Понятие «коллектив», «группа». Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива

Коллектив — это взаимодействующая общность, объеди­ненная социально-ценностными отношениями. Ценность ис­ходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социаль­ного плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной, а далее коллективной деятельности от­ношений ответственной зависимости между членами группы. История их взаимодействия, протяженная во вре­мени, преобразуя группу в совокупный субъект, порождая способность ее быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, об­ладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать единый результат этой деятельности.

В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятель­ность сопровождается успехом. В диффузной же группе, по­лярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха.

Педагог, работая с группой детей, должен позаботить­ся о развитии внутригрупповых отношений и содействовать рождению коллектива как наиболее благоприятного социального пространства.

Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, всту­пающих в контакт в ходе взаимодействия. Отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.

Во-первых,благодаря взаимному обмену информа­ции группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых,группа — это богатейшее поле эмо­ционального напряжения, где переплетается удивитель­ное многообразие эмоциональных проявлений индиви­дуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палит­ру эмоциональных откликов на реальную действитель­ность. В-третьих,в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни, В-чствертых,в группе ребенок обнаруживает свою несхо­жесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим "Я", и познает самого себя в таком сопоставле­нии с другими. Наконец,группа предоставляет возмож­ность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и так как в группе спектр социальных полей широк, то именно в группе интенсивно формируется яркая индивидуаль­ность ребенка.

Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса. Малыш вписывается в простран­ство двора, будучи жителем определенного дома. Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума. Механизмом формирующего влияния группы на ре­бенка является психологический климат, а вернее, соци­ально-психологический климат группы. Социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, об­щества) — это система отношений, влияющих на самочув­ствие личности и тем самым определяющих направлен­ность и характер деятельности, а значит, и развития лич­ности. Когда мы говорим, что ребенок воспитывается в социуме, то подразумевается не число людей, не их внеш­ний вид и даже не их образование или профессия, хотя последнее немаловажно, в первую очередь, предполагается соответствующий его развитию социально-психо­логический климат, социальное поле отношений, в кото­ром размещено "Я" ребенка.

. Климат рождается в момент выяв­ляемых отношений и существует пока посыл отноше­ний от одного субъекта к другому совершается. Фраза, взгляд, поза, пластика, действие, даже платье - все, как лучи света, как электромагнит­ная волна, свидетельствуют о климатическом поле группы, несущем в себе социальное отношение.

Социально-психологический климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из много­кратного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива, сиюминутна, летуча и переменчива. Для установле­ния климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы.

Характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития:

—доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;

—защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;

—работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;

—инициативность как индивидуальная активность каждо­го члена группы и свободное проявление личностного "Я";

— мажор и оптимизм как устремление группы к радост­ным перспективам.

Аналогичны характеристики неблагоприятного клима­та группы: агрессивность, незащищенность, леность, пас­сивность, пессимизм, унылость, инертность.

Данные характеристики определяют состояние ребен­ка в группе, а ключевые отношения в группе обусловли­вают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состоя­ние ребенка препятствует свободному развитию его цен­ностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, на­правляет свои профессиональные усилия на создание пси­хологической атмосферы группы. Способы влияния на ат­мосферу (в итоге, на климат) достаточно разнообразны и, на первый взгляд, не поддаются жесткому обозначению. Звук скрипки, запах пирога, ласковое слово, нарядные одежды, ритмические движения и т.д. - все это кажется случайным, стихийным, зависимым от индивидуального творческого выбора педагога.

Субъектом создания атмосферы может быть сам педа­гог, либо ребенок как член группы, либо какое-то третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед груп­пой непосредственно (директор, писатель, ученый, роди­тель, артист, представитель власти, герой труда) или опо­средованно (через фонозапись, фотографию, суждение, видеозапись). Их влияние направляется по аудиалъному (слово, музыка, звуки природы), визуальному (предмет, ил­люстрация, художественное полотно, вещь, образ приро­ды), по кинестетическому (движения, запахи, действия, лакомство, улучшенные условия) каналу. Разнообразие со­четаний названных параметров порождает разнообразие способов.

Наши рекомендации