Научные основы определения содержания. Носители содержания образования
Содержание образования - это система знаний, умений и навыков, компетенций отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.
На формирование содержания влияют:
- принятые цели
- потребности личности
- социальные потребности
- социальные и научные достижения
- педагогические возможности
Носители содержания образования:
- государственный образовательный стандарт
- учебный план
- учебная программа
- учебники
- учебно-методический комплекс
- учебные предметы
СРАВНЕНИЕ
Старый стандарт.
цель: усвоение ЗУН, развитие личностных качеств, т е запомни -> воспроизведи.
содержание: ориентация на учебно предметное содержание. Внеурочная деятельность необязательный компонент.
Результаты: требования к уровню подготовки по каждому учебному предмету
Новый стандарт.
цель: формирование учебных действий, направленных на формирование личности ребенка в развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективная работа в раскрытие его талантов, рефлексия.
содержание: включение в контекст обучения решения значимых жизненных задач; внеурочная деятельность обязательной и нормирована; вводится компетенции ( ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и личностного самосовершенствования) ; системно-деятельностный подход.
Результаты: личностные, метапредметные, предметные
Учебные программы.
Виды:
1 типовые учебные программы- разработаны на основе государственного образовательного стандарта по определенным дисциплинам,имеют рекомендационный характер
2 рабочие- создаются на основе типовых, утверждается педагогическим советом, отражает требования образовательного стандарта, и возможности конкретного учебного заведения
3 авторские - учитывают требования образовательного стандарта, могут иметь другую логику и авторскую позицию
Учебный план
функции учебника:
1 учебник должен обеспечить формирование мировоззрения
2 должен сообщить научно достоверные данные в соответствии с уровнем развития науки
3 соответствует программе
4 развивать мышление и сформировать основные приемы умственной деятельности
5 должен обеспечить подготовку к получению знаний в будущем, то есть формировать умение учиться
6 соответствует возрастным особенностям учащихся
7 должны быть реализованы: внутрипредметные, межпредметные, и метапредметные связи
8 должен включать в себя задания для развития креативности и самостоятельности
9 должен быть хорошо оформлен двоеточие соответствующий шрифт и качественные иллюстрации
Учебный предмет - это не наука в миниатюре специально отобранный и дидактические отобраный материал науки
Есть учебные предметы, отображающие одну науку, и синтез наук. При построении учебного предмета учитываются особенности науки и особенности возраста.
Образовательная система.
Школа россии, перспектива, перспективная начальная школа, школа 2100, планета знаний, начальная школа 21 века, гармония, система начального образования занкова, система научного образования эльконина-давыдова
Билет 16
Проблемное обучение.
Проблемное обучение.Родоначальник -Сократ. У него много открытий теоретического плана. Основная форма обучения сократовская беседа которое является своеобразно выстроенной психолого-дидактической проблемной ситуацией. При проблемном обучении преподаватели не сообщали готовым знанием, организовывали учеников на их поиск: понятия закономерности, теории познаются в ходе поисков, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего и являются знания.Известный польский ученый В. Оконь в своей книге "основы проблемного обучения": "чем больше ученики стремятся в ходе своей работы напасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты".В основе проблемного обучения лежит самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся по овладению новыми знаниями, новыми способами действий, путем решения учебных проблем.Проблемная ситуация - это создание учеников затруднения, пути происхождения которого требуют новых знаний, новых способов действий, то есть возникает противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения задач.Учебная проблема - представляет собой проблемную ситуацию, принятую учеником к решению на основе имеющихся средств, то есть всякая учебная проблема содержит проблемную ситуацию, но не всякая проблемная ситуация будет для учащихся проблемой.А.М.Матюшин
6 основных правил создания проблемной ситуации:
1 - следует ставить такой практической или теоретической задания, выполнение которых не требует открытия новых знаний
2 - задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся
3 - проблемное задание дается объяснение нового материала
4 - проблемные задания включают в себя: учебные задачи, вопросы и практические задания, но сами по себе не является проблемной ситуации
5 - одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий
6 - возникшую проблему ситуацию формулирует учитель, указывает на причину невыполнения задания
Этапы познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.
1 возникновение общей проблемной ситуации
2 осознание, анализ, формулировка проблемы
3 решение проблемы. Выдвижение и обоснование гипотез, последовательное их проверка
4 проверка правильности решения проблемы
Инструментом создания проблемной ситуации является:
- проблемные вопросы
- проблемные задачи
- проблемные практические задания
Но не всякие проблемные вопросы, проблемные задачи, и проблемные практические задания является проблемными:
1 Они становятся проблемы тогда, когда имеется связь с ранее усвоенными знаниями и с теми, которые будут усваиваться
2 когда вызывают чувство неудовлетворённости в имеющихся знаниях и желание получить новые
3 когда содержит трудности, но есть ощущение, что их можно решить
4 когда вопросы и задачи вызывает вопросы удивления
5 когда имеющиеся знания приходят в противоречие с новыми
Билет 171. Программированное обучение. Алгоритмизация. Компьютеризация.