Игры-эстафеты на развитие быстроты и ловкости
Игры-эстафеты являются важным средством развития быстроты и ловкости, наиболее приемлемой формой командных соревнований в старшей возрастной группе. В них могут сочетаться самые разнообразные двигательные задания, развивающие быстроту и ловкость: пробежать, перелезть, удержать равновесие, перенести груз; проползти, присесть и взять мяч, провести его, попасть в цель, вернуться прыжками на двух ногах на исходную позицию к стартовой черте и т.д. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром рациональном решении двигательных задач.
При проведении игры-эстафеты решается ряд задач – закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие у играющих ориентировки в пространстве, физических качеств быстроты и ловкости, смелости, решительности, организованности и дисциплинированности, внимания, выдержки, выносливости, точности, координации движении.
Игры-эстафеты для развития быстроты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. Большое значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений в играх-эстафетах по неожиданному сигналу. А чтобы постоянно сохранялась острота его восприятия, упражнения должны быть не только разнообразными, но и доступными для выполнения.[2]
Совершенствование ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется в упражнениях, выполняемых в играх-эстафетах. Совершенствование ловкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, - это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры-эстафеты.
Эстафеты бывают:
- линейные – соревнующие стоят в параллельных колонах;
- встречные – команды делятся пополам, и ее половины становятся в колонны друг против друга;
- круговые – команды становятся по кругу.
Планируя эстафету надо руководствоваться следующими правилами: включать в ее содержание движения хорошо знакомые детям; помнить, что от количества, сложности заданий, расстояния между местами их выполнения, подготовленности детей избранной оценки результата эстафеты зависит величина и характер физической нагрузки. Не обязательно побеждает команда, которая первая закончила эстафету. При определении победителя применяют объективную и не сложную очковую систему. Результаты каждой команды, участвующих в эстафете, оцениваются воспитателем либо по качеству, организованности и согласованности действий детей, либо по времени затраченному на выполнение задания.
Организация и методика игр-эстафет должны быть направлены на воспитание взаимоотношений между детьми и их нравственно-волевого поведения. Следует предоставить детям задания без ограничения срока.
Необходим тщательный подбор команд. Всего команд должно быть 3-4, в каждой команде не более 4-5 детей примерно равных по силам.
Выполнение правил обязательно для всех участников. Нарушение правил должно фиксироваться и учитываться при подведении итогов. Команды выстраиваются в параллельные колоны перед стартовой линией на расстоянии 1,5-2м. одна от другой. В 10-12м. от этой линии проводится вторая линия. Заранее выбирают капитанов, остальные участники игры объединяются в пары или тройки; капитаны по очереди выбирают играющих по названиям команд.
Для проведения эстафеты целесообразно использовать стационарную дорожку препятствий. Преодоление несложной полосы препятствий служит совершенствованию навыков и умений детей, комплексному развитию двигательных качеств. Особенно ценно, что ребенок получает возможность использовать свои умения в новых нестандартных условиях, действовать в соответствии со своей подготовленностью, своеобразно своим силам, проявлять определенные волевые усилия.
Руководителю эстафет нужны помощники, которые наблюдают за выполнением правил, замечают ошибки, ведут подсчет очков, поправляют по необходимости нарушенные препятствия.
Содержание игр-эстафет зависит от возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся; размеров зала, площади, времени года, наличия необходимого физкультурного оборудования. И в зависимости от всего выше перечисленного можно подбирать разные сочетания двигательных заданий для дорожки препятствий. Наиболее приемлемое их количество 3-5.[19]
На преддипломной практике в качестве руководителя физического воспитания мы организовывали для детей старшей группы игры-эстафеты. С детьми была проведена подготовительная работа: беседа на тему: «В какие игры мы будем играть», из которой дети узнали, что такое игры-эстафеты, где можно проводить эстафеты, какими смелыми, быстрыми и ловкими они в результате станут. При этом показывала иллюстрации, отражающие различные моменты игр.
Игры-эстафеты были организованы по подгруппам – по 4-5 человек в каждой команде.
В последующей работе придерживалась такого расписания: в понедельник и четверг – разучивание новой эстафеты; во вторник и пятницу -повторение знакомой эстафеты; в среду эстафета проводилась на физкультурном занятии. В зависимости от содержания основной части физкультурного занятия планировала игры-эстафеты так, чтобы нагрузка, получаемая детьми на занятиях, была равномерно распределена на все основные группы мышц.
Дети проявили большой интерес к играм-эстафетам. Их увлекало разнообразие движений в одной игре, - пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамейке, запрыгнуть и спрыгнуть с куба и т. д., соревновательный характер. Однако необычность обстановки, разнообразие заданий возбуждали детей, они не всегда слушали меня внимательно. Но затем дети быстро привыкли к правилам проведения эстафет и стали дисциплинированными. Они с нетерпением ждали игр-эстафет, играли с большим удовольствием.
На начальных этапах разучивания игр-эстафет последовательно предъявлялись требования к качественному, быстрому и точному выполнению движений детьми. Усложненные варианты игр-эстафет предлагала лишь после усвоения основных правил, овладения двигательными навыками и простейшими игровыми приемами.
Наблюдая за взаимоотношениями в играх-эстафетах, за реакциями на неудачи менее подготовленных детей в начале практики, мы заметили, что они терялись в новых, необычных условиях. Таким детям мы уделяли больше внимания на занятиях, во время проведения игр-эстафет, занималась с ними индивидуально. Например, у Кости О. не получался в игре бросок мяча в корзину, а все остальные задания он выполнял даже лучше некоторых детей. После индивидуальной работы мы отметили, что у Кости уже лучше получается бросок, и он более уверенно стал участвовать в эстафетах.
Задания постепенно усложнялись, варьировались в зале и на улице. У детей закреплялись знания правил игр-эстафет, совершенствовались навыки движений. Дети стали более уверено проходить дорожку препятствий. Девочки наравне с мальчиками быстро пробегают по бревну, смело влезают по наклонным и вертикальным гимнастическим стенкам и перелезают через вверх этих стенок, уверенно пробегают по качающимся доскам и д.т.
На собственном опыте мы убедилась, что игры-эстафеты нужно использовать, так как они являются эффективным средством развития быстроты, ловкости и морально-волевых качеств детей дошкольного возраста.
Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод о том, что включение в занятия по физической культуре в детском саду игр-эстафет позволяет значительно увеличить физическую нагрузку, повысить интенсивность занятий, улучшить качество двигательных навыков, способствуют развитию физических качеств и развитию в целом организма дошкольников, что очень важно при подготовке к школе.