений, их свойств, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.
В педагогическом словаре под ценностями понимается любой объект,, имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, этноса).
Ценности охватывают всю жизнь человека, наполняют ее особым смыслом и формируют его как личность.
Ценность — не природное свойство человека. В ней отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению, а именно отношение, в котором проявляется признание этого нечто как важного, значимого для человека.
Социологи отмечают, что:
- ценности семьи — важнейший элемент социального института и малой группы;
- семья и семейные ценности — один из элементов фундамента культуры;
- ценности семьи включают все человеческие свойства и качества;
- ценности семьи уникальны, большинство из них реализуется в основном в сфере брачно-семейных отношений;
- разные семьи имеют свой набор ценностей, однако многие из которых повторяются;
- число ценностей зависит от ряда факторов: потребностей и целей членов семьи, стажа супружеской жизни, степени важности тех или иных ценностей, национальных и религиозных особенностей и т. п.;
- семейные ценности оказывают влияние друг на друга; чем существеннее взаимосвязь ценностей, тем крепче целостность семьи (и наоборот);
- семья воспроизводит ценности не только для себя, но и для общества (29).
Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальным значением семьи.
С точки зрения семейных ценностей и ценностных ориентиров, выделяют семьи: в которых семейным ценностям (а не личным или общественным) отдается приоритет; где личные ценностные ориентации имеют для супругов более высокую значимость по сравнению с ценностями семьи; имеющие различные ценностные ориентации, когда один из супругов отдает предпочтение личным, а другой — семейным ценностям; семьи, в которых определенное время сохраняется паритет семейных и личных ценностей; с «плавающими» ценностями — преобладание в одни периоды ценностей семьи, в другие — личных.
На протяжении всего своего существования институт семьи реализовывал те ценности, ради которых семья существует. Это так называемые родовые ценности семьи и брака.
Л.И. Савинов считает, что к родовым ценностям семьи относятся:
- сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которого является любовь;
- рождение детей — ценность, в ходе достижения которой проявляются не только биологический инстинкт, но и важные духовные и социальные параметры;
- различные ценностные ориентации, благодаря которым в многопластовой сфере общения члены семьи имеют возможность окунуться в мир человечности. Этому способствуют роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и т.д.
Взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью семьи, мы выделяем следующие ценности современной семьи:
- связанные с самоутверждением личности: социальная значимость семьи, традиционность личности семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе;
- удовлетворяющие потребность в любви и признании: принятие каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недостатками, возможность чувствовать себя любимым, нужным и самому иметь возможность проявлять свои чувства в отношении близких людей;
- удовлетворяющие физиологические потребности: сексуально-интимные отношения супругов;
- возможность чувствовать относительную стабильность и защищенность: длительность семейно-брачных отношений, постоянство контроля, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка;
- удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг: общение с детьми, родственниками, друзьями, обмен духовными ценностями;
- дающие возможность удовлетворять прагматические потребности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т.д.
Ценности бывают двух типов — самодостаточного и инструментального.
Семейные ценности самодостаточного типа: социальный статус и социальная значимость семьи, ответственность перед близкими, возможность самоутверждения, привязанность к детям и супругу.
Семейные ценности инструментального типа: ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания, умения, навыки. Они формируются в родительской семье и развиваются в течение всей семейной жизни человека, составляя основу личности семьянина (23).
В качестве интегративной ценности замещающей семье можно рассматривать служение детям.
Служить – 1) нести, исполнять службу; 2) делать что-нибудь для кого-нибудь, направлять свою деятельность на пользу чему-нибудь; 3) иметь своим назначением, быть пригодным для …; 4) выполнять назначение (53).
Следовательно, ценность сужения замещающих родителей приемным детям в том, что бы профессионально, компетентно исполнять свои обязанности, направлять свою повседневную деятельность на пользу приемных и собственных детей; иметь своим назначение обеспечение их благополучия, защищенности, успешной социализации.
Назначение социально-педагогического сопровождения в этой связи – содействовать тому, чтобы это служение состоялось.
Следующий блок предлагаемой модели, содержательный.Он включает несколько направлений работы:
Первоедиагностическоенаправление предполагает изучение проблемных зон развития замещающей семьи и ее членов и приемного ребенка в новом для них статусе. Его целью является определение ресурсов замещающей семьи, эффективность ее функционирования, динамику изменений состояния ребенка и взрослых.
Второе, просветительское, направление в моделиориентированона формирование и дальнейшее непрерывное повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей, обучение их методам и приемам воспитания и взаимодействия с депривированными детьми.
Цель данного направления при работе с указанными категориями – вооружение знаниями, повышение профессионального мастерства, педагогической компетентности в вопросах взаимодействия с приемными детьми, расширение перечня ключевых компетенций, овладев которыми замещающие родители имеют реальную возможность эффективно строить взаимоотношения, решать проблемы, помогать осуществлять процесс воспитания приемного ребенка в семье. Реализация данной цели предполагает наличие специальной программы подготовки взрослых и детей к новой роли.
Третье направление – коррекционно-абилитационн