Вальдорфская школа (школа Р. Штейнера)
Вальдорфская педагогика – совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропологическом понимании развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологические и дидактико-методические основы вальдорфской педагогики разработаны Р. Штейнером (в другом написании, Штайнером). Первая свободная школа, основанная на идеях Р. Штейнера открылась в 1919 году в Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория», отсюда и название – вальдорфские школы.
Задача вальдорфской педагогики – воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения. Главное действующее лицо в вальдорфской педагогике – классный учитель. Он организует практически всю учебно-воспитательную работу со своими учениками в течение первых 8 лет обучения. В классе обычно около 30 человек. Классный учитель разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы; создает и поддерживает тесное взаимодействие между школой и родителями. Учитель не работает по жесткому плану, его действия определяются с учетом индивидуальности каждого ученика.
Р. Штейнер развитие человека рассматривал как цепь внутренне присущих человеку ступенчатых преобразований, протекающих под влиянием биогенетического закона. На ступени всестороннего развития действие биогенетического закона преодолевается и человек достигает подлинной духовной свободы.
Вальдорфская педагогика исключает прямое воздействие на волю, допускаются только косвенные воздействия, общий принцип которых «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». В вальдорфских школах большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие живого мышления и прочной воли.
Обучение делится на три ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. В начальном обучении преимущественно используются образные формы изложения материала. Предметы учащиеся проходят так называемыми эпохами: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках изучается один и тот же предмет. Учебники не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Тексты до 8 класса, как правило, диктуются или формируются совместно всеми в классе. На старшей ступени ученики самостоятельно записывают сообщаемый материал. Таким образом, у каждого ученика рождается свой индивидуальный учебник. Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося.
Вальдорфские школы основаны на принципе самоуправления, должности директора школы и его заместителя упразднены. Коллективное руководство школой осуществляется на еженедельных конференциях, в которых равноправно участвуют все учителя. Вопросы материального обеспечения и финансирования решает школьное объединение, состоящее из всех учителей и родителей учащихся.
Чтобы наглядно представить процесс обучения в штейнеровских школах, покажем, как в них происходит обучение письму и чтению.[40]
Перед тем как приступить к обучению письму, учитель особое внимание обращает на развитие образного восприятия ребенка и навыков работы руками. Для этого существует специальный предмет – рисование форм. На занятиях, опираясь на игры и сказки, учитель «прошагивает» основные геометрические фигуры большого размера (круг, прямоугольник, спираль и т.д.) Эту же фигуру ученик описывает в воздухе рукой. Затем переносит форму движения на бумажный лист.
Буквы не просто перечисляются детям, учитель рассказывает историю о каждой букве, в которой раскрывается ее характер, например, буква «д» – дом, в котором жила добрая старушка; «ж» – жадный жук, «к» – смелый королевич.
Учитель рассказывает сказку о храбром королевиче, который освобождает прекрасную принцессу из плена. Ученики рисуют на весь тетрадный лист королевича с мечом, который он занес над змеем-горынычем. В сознании ребенка долго живет образ храброго королевича, и иногда даже на втором году обучения некоторые дети пририсовывают к букве «к» корону и меч. Со временем это исчезает, но ученик уже не воспринимает букву как пустой, не наполненный смыслом звук.
В вальдорфских школах дети сначала учатся читать, потом писать. Учатся читать на основе приема «скользящее чтение» – учитель читает вслух и одновременно указывает на буквы на доске. Ученики повторяют, подражая ему.
Школа М. Монтессори
Итальянский педагог-антрополог Мария Монтессори (1870-1952) разработала педагогическую систему, в основу которой положена гипотеза о том, что каждый ребенок от рождения наделен ему одному присущим потенциалом развития, который может быть реализован только в собственной деятельности ребенка. Задача педагога – создать среду, облегчающую ребенку раскрытие собственного потенциала и позволить ему свободно действовать в этой среде, познавая через нее и окружающий мир.
М. Монтессори определила три этапа в развитии ребенка от 3 до 12 лет. Первый этап – до 6 лет: ребенок – строитель самого себя. Это – период «впитывающего» сознания, языкового, сенсомоторного развития. Организованная педагогом среда включает специальные материалы, взаимодействуя с которыми, ребенок развивает свою сенсорную сферу, мелкую моторику руки, формирует практические навыки.
Второй этап – от 6 до 9 лет: ребенок – исследователь. Он познает окружающий мир в процессе собственных активных действий, с помощью воображения создает его целостную картину.
Третий этап – от 9 до 12 лет: ребенок – ученый. Из исследователя-экспериментатора он превращается в маленького ученого, который не только ставит опыты, но и пытается их проанализировать.
В России идеи М. Монтессори получили распространение в 90-е годы XX века. В те годы я побывала в учебно-воспитательном комплексе № 1641 г. Москвы, в котором были организованы Монтессори – детский сад и Монтессори-школа[41].
Остановлюсь на деятельности Монтессори-школы. Дети в группах не одного возраста, как в традиционной школе, а включают детей 5-7 лет (группа «Пчелы»), 7-9 лет («Муравейник»). Вместо классно-урочной системы – свободная работа детей в развивающей среде, так называемые, рефлексивный и дидактический круги, погружения в отдельные области знаний на третьем году обучения и творческие студии-мастерские.
Школьный день начинается с рефлексивного круга, который длится 15 минут. Дети и педагог садятся на ковер в круг и сначала хором произносят приветствие:
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка земля!
Здравствуйте, мои друзья!»
Затем все вместе обсуждают что-то интересное и важное, играют в познавательные игры, иногда психолог проводит психогимнастику – ребята упражняются в выражении чувств, настроения, выполняют задания рефлексивного характера.
До 10.30 – свободные занятия ребят. В классной комнате - удобные столы для работы, полки с материалом. В классе два педагога: учитель и ассистент. Когда ребенок берет какой-либо материал в первый раз, педагог рассказывает о нем, объясняет, что нужно делать. Например, на глобусе – где изображены материки, океаны – прикреплены крючочки, на них нужно повесить таблички с географическими названиями. Ребенок может подойти к книжной полке, взять энциклопедию, справочник, учебник – и найти то, что нужно.
Интересно проходят занятия по подготовке к письму. На картонных табличках шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Учитель показывает, как пальчиками обвести букву, будто написать ее. Затем следующий этап: ребенок завязывает глаза, берет из коробки шершавую букву, ощупывает ее, называет, затем берет другую.
Я спросила у учителя о мальчике, который взял две шершавые буквы а и я и, внимательно глядя на них, стал тренироваться в их написании: «Почему он выбрал именно эти буквы?» Педагог пояснила: «Он сам решил, что они у него пока плохо получаются». Вот этот постоянный выбор учеником деятельности, выбор осознанный и ответственный, характерен для системы Монтессори.
В классной комнате есть прекрасный счетный материал – «золотые бусины». В коробке – 10 бусин, затем на проволочки нанизаны по 10 бусин, затем проволочки скреплены по 10 и так далее – то есть представлены единицы, десятки, сотни, тысячи. Дети очень быстро от счета в пределах десятка переходят к сложению и вычитанию двузначных, трехзначных чисел.
В Монтессори-школе ведется необычный предмет – «Космическое воспитание», его называют просто «Космос». Речь на этих занятиях идет не только о звездах и планетах, «Космос» рассматривается как метапонятие, как целостная среда, в которой существует человечество. Этот предмет интегрирует знания по биологии, астрономии, географии, истории культуры.
Есть в Монтессори-школе необычная комната – небольшой спортивный зал, с канатами, шведскими лесенками, перекладинами и кольцами. Можно поупражняться, побегать, попрыгать, даже во время учебных занятий. Но обычно во время занятий спортзал пустует – дети увлечены работой.
В коридорах школы – выставки детских работ, есть персональные выставки. Правила школьной жизни, написанные детской рукой. Объявление: «Ура! У нас новый проект! Мы открываем «Музей динозавров» для малышей. Для этого понадобятся: 1) фигурки динозавров, 2) книжки про динозавров. Музей открывается в пятницу в 16 часов».
Коллективная творческая деятельность над различными проектами традиционна в этой школе. Выбирается тема, ребята готовят доклады, все вместе их обсуждают, высказывают свои мнения. При этом звучит: «Я не согласен, я думаю иначе…» Дети приносят из дому книги по данной теме, рисуют, лепят, сочиняют стихи, сказки. Венец работы над проектом – школьный праздник.
Мы рассмотрели в качестве примера четыре авторских школы. Конечно, их гораздо больше: это и школа В.А. Караковского, и гуманитарная гимназия Н.А. Шарай, и «справедливое сообщество» Л. Кольберга (США) и др. Авторские школы могут быть и личностно-ориентированными, и предметно-ориентированными, и с демократическим стилем отношений, и с авторитарным. В тех школах, которые мы рассмотрели, учебный процесс ориентирован на личность, на развитие индивидуальности ученика, признание его уникальных свойств. Выбор этих авторских школ обусловлен, скорее всего, моими предпочтениями. Я постоянно ощущаю, насколько далека от желаний, стремлений ученика современная знаниево-ориентированная школа, поэтому с удовольствием описываю опыт иной организации образовательной деятельности.
Завершая рассказ об авторских школах, хочу сказать, что личность автора школы, а я знакома с Е.А. Ямбургом, В.А. Караковским, всегда яркая, сильная, способная выдвинуть собственные интересные идеи, реализовать их на практике и еще отстоять, потому что новое, необычное часто вызывает противодействие.